Статья, которую я предлагаю Вашему вниманию, была написана человеком, близко к сердцу принимающим то обстоятельство, что мы ничего не знаем о родине Мирхайдара Файзи. Автор статьи проделал огромную исследовательскую работу, чтобы разобраться во многих интересующих нас вопросах. Статья написана с большой любовью к Мирхайдару Файзи, с болью за судьбу его родины. Из статьи становится понятным, куда пропал хутор Кукшель, в котором родился Мирхайдар Файзи, где деревня Жюняй, о которой он писал в своих дневниках и где жили его родные братья, и что это за деревня Мустафино и куда она исчезла.
Статья, снабжённая подробными картами, схемами, фотографиями и данными архивных документов, даёт ответы на многие вопросы. Статья в 2017 г. появилась на сайте «Краевед Оренбуржья». Приглашаю и Вас ознакомиться со статьёй «Где родился Мирхайдар Файзи или урочища Кукшель и Мустафино Орского уезда».
Статья скопирована с сайта: «Краевед Оренбуржья», 21 декабря 2017 г. www.toropceva.com
ГДЕ РОДИЛСЯ МИРХАЙДАР ФАЙЗИ ИЛИ УРОЧИЩА КУКШЕЛЬ И МУСТАФИНО ОРСКОГО УЕЗДА
Уже однажды я знакомила своих читателей с домом в Старом Городе, где провел свои детские годы классик татарской литературы Мирхайдар Файзи (Файзуллин).
За свою недолгую жизнь он, кроме Орска, много где успел побывать и пожить, но родился он не в Орске, а рядом в одноименном уезде. Как пишет «Орская биографическая энциклопедия» под редакцией П. С. Коровина, на хуторе Кукшель.
Вот и попробуйте найти этот пресловутый хутор. Где это? Где родина пронзительного поэта, откуда он ушел в мир, чтобы нести свои светлые стихи людям и вести просветительскую деятельность?
На карте такого хутора нет и в помине.
Памятуя о том, что настоящая фамилия поэта-Файзуллин, я воспользовалась методом поиска географии распространения фамилии и обнаружила, что Файзуллины проживали в деревне Мустафино Халиловского района в 40-е годы 20 века. А как же Кукшель? Начала работать над этим вопросом.
Мустафино.
Так как отца поэта звали Мустафа, я предположила, что основано поселение как раз Мустафой Файзулиным, либо имеет к нему какое-то отношение, а Мустафино имеет отношение в свою очередь к хутору Кукшель.
В работе ученицы Гайнулинской школы Садыковой Г.
http://orenclub.info/documents/2588/124/- я нашла подтверждение своим догадкам. В работе описывается сам факт того, что здесь, в Мустафино, действительно родился Мирхайдар Файзи. Пишется, что образовано село в 1905 году и просуществовало до 1963 года. Причиной вымирания деревни стало то, что в соседнем Гайнулино был организован колхоз , к которому присоединили и Мустафино. В Гайнулино стала работать семилетка, постепенно начался отток населения в более перспективный населенный пункт, так Мустафино и вымерло. Жило ранее в деревне около 100-150 человек, было 20 домов. От бывшего села сохранилось ныне только кладбище. Население — в основном татары. Отец Мирхайдара Файзи был управляющим купца Хусаинова, который помимо Мустафино имел и другие поселения в Орском уезде. Так я, например, ранее писала о Хусаиновке, что находилась от Мустафино сравнительно недалеко.
Если смотреть по карте, то урочище Мустафино находится севернее урочища Орловка Гайского городского округа, южнее Ишкинино, но рядом с Гайнулино.
Во время работы с материалом нашла некоторые разногласия:
- Родился Мирхайдар Файзи не в Мустафино вовсе , а на хуторе Кукшель Орского уезда. Так пишет Орская городская биографическая энциклопедия, об этом заявляет и на своем сайте Орский краеведческий музей. В работе Садыковой есть упоминание о хуторе Кукшель (хотя она пишет о Мустафино как о месте рождения классика) также исчезнувшем, что дает мне право предполагать о близком расположении хутора к Мустафино. Семья поэта переселилась из этого хутора потом сюда. Да, семья поэта проживала в Мустафино, а на близлежащем хуторе Мирхайдар родился. Со своей стороны ни на одной карте, ни в одном справочнике я не нашла упоминания о таком хуторе. Единственное, что может подтвердить факт рождения поэта в Кукшеле — метрическая запись мечети о рождении, которая мной не найдена. Впрочем, здесь я искать не берусь, так как в мусульманских метриках с их письменностью вряд ли разберусь. Нужен востоковед-лингвист, либо знаток арабского языка. Здесь ссылка на фонды орского архива, где есть мусульманские метрики.
- Г. Садыкова пишет, опираясь на воспоминания старожилов, что образовано Мустафино в 1905 году. А как быть с информацией, что в «Списке населенных мест Оренбургской губернии 1901 года» уже числится хутор Мустафинский на реке Сухой Губерле?
Решила разобраться с этим вопросом. В справочнике 1901 года в составе Орского уезда Оренбургской губернии в 3-ей Усерганской волости числится хутор Мустафинский на реке Сухой Губерле. Но ведь современное урочище Мустафино тоже на этой речке расположено. Сначала думала, что это искомый мной населенный пункт.Решила исследовать карту и посмотреть протяженность реки. Как оказалось, речонка протекает как близ Гайнулино, так и рядом с Поповкой, Писаревкой Гайского городского округа. Было в этом хуторе в 1901 году 37 дворов, проживало 244 человека.
Потом я нашла карту, на которой обозначен хутор Мустафина и расположен он был именно рядом с Писаревкой, а не Гайнулино. Значит, в справочнике речь идет именно о хуторе, который был близ Поповки и Писаревки, рядом находились Александровка и Хусаиновка, а не о нашем Мустафино:
Привожу ниже данные справочника по хутору Мустафина, а также по Хусаиновке и Александровке, указывая расстояние от этих населенных пунктов до уездного города, до квартиры земского начальника, до становой квартиры и до волостного правления.
Как мы видим, все три населенные пункта располагались в 40 км от уездного города, то есть от Орска, в 93 км от квартиры земского начальника, в 140 км от становой квартиры, в 25 км от волостного правления.
Данные одинаковые !Это подтверждает тот факт, что записанное в 1901 году Мустафино не то, о котором я веду речь.
А вот по Гайнулино, близ которого находится урочище Мустафино, где жила семья поэта, другие сведения. Расстояние 23 км до уездного города, 77 до квартиры земского начальника, 124 до становой квартиры и 28 км до волостного правления.
Получается, что исследуемое мной Мустафино в справочнике еще не значится, это приводит меня к мысли о действительном появлении населенного пункта в 1905 году, как и говорят старожилы. То есть, первоначально семья поэта жила на хуторе Кукшель, где в 1891 году и родился Мирхайдар, а в 1905 году перебралась во вновь образованное поселение.
- Есть версия, что Мустафино названо так в честь отца Мирхайдара — Мустафы. Я бы подвергла эту версию сомнению. Известно, что в Орском уезде купцы Хусаиновы имели свои земли, вот например, хутор Хусаиновка, о котором я уже ранее писала. Скорее всего, это и хутор Мустафинский близ Хусаиновки и Александровки, упоминаемый в 1901 году. Мустафино близ Гайнулино тоже образовано людьми Хусаинова, так как мы знаем, что отец Мирхайдара Файзи Мустафа Файзуллин был управляющим у купца. С большей вероятностью эти два хутора связаны. Так, например, известно, что в этой же волости рядом были хутора Поповский 1-ый и Поповский 2-ой, при этом один населенный пункт — это ныне Поповка Гайского городского округа, а второй — Новоникольск, входящий в черту города Новотроицк. А Новоникольск расположен в непосредственной близости от урочища Мустафино близ Гайнулино. В советские годы Мустафино входило в Новоникольский сельсовет Халиловского района. Да и на приводимой мной выше карте есть обозначение двух хуторов с одинаковым названием -Писаревский, что еще раз подтверждает возможность продвижения населения с верховьев речки Сухой Губерли к ее среднему течению.По базе данных ОБД Мемориал мне удалось найти фамилию Мустафин, встречающуюся здесь в 40-х годах 20 века сплошь и рядом.Люди с такой фамилией проживали в селе Никольск Кувандыкского района (ныне Новоникольск, входит в черту города Новотроицк), а также в Ново-Покровском районе (сейчас Кувандыкский район) в Ялчимбаево и Ильясово-Мусино.Возможно, что населенный пункт назван так не по имени отца Мирхайдара, а по распространенной в этих местах мусульманской фамилии.Хотя и версия с происхождением деревни от имени отца Мирхайдара Файзи имеет место быть, так как поселение основано в 1905 году, а , учитывая тот факт, что Мирхайдар — одиннадцатый ребенок- родился в 1891 году, то родич был его уже достаточно взрослый человек в годах, он мог организовать это поселение, выделившись из соседнего хутора Кукшель.Итак, на сегодняшний день остались вопросы:
-был или нет хутор Кукшель (его нет ни в одном справочнике, но молва о нем живет), если существовал, то в непосредственной близости от Мустафино,
-Мустафино названо в честь Мустафы Файзуллина или по фамилии Мустафины?
Читайте также: Список жителей ж/д разъездов и казарм Новоникольского сельсовета Халиловского района
Прослежу основные вехи становления, развития и вымирания населенного пункта.
1917 год.
В 3-ей Усерганской волости Орского уезда Оренбургской губернии есть хутор Мустафин под номером 25, в нем 19 дворов, 112 человек жителей, национальность — татары.
1931 год.
Деревня Мустафино входит в Средне-Волжский край в Орский район, находится в Узембаевском сельсовете. Расположена в 8 км от Узембаево, в 35 от Орска, в деревне 27 дворов, 124 человека жителей. Однако население указано башкирское, а не татарское. Ошибка?
1939 год.
Чкаловская область, Узембаевский сельсовет Халиловского района. Мустафино находилось в 18 км от Халилово, была здесь 1 школа.
1949 год.
Чкаловская область. Узембаевский сельсовет Халиловского района. Деревня Мустафино находилась от Халилово в 18 км.
1960 год.
Оренбургская область Халиловский район Ново-Никольский сельсовет. От центра сельсовета — Ново-Никольска деревня Мустафино располагалась в 13 км.
Урочище Мустафино:
Исчезло Мустафино в 1963 году.
Урочище ныне располагается недалеко от Гайнулино близ озера Малышок. От деревни осталось только кладбище.
Архивные данные.
В архиве города Орска мне удалось найти похозяйственные книги деревни Мустафино (фонд Р-334, опись 2) за разные годы.
Фонд Р-334, опись 2, дело 1.
Данные похозяйственной книги деревни Узембаево, Гайнулино, Мустафино, хутора Орловка за 1944-1946 год.
Выписывала только однофамильцев Файзуллиных (возможно, родственников), чтобы показать читателям, что в Мустафино таковые проживали. Я не знаток мусульманских имен собственных, поэтому заранее прошу прощения за возможное некорректное написание. Итак:
Файзулин Закир Мустафиевич, работал в колхозе «Заветы Ильича», вступил в него в 1937 год. Родился в 1884 году, татарин, грамотный, номер хозяйства 54. II группа инвалидности.
Файзулин Искандияр М-Гаряпович (так в документе). В работе же Садыковой есть упоминание об Искандере Мухамедгареевиче, я думаю, что это одно и то же лицо, так как в похозяйственных книгах много орфографических ошибок, неточностей, неправильно написаны имена собственные, особенно мусульманские. Год рождения 1904, татарин, грамотный. В ссылаемой мной работе год рождения указан 1906, пишется о том, что он-учитель. У него была жена Фахреева Зифа Назмеевна 1912 года рождения, грамотная. У них сын Рустям Искяндарович 1938 года, Равол — сын 1940 года, с ними жила мать Майкамал Сат. (так в документе) 1877 года.
Файзулин Сулейман Ахмедгареевич. Работал в колхозе «Заветы Ильича», дата вступления 1930 год, родился в 1899 году, татарин, грамотный. У него жена Закия Шакировна 1905 года рождения, грамотная, Фаргат Сулейман. (так записано) — сын 1926 года рожден, 2 сентября, грамотный, Асаф — сын, дата рождения — 29.12.1929 года. Делара — дочь, родилась 29.12.1929 года. Они с Асафом — близнецы. Талгат — сын 10.04.1932 года. Акрам — сын, рожден 12 то ли марта, то ли апреля 1935 года. Фанзия — дочь 13.02.1937 года. Рамзия — дочь 2.03.1939 года. Альберт — сын 15.02.1942 года.
По мере нахождения сведений статья будет корректироваться и расширяться.
Редакция от 01.07.2018 года. Сегодня нам с семьей удалось побывать в урочище Мустафино.
Сначала мы ехали до развилки на Оренбург, потом повернули на Гайнулино, а потом от Гайнулино полевыми дорогами уехали до урочища.
Здесь течет речушка Сухая Губерля.
Тишина и благодать синего ясного неба… Российские степные просторы, жужжание назойливых насекомых и, казалось бы, безлюдье…
Но нет, рядом расположено фермерское хозяйство в каких -нибудь нескольких метрах от бывшей деревни.
Вот, пожалуй, и все, что осталось от бывшей деревни.
Сейчас рядом тоже кипит жизнь, но теперь уже другие люди работают здесь в поте лица на полях фермерского хозяйства.
А рядом лежат усопшие, оставшиеся здесь в степи под жарким солнцем и буйным ветром на веки вечные
здесь только фамилии Файзулины найти Можно найти кто на ком женился кем работал отчего умер Наш мулла не может перевести Все записи мечети есть в нашем архиве.
Фотографии к тексту можно посмотреть здесь.
Пока нет комментариев