Недавно я рассказывала о связи Мирхайдара Файзи с родом Камаевых, и урочища Иске-Казан. Сегодня я попытаюсь пояснить, какая связь прослеживается в родословной Мирхайдара Файзи с родом миллионеров Хусаиновых.
Известно, что Мустафа Файзуллин, отец Мирхайдара Файзи, служил управляющим в усадьбе Хусаиновых на хуторе Кукшель в Оренбургской губернии. Но мало кто знает, что бабушка Мирхайдара Файзи была из рода Хусаиновых.
Дело в том, что Мустафа женился на дочери Шахирбану, имевшей отношение к семье Хусаиновых.
Мухаметгали (из рода Камаевых) и Шахирбану поженились в 1845 г. Их дочь Зайнаб вышла замуж за Мустафу Файзуллина в 1863 г. У этой пары родился Мирхайдар, ставший поэтом и драматургом и положивший начало татарской музыкальной драматургии.
Служа управляющим у Хусаиновых, Мустафа построил дом, в котором поселились Хусаиновы и сам Мустафа с семьёй, создал хутор, превратил его в цветущий сад, райское место. Именно здесь рождались его дети, и именно это место с горечью вспоминал Мирхайдар Файзи, когда в восемнадцатом году посетил родной хутор с братом Муртазой. Он описал разрушения, произошедшие на хуторе, одновременно вспоминая счастливую дореволюционную жизнь, безмятежное детство, прошедшее в этом райском уголке. Это посещение описано в дневнике драматурга. Здесь можно прочитать описание многих подробностей жизни в купеческой усадьбе. (См. публикацию «Мирхайдар Файзи и Алексей Толстой»). Разрушения в восемнадцатом году только начались. В шестидесятые хутора совсем не стало, как не стало и деревни Жюняй, где построили свои дома братья Мирхайдара Файзи. Таким образом,в настоящее время место, где родился великий татарский драматург, могут найти только самые отчаянные следопыты. Координаты урочища можно отыскать в статье «Деревня Хусаиновка Халиловского района».
На местном кладбище похоронены родные и любимые Мирхайдаром Файзи люди. Здесь надо проводить исследования и тщательные поиски свидетельств жизни и смерти Файзуллиных и Хусаиновых.
Рассказывая в своих дневниках о Хусаиновых, Мирхайдар Файзи всегда указывает на их родство «по линии матери». В своей родословной Мирхайдар Файзи называет фамилию матери – Мухаметгалиева, а её отцом указал Дауда. Возможно, это имя поможет биографам в их исследованиях. В архиве Мирхайдара Файзи должна быть отдельная родословная, посвящённая Дауду. Подробности родословной Мирхайдара Файзи можно прочитать в публикации «Родословная Мирхайдара Файзи».
Интересна история брака Мухаметгали и Шахирбану, родителей матери Мирхайдара Файзи.
Шахирбану родилась в 1810 г. в Каргалы Сеитского посада Оренбургской губернии. Там же они проживали с её новым мужем Мухаметгали из рода князя Шикжамал Камая. Мухаметгали был дворянином по происхождению, но его род сильно обеднел.
Когда Шахирбану вышла замуж за Мухаметгали ей было 35 лет. Ему был уже 71 год. Он был слеп на оба глаза. У них обоих это был второй брак. В 1846 г. у них родилась дочь Зайнаб.
Шахирбану и Мухаметгали прожили вместе только три года. В возрасте 38 лет Шахирбану второй раз овдовела. Больше она замуж не выходила. Мухаметгали был категорически против того, чтобы она когда-нибудь ещё вышла замуж. Она вдовствовала 42 года.
Оставшись без мужа, Шахирбану, переехала в Орск. Никах её дочери, семнадцатилетней Зайнаб и двадцативосьмилетнего Мустафы был проведён 28 октября 1863 г.
В 1890 г. Шахирбану, бабушка Мирхайдара, умерла в возрасте 80 лет на руках у Мустафы и была похоронена на кладбище в Кукшель.
Шахирбану – это та ниточка, которая связывает родственными узами Мирхайдара Файзи и Хусаиновых.
Бывая в Казани, Мирхайдар Файзи не забывал зайти в гости в дом Ахмета абый Хусаинова. В своих записях Мирхайдар отмечал восхитительную архитектуру, убранство дома и гостеприимство хозяйки Гайши абыстай (1901 г. и 1916 г.).
В 1916 г. Мирхайдар с восхищением описывал большой каменный дом, который был «где-то двухэтажным, а где-то трехэтажным». Его великолепное убранство было оформлено в современном стиле. Конечно, «азиатское дитя гор и степей», как назвал себя Мирхайдар, никогда не видел такой красоты, как в доме Ахмет-бая. В большом зале, где их с матерью потчивали чаем, было восемь больших зеркал и восемь окон. Это описание можно прочесть в публикации «Дневник, которому сто лет».
Сейчас это трёхэтажное здание. Многие помнят, что в советское время на первом этаже здания располагался Дорожный техникум, а второй этаж занимали жилые помещения.
Этот дом и сегодня украшает ландшафт набережной озера Кабан (ул. Марджани д. 42).
Дом на берегу Кабана Ахмет-бай Хусаинов приобрёл в 1896 г., когда отошёл от дел, связанных с коммерцией.
Ахмет-бай Хусаинов – уникальная личность, о которой стоит рассказать отдельно. Ахмет Хусаинов родился в 1837 г. в Каргалы Сеитского посада Оренбургской губернии. Его отец Мухаметгали Хусаинов – разорившийся купец. Когда он умер, Ахмету было 12 лет. Семья осталась без средств к существованию. Ахмету пришлось взять на себя ответственность за благополучие своих родных , и он начал работать. Тут-то и проявился его талант коммерсанта. Начало его карьеры было связано с торговлей мелочным товаром и сырьём (шкурками сусликов). В народе его так и прозвали Сусликом. Постепенно он привлёк к работе и младших братьев Махмута и Мухаметгани. Ахмет и его братья стали преуспевающими купцами I гильдии. Они занимались добычей золота и торговлей продуктами животноводства. Хусаиновы закупали десятки тысяч голов скота в Казахских степях, откармливали его на арендованных пастбищах Оренбуржья.
В 1878 г. Ахмет, Махмут и Гани Мухаметгалиевичи Хусаиновы взяли управляющим для строительства и ведения дел на хуторе Кукшель Мустафу Файзуллина. Хутор находился в 50 км. от Орска. В течение 27 лет Мустафа управлял 12 деревнями и 15 усадьбами. В 1891 г. Зайнаб родила здесь Мирхайдара. На ту пору ей было 45 лет, и он был её одиннадцатым ребёнком. Безмятежное и счастливое детство будущего драматурга прошло здесь, в поместье Хусаиновых, которое окружали цветущие сады и где протекала речка Сухая Губерля.
Содружество Хусаиновых и Файзуллиных сыграло большую роль в процветании семейного бизнеса. Коммерческая жилка Хусаиновых и образование Файзуллиных были неотъемлимыми сторонами успеха в делах. Честность, чистота помыслов и доверие друг к другу были кредо участников этого тандема.
Купцы Хусаиновы вошли в историю как богатейшие предприниматели России, миллионеры и меценаты. Они жертвовали на джадистские медресе, в т.ч. медресе Хусаиния в Оренбурге.
Самым успешным и самым известным из братьев был Ахмет, богатейший предприниматель своего времени и выдающийся меценат.
Начав работать с детских лет, он не смог получить хорошего образования. Можно сказать, что он был неграмотным, т.к. не все могли постигнуть грамоту, преподаваемую в старометодных медресе. Ахмет понимал, что образование помогло бы ему стать ещё более успешным. Он говорил, что «все беды народа – от недостатка образования» и, не жалел средств на строительство школ, издание учебников и работу медресе. Когда он стал жить в Казани, на его деньги здесь было построено 20 зданий мечетей и медресе, оплачена работа учителей 40 школ и 200 школ было обеспечено необходимыми учебниками.
Один из самых богатых людей России, Ахмет-бай знал цену трудовым деньгам. Бережлив и скромен, он вёл довольно аскетичный образ жизни. Может показаться странным, но он экономил на многом: очень скромно одевался, никогда не ел в ресторанах, ездил в вагонах 4 класса. При этом содержал столовые и харчевни для бедных.
Умер Ахмет Хусаинов 10 декабря 1906 г. Достойно внимания и его завещание, в котором отразилась благородная натура этого великого человека.
Ахмет Хусаинов завещал полмиллиона рублей на поддержку национального образования. Его наказ исполнялся вплоть до Октябрьской революции.
Мне приятно осознавать, что такой незаурядный человек, как Ахмет Хусаинов был в нашей истории. Это человек, вызывающий восхищение. Его биография и список его заслуг заставляют задуматься. Радует то обстоятельство, что в Казани есть место, напоминающее о человеке, так много сделавшем для развития национального просвещения. Я не знаю, где могила Ахмета Хусаинова, но, к счастью, есть место, куда можно прийти и поклониться предку, оставившему так много доброй памяти о себе. Для тех из нас, кто живёт в Казани, это, конечно, дом на набережной Кабана.
А как же хутор Кукшель? Теперь, когда я узнала историю семьи купцов Хусаиновых, для меня стало ещё очевиднее, что место, где родился Мирхайдар Файзи, достойно стать мемориалом ещё и потому, что там долгие годы жила семья благотворителей и меценатов Хусаиновых. В публикации «Поэт без родины» мы поднимали тему мемориала в хуторе, которого нет. Может быть, стоит вернуться к идее мемориала, обогатившись новыми знаниями об этом месте? Для начала было бы достаточно установить некий указатель, памятный знак или мемориальную доску со значимыми для татарского народа именами, который гордо возвестил бы об урочище Кукшель, родине Мирхайдара Файзи, расположенной в Предгорье Уральских гор.
Истории свершений представителей древних родов интригуют. По мере знакомства с ними хочется узнать больше, ближе познакомиться с их делами и судьбами. Поэтому надеемся на то, что те из вас, кому известно больше, поделятся с нашими читателями ценными сведениями. Будем рады любой информации о Хусаиновых и их родстве с Файзуллиными.
Заранее благодарна, Диляра Мухамедьярова.
P.S. Благодарю Радика Салихова, доктора исторических наук, за статью «Жизнь дореволюционного богача Ахмет-бая Хусаинова», информацию из которой я использовала в своей публикации.
Пока нет комментариев