Статья, написанная год назад была переведена на татарский язык двумя издательствами и была опубликована в Казани и Уфе.
Эти переводы можно прочитать в публикациях «Мирхайдар Файзи – композитор» и «Джаудат Файзи – драматург». На русском языке статья публикуется впервые. Это статья о том, какую музыку сочинил Мирхайдар Файзи и какие пьесы, рассказы и стихи написал Джаудат Файзи.
Мирхайдар и Джаудат Файзи – близкие родственники, оба непревзойдённые таланты. Драматург и композитор.
Источник вдохновения первых композиторов. Песни народа, не знавшего нот.
Когда я стала знакомиться с жизнью и творчеством этих двух замечательных людей, я была поражена тем, как много удивительного было в их судьбах. Я уверена, что многие бы озадачились, найдя в одном из справочников, что Мирхайдар Файзи – «композитор». Я тогда подумала, что это опечатка или ошибка. «Перепутали с Джаудатом абый». Но сомнение закралось мне в душу. И при дальнейших моих изысканиях, я подспудно искала подтверждение этого утверждения. Позже, когда мне приходилось встречаться с людьми сведущими, они не выказывали удивления по этому поводу. «Наверняка!»,- говорили они в один голос. А что такое татарский композитор начала прошлого века?» Первый профессиональный композитор в татарской культуре – Султан Габаши, ровесник Мирхайдара Файзи. Первые! Они были первыми во всём. Они создавали современную культуру татар. И происходило это всего сто лет назад.
Султан Габаши написал свои первые музыкальные произведения для драмы Гаяза Исхаки «Зулейха» в 1917г. Она была поставлена в Казани и имела огромный успех. Автор сам дирижировал оркестром, аккомпанировавшему актёрам, исполнявшим специально для них написанные песни.
В это же время в Оренбурге ставится музыкальная драма Мирхайдара Файзи «Галиябану». Мирхайдар Файзи не получил музыкального образования в отличие от Габаши, но также, как и он обучался богословию. У них обоих была непростая судьба. С одной стороны, оба внесли огромный вклад в культуру татар, а с другой стороны, оба подверглись гонениям со стороны властей, обладая не пролетарским происхождением. В чём-то их развитие, как музыкантов схоже. Мирхайдар Файзи, хоть и не обучался специально игре на музыкальных инструментах, но умел играть на мандолине, гармони и курае, очень хорошо пел. Обоих их вдохновляла татарская народная песня. Оба они собирали и записывали народный фольклор. Именно в народной музыке заключается исток, неиссякаемый родник, источник вдохновения всех татарских композиторов, первой задачей которых было использовать эту красоту, придать ей современное звучание. Александр Ключарёв, Джаудат Файзи, Фарид Яруллин, Рустем Яхин, Салих Сайдашев и другие профессиональные композиторы достойно выполнили эту миссию, возможно, не задумываясь о значимости момента. То, что они записали нотами музыку народа, доселе не знавшего нот, их большая заслуга. Жаль, что этого не сделал Мирхайдар Файзи. А если бы он смог это сделать, то, как мне представляется, мы бы его знали и как композитора. Но, увы… Во всяком случае, ведь он написал музыкальную драму, и не одну. Это потом были «Асылъяр», и «Ак калфак». А ещё, намного раньше, в 1913 г. была музыкальная драма «Праздник в деревне». Но Мирхайдар был ещё слишком юн, чтобы громко о себе заявлять.
Мирхайдар Файзи и его «музыкальная драма»
Первой прогремела его «Галиябану». Это тоже был март 1917 г. Только не в Казани, а в Оренбурге. Мирхайдару, как и Габаши исполнилось всего 25 лет.
«Галиябану» до сих пор радует нас. Не буду говорить о других достоинствах пьесы, таких, как идея, сюжет, юмор. Скажу только о музыке. Песня Галиябану из спектакля звучит уже сто лет. Мирхайдар Файзи услышал понравившуюся ему мелодию. У него появилась идея создать спектакль, в котором будет звучать эта песня, вплетётся в повествование, станет неотъемлемой её частью. Она стала лейтмотивом драмы, без которой невозможно представить пьесу. Музыка здесь очень важна, она несёт большую эмоциональную и сюжетную нагрузку. Спектакль изначально был задуман, как музыкальная драма. Песни героев перекликаются, сливаются, создают канву сюжета. Разве мог не композитор создать такой шедевр? Мирхайдар Файзи – не просто композитор, он очень талантливый композитор! Нам сейчас не понять, как можно сочинять музыку, не записывая её. Но так жил и творил татарский народ на протяжении веков. Очень музыкальный и самобытный народ. Нет ему равных в разнообразии музыкальных форм. И Мирхайдар Файзи не видел никаких проблем в том, что он не приносил режиссёрам театров партитуры своих музыкальных произведений. Он умел донести до театралов то, что они с успехом исполняли и до сих пор исполняют.
Справедливо ли, что на программке спектакля «Галиябану» значится имя Салиха Сайдашева, как автора музыки? По моему мнению, следовало бы обозначить, что музыка народная, а обработка Салиха Сайдашева. И мы, безусловно, благодарны ему за проделанную работу. По сути, в спектакле звучит единственная мелодия, используемая всеми персонажами, Она звучит то медленнее, то быстрее, то печальнее, то бодрее. Совсем не создаётся впечатления отсутствия разнообразия. Актёры мастерски чувствуют настроение момента и интерпретируют мелодию каждый соответственно своему образу.
Мирхайдар Файзи привлёк внимание композиторов к этой мелодии. Р. Яхин сделал переложение для фортепиано, Н.Жиганов использовал мелодию в операх «Алтынчач» и «Намус», М.Музафаров использовал в своей опере «Галиябану» (1940 г.) мотивы Мирхайдара Файзи. А. Ключарёв тоже переработал по-своему музыку к драме «Галиябану». И у Салиха Сайдашева, и у А. Ключарёва свои увертюры к драме «Галиябану»
Песни от Мирхайдара Файзи. Композитор, не знающий нот?
В музыкальной драме «Асылъяр» лейтмотивом проходит одноименная песня. А пьеса «Ак калфак»? Музыкальная драма богата песнями, красивыми мелодиями, сопровождающими действие. Это не привнесённая в спектакль современными постановщиками музыка. Она создана самим Мирхайдаром Файзи. Слова всех песен запечатлены в тексте пьесы. Джаудат Файзи в дальнейшем, анализируя «песню Хамдии», ставшую популярной в народе, среди современных исполнителей, рассказывает, что она отличается по размеру от других песен пьесы. Это говорит о том, что Мирхайдар Файзи использовал готовую мелодию, услышанную им и понравившуюся. Слова этой песни принадлежат Мирхайдару Файзи, как и другие в пьесе. Ремарки автора: «Рушан поёт…», Шахтимер входит напевая…», Бакый поёт…», девушки поют частушки под мелодию «Этне».
Могу себе представить, как не хватало Мирхайдару нотной грамоты. Но это не помешало ему создать три прекрасные музыкальные драмы.
В нашей семье помнят песню, которую Мирхайдар абый посвятил своим племянницам. Песня называется «Сөмбел» и каждый куплет посвящён одной из племянниц: Чәчәк, Иркә, Дильбәр. Над Гәухәр посмеивались, что она не успела войти в песню (родилась в 1926 году, за два года до ухода дяди). Но, когда, собравшись вместе, родственники пели эту песню, они неизменно заменяли одно из имён на Гәухәр. Сам Мирхайдар абый очень любил своих племянниц и постоянно напевал эту песенку. Я рада, что наша семейная песня не потеряется и не забудется. А причина этому, то обстоятельство, что Мирхайдар абый вложил её в уста девушек из «Ак калфак». Мы всегда будем её слышать, когда придём на представление в театр или прочтём её слова, когда откроем сборник пьес Мирхайдара Файзи на страницах этой пьесы.
Меня удивляет, как наши предки запоминали мелодии, не записывая их, подбирали на инструментах, на которых играли самые неграмотные крестьяне, наёмные работники. О таких пишет, как бы невзначай, Мирхайдар Файзи в своих рассказах. Так, в рассказе «Сервинас» батрак играет на скрипке! И это обычное явление. А пели все, собираясь на совместные работы или в праздники под аккомпанемент гармони или курая. Композиторам нашим надо было только собирать песни по деревням. Хорошо, что в 1927 году Александр Ключарёв взял у племянника Мирхайдара Файзи Рафката (брата той самой Сөмбел) слова песни «Сөмбел» и записал мелодию. Мы уже не передаём песни из уст в уста. Так пусть же они будут хранимы на нотной бумаге, чтобы любой музыкант смог оживить забытую, но замечательную песню. Известно, что каждый композитор вносит что-то своё в произведение, за которое берётся. Так, Рустем Яхин переложил песню «Сөмбел» для фортепиано, Сара Садыкова тоже приложила к ней руку. Там даже указано её авторство. Но у этой песни только один автор. И это Мирхайдар Файзи. Может ли быть не композитор автором музыки? – Да, если это такой самородок, как Мирхайдар Файзи.
Драматургия Джаудата Файзи
Джаудату Файзи была уготована другая судьба. Но поприще, на котором ему пришлось трудиться, было то же. Это было уже новое поколение людей, становление которых пришлось на первые годы советской власти. Джаудат обучался музыке в Оренбурге. Сначала он играл на балалайке. Потом ему, по совету Салиха абый, друга отца, купили пианино. Его первым учителем стал Салих Сайдашев, работавший директором первой в стране музыкальной школы. Тогда никто не предполагал, что и учитель, и ученик станут великими татарскими композиторами. Да и сам Джаудат не помышлял о музыкальной карьере. К тому же и отец его считал музыку баловством, несерьёзным занятием. Джаудат, скорее, видел себя в будущем известным драматургом, как его дядя. У Джаудата, несомненно, был литературный дар. Пьеса «Горькие слёзы», написанная им в пятнадцатилетнем возрасте была поставлена оренбургским театром в 1928 г, когда сам он уже жил в Казани. Он был рад этому, но, перечитав пьесу вдруг понял, что сейчас он бы многое изменил. Пьеса была о несчастной любви, а он в свои восемнадцать стал понимать в ней намного больше. Затем была пьеса «Шестипалый» (первоначальное название «В трясине»). Это была комедия, высмеивающая толстосумов во времена НЭПа. Пьеса с успехом шла в татарском театре в Казани. Джаудат много печатался в журналах и газетах. Это были статьи, стихи, рассказы, повести, переводы с русского на татарский. Таткнигоиздат выпустил его пьесу «Шестипалый» (1931 г). Он писал и юмористические рассказы, опубликовывал их в разных журналах под псевдонимом Букай. А в 1932 г. вышла его книга «Рассказы» (Таткнигоиздат).
Но и музыка была его интересом. Он мечтал учиться дальше в этом направлении. В музыкальный техникум отец поступить ему не позволил. «Не позорь наш род! Поступай в технологический или юридический», — было наставление отца. Откуда было знать Харису абый, что, несмотря на запреты, сын будет заниматься музыкой и прославит свой род именно на этом «неблагородном поприще». Но это будет извилистый путь. Джаудату придётся проработать год простым учителем в сельской школе, закончить юридический факультет университета, студии татарского музыкального театра при московской консерватории, где он учился вместе с Салихом Сайдашевым, своим бывшим учителем, Фаридом Яруллиным, Назибом Жигановым и Мусой Джалилем (1933-1939 г.). Ещё будучи студентом юридического факультета, Джаудат брал уроки игры на фортепиано и композиции у В.И. Виноградова. Виноградов советовал: «Оставьте юриспруденцию. Она без Вас обойдётся. Ваш удел –музыка!» Виноградов увидел у молодого человека большие возможности. И Джаудат совершенствовался: Начал сочинять, учился игре на скрипке. В годы учёбы в университете им были написаны произведения, ставшие широко известными. До сих пор остаётся популярной его мелодия «Урман кызы» («Лесная девушка). Она была написана на стихи Хади Такташа к годовщине его смерти. Джаудату было всего 22 года. Песня стала звучать повсюду. Первой исполнила песню Галия Кайбицкая. Песня вышла в эфир. Он был признан композитором. Песня звучала повсюду и даже была переведена на русский язык. Это только одна из 300 написанных Джаудатом песен.
Джаудат Файзи и его «музыкальная комедия»
Потом были произведения прославившие Джаудата. Ему было суждено сказать своё слово в формировании татарской музыкальной культуры, совершить прорыв в татарском театральном искусстве. Он, как и его дядя Мирхайдар, стал первым. Первым, кто создал татарскую музыкальную комедию. Джаудат Файзи считается основателем этого жанра. Это уже была профессиональная оперетта. Музыкальная драма, которой дал жизнь Мирхайдар Файзи лишь включала в себя музыку, оживляющую действие. Теперь герои стали разговаривать на языке музыки. Главным в постановках стала музыка, написанная специально для спектакля. Этот музыкальный тон задал Габаши, создав первую оперу, а Джаудат Файзи создал первые музыкальные комедии. Это Были «Ташкыннар» («Потоки»), «Акчарлыклар» («Чайки»), «Идель буенда«(«На берегу Волги»). Но, из всех музыкальных комедий Джаудата Файзи «Башмачки» заняли особое место, как в его творчестве, так и в татарской музыкальной культуре. Ознаменовав собой рождение нового музыкального жанра «музыкальная комедия». Она шла с грандиозным успехом в татарских театрах, поддерживая моральный дух населения. Шёл 1942 год, тяжёлое Военное время. Но музыкальные театры переводили «Башмачки» на русский, украинский, узбекский, казахский и тувинский языки и ставили «Башмачки» в Киеве, Ташкенте, Самарканде, Улан-Удэ, Москве. Эта музыкальная комедия прошла испытание временем и вызывает большой интерес зрителя и в настоящее время.
Джаудатом Файзи была написана музыка к драме «Ходжа Насреддин» (Наки Исанбет), телеспектаклю по роману Г. Абсалямова «Белые цветы». Вершиной творчества считается музыка к драме Аделя Кутуя «Неотосланные письма». А балет Джаудата Файзи «Кара Әхмәт» по произведению Тукая остался незавершённым. И ещё одна опера осталась в архиве композитора. Это вчерне завершенная опера «Красный цветок» по произведению Фатхи Бурнаша.
Книги Джаудата Файзи
А как же литература? Где же взять время для всего? Джаудат Файзи, к сожалению, не оставил нам крупных литературных произведений. Но то, что он написал имеет огромную ценность. Это книги «Народные жемчужины» и «Струны души». Первая книга посвящена его изысканиям в области известных народных песен, их происхождение и история метаморфоз, происходящих по мере развития музыкальной культуры, истории, связанные с первыми исполнителями этих песен. В книгу включены тексты песен и приведены партитуры мелодий 235 песен.
Книга «Струны души» состоит из маленьких рассказов, повествующих о жизни татар, которую он наблюдал, начиная с детского возраста. Это и дореволюционные годы, и революция, и жизнь в послереволюционные годы. Это интереснейшие зарисовки быта, изобилующие деталями и любопытными подробностями, встречи со знаменитостями: В.Маяковским, М.Горьким, Мирхайдаром Файзи, Ш.Усмановым, А.Кутуем, Х.Такташем, Ш.Камалом, Рассказ о факельных шествиях, в Казани, которые стали предтечей салютов в майские праздники, о появлении радиостанции в Казани, о том, как люди ждали радиопередач, о самой радиостанции, которая находилась в здании татарского театра на ул. Горького. Язык, которым написана книга лёгкий, содержание интригует. От чтения невозможно оторваться. Не это ли проявление писательского гения?
Особенно сейчас интересно нам читать эти страницы. Теперь это история. Непридуманная история. Можно сказать, — дневник, изложенный с литературным изяществом.
Интересны также книги для детей. Это книга «Забавные гости», где персонажами являются музыкальные инструменты. Книга дважды издавалась (1970 и 1976 гг.), была переведена на русский язык и издана Мосгосиздатом.
Публицистика, драматургия, поэзия, проза. Над этим увлечённо трудился Джаудат Файзи и в этом видел своё призвание.
Детские впечатления от драматургии дяди Мирхайдара, восхищение его литературным и артистическим дарованием сыграло огромную роль в становлении Джаудата, как человека творческой, артистической судьбы. Он хотел, как дядя, стать драматургом. Джаудат, несомненно, проявил большой литературный талант, а вся его творческая биография была сопряжена с театром. К сожалению… или, к счастью, музыкальный талант Джаудата Файзи затмил литературную грань его дарования. Хотя, в энциклопедических статьях значится, наряду с тем, что он композитор, и тот факт, что Джаудат Файзи является автором нескольких книг.
И это не должно никого удивлять. Талант всегда многогранен. Вспомните Микеланджело: все знают, что он – художник, но он помимо этого писал прекрасные стихи. А Пабло Неруда заметил, что он поэт лучший, чем художник. А Шостакович написал музыку на его стихи. Это малоизвестный факт, но это правда. Как правда и то, что Джаудат Файзи был талантливым писателем.
Поэзия в творчестве Джаудата Файзи
Первое стихотворение Джаудата Файзи было опубликовано в газете «Кызыл Татарстан». Оно было посвящено Закиру Юсупову, убитому кулаками. Второе стихотворение «Шаху – мат» было напечатано в журнале «Яналиф». В 1927 г. В этом же журнале были опубликованы стихи «Семнадцатый год» и «Ночные ветры». Когда Джаудат принёс в редакцию газеты «Гажур» свою поэму «Яктылык», её редактор Хади Такташ, ознакомившись с произведением, отклонил её публикацию, объяснив это тем, что это чистой воды «символизм и мистика. Нет правды жизни.» Честно говоря, после такой рецензии мне очень захотелось прочесть эту поэму. Но разыскать эти стихи не предоставляется возможным. Хотя есть вероятность, что эта публикация могла сохраниться в архиве композитора. Единственное доступное нам поэтическое сочинение Джаудата Файзи – это его поэма для детей «Забавные гости» («Кызыклы кунаклар»).
Это весёлые стихи о серьёзных вещах: знакомство с инструментами оркестра. В настоящее время экземпляры книги можно найти только в Национальной библиотеке РТ. Но и сегодня школьники с удовольствием читают эти весёлые стихи, учась разбираться в разнообразии музыкальных инструментов
Поэтический дар Джаудата Файзи был настолько велик, что охватывал не только жанр стихотворения и поэмы, но и распространился на написание либретто к опере. Опера «Неотосланные пиисьма» — проявление не только музыкального гения композитора, но и его литературного таланта. Это опера по произведению Аделя Кутуя, однако либретто написано самим Джаудатом Файзи.
Амирхан Еники так определил уникальность таланта Джаудата Файзи: Среди татарских композиторов Джаудат Файзи единственный, кто так хорошо владеет богатством родной речи, литературным татарским языком», добавляя при этом, что стиль его произведений напоминает чеховскую манеру письма. А в 1930 г. Джаудат работал в Секции молодых писателей в Союзе писателей Татарии.
Так интересно переплелись в судьбах двух Файзи литературный жанр и музыка. Так, что теперь и не разберёшь, кто из них больше композитор, а кто писатель. ?
Диляра Мухамедьярова
Владимир
18.03.2020 at 13:58Джауда?т Хари?сович Файзи? ( тат. ???д?т Харис улы Ф?йзуллин ), ( 4 января 1910 года, Оренбург, Российская империя — 2 мая 1973 года, Казань, РСФСР, СССР ) — татарский композитор, фольклорист. Заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1944), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957), Народный артист Татарской АССР (1964), лауреат Государственной премии Татарской АССР имени Габдуллы Тукая (1966)
Сергей
23.03.2020 at 23:47Джаудат Харисович Файзи (Файзуллин) родился 4 января 1910 года в Оренбурге в семье учителя. Значительное влияние на музыкальное развитие Джаудата Файзи оказал его дядя драматург Мирхайдар Файзи, который привил ему любовь к музыке и театру. Начальное музыкальное образование Джаудат Файзи получил в музыкальной школе родного города.
Катерина
04.04.2020 at 03:51В 1934 году в связи с организацией Татарской оперной студии при Московской государственной консерватории Джаудата Файзи назначили заведующим учебной частью студии. Одновременно с административной работой он занимался в классе композитора Б. С. Шехтера, а также пользовался консультациями профессора Г. И. Литинского. Основные творческие интересы Джаудата Файзи были сосредоточены в это время в области песенного жанра. Возглавлял музыкально- фольклорные экспедиции в различные районы Татарстана, записал большое количество современных и народных песен, издал их в сборниках.
Ольга
05.04.2020 at 07:02В 1929—1933 годах Джаудат Файзи был студентом юридического факультета Казанского государственного университета. Обучался композиции в Казанском музыкальном училище у В. И. Виноградова В 1934 году в связи с организацией Татарской оперной студии при Московской государственной консерватории Джаудата Файзи назначили заведующим учебной частью студии. Одновременно с административной работой он занимался в классе композитора Б. С. Шехтера, а также пользовался консультациями профессора Г. И. Литинского. Основные творческие интересы Джаудата Файзи были сосредоточены в это время в области песенного жанра.