ТЕМА ВОЙНЫ

Сюжеты Великой Отечественной войны с каждым годом уходили от нас всё дальше. Детали тех времён стали забываться. Но в этом году военная тема стала ощущаться острее. Мы стали задаваться вопросом: «А как всё было тогда?»

На нашем сайте есть несколько публикаций, посвящённых началу Великой Отечественной войны и Дню Победы. Это посвящения Файзуллиным, погибшим на войне и тем, кто её пережил. Это рассказы о том, как наши родные справлялись со всенародной бедой, как превозмогали тяготы военного времени, оставаясь людьми чести и долга перед людьми и перед своим делом. Джаудата Файзи мы упоминали в связи с написанием им музыкальной комедии «Башмагым» в 1942 году. Однако война вдохновила его не только на это жизнеутверждающее произведение. В книге Мидхата Файзуллина «Джаудат Файзи» есть страницы, посвященные творчеству композитора в военные годы, где он называет написанные им песни.

Однако Джаудат Файзи поднимал оборонную тематику ещё до начала Отечественной войны. В 1939 г. им была написана песня «Не подходите близко к рубежам Советов» («Якын килмәгез Совет чигенә»). Вот бы вспомнить нам эту песню сегодня, когда вопрос безопасности нашей отчизны встал так остро! В своё время эта песня звучала на радио. И, хотя этому предупреждению враги не вняли, она послужила созданию определённого патриотического подъёма среди татар. Когда началась война, патриотические настроения захлестнули творческие круги. Во время войны композиторами Татарстана было создано 108 произведений, 72 из которых – на оборонную тему. О войне писали и Ключарёв, и Жиганов, и Хабибуллин, и Сайдашев, и многие другие. Патриотический подъём вдохновлял на подвиги и на большие творческие свершения.

«Помни, товарищь!» (Исендә тот, иптәш»), — это название песни Джаудата Файзи. Оно звучит, как наказ будущим поколениям. Но времена патриотических настроений ушли далеко в прошлое, и мы стали забывать… Или нет?

К 75-летию Победы над фашизмом в Казани прошёл фестиваль татарской хоровой музыки «Ты помни!». Студенты и школьники отдали дань памяти тем, кто боролся за Победу, за нашу свободу. Этот фестиваль прошёл два года тому назад и оказался чрезвычайно своевременным. Он проходил как раз в тот момент, когда фашизм вновь поднимал голову. Песни, исполненные на фестивале, оказали невероятное впечатление на зрителей. Наверное, это происходило потому, что те, кто писал песни о войне, знали о ней намного больше, чем говорили, ведь духом военного времени была пропитана вся жизнь этого поколения.

Не уйти было и от темы гражданской войны. Проникновенные песни о ней были любимы народом. Одну такую песню мы услышали на концерте в ДМШ им. Дж. Файзи. Это песня «Комсомолка Гульсара». Песни Джаудата Файзи на военную тему проникнуты драматизмом. Песню «Вставайте, Мусы!» («Торыгыз Мусалар!») сл. С. Хакима мы услышали на другом концерте в этой же школе. Там же прозвучала «Песня жизни» из спектакля по пьесе М. Амира «Тормыш җыры».

Знакомясь с этой необычайно красивой музыкой, невольно сожалеешь о том, что большинство этих песен забыто. Мы разыскали только некоторые названия песен: «Песня о Якубе Чанышеве» (песня о генерале, лейтенантом дошедшем до Берлина, стихи Мухамеда Садрый), «Газинур җыры» («Газинур турында баллада») сл. Г. Афзала, «Баллада о Зое Космодемьянской». «Как не гордиться русской девушкой Зоей, не преклоняться перед ней и как не написать о ней песню?!» — восклицает композитор. О героях войны, о которых «невозможно не писать песен,» — рассказывает автор этих баллад в недавно вышедшей радиопередаче, посвящённой 110-летию со дня рождения композитора.

С новыми настроениями в обществе проясняется и наша память, а вместе с тем, обостряется притупившаяся боль. В нашей семье из тех, кто воевал, живым не вернулся никто. Война унесла жизни моей бабушки, двух родных братьев моей мамы, старшего брата моего отца. Есть ещё двоюродные и мужья сестёр и многие другие, в память о которых звучит сегодня эта прекрасная музыка.

Песни, рождённые в грозовые военные годы, отражают состояние духа и сегодняшних россиян. В 1941 г. Джаудатом Файзи была написана песня «Кровь за кровь, смерть за смерть!» («Канга кан, улемгә үлем!»). Говорили, что эта песня помогала дожить нашим воинам до Дня Победы. И после войны наши ветераны долгие годы, встречаясь в день Победы, пели эту песню.

«Марш встречи героев» (написанный Джаудатом Файзи к спектаклю Тази Гиззата «Таймасовлар») планировали исполнить на фестивале «Мирас» в 2020 г. К сожалению, музыканты оркестра под управлением А. Сладковского не смогли найти оригинальный вариант нот марша. Тогда был исполнен «Марш Советской Армии» С. Сайдашева.

В последние годы патриотические песни были не в моде. Но я уверена, что скоро появятся не менее талантливые новые песни о военных буднях и о наших героях-защитниках.

Мидхат Харисович Файзуллин в своей книге о брате называет ещё несколько песен на тему Великой Отечественной войны.

Предлагаем Вашему вниманию главу из книги М. Файзуллина «Джаудат Файзи»:

К началу Великой Отечественной войны Джаудат Файзи был уже признанным композитором Татарии. Славу ему принесли его лирические и проникнутые гражданским пафосом песни, а также музыкальные номера, написанные к драмам. К тому времени он был уже автором музыки многих спектаклей татарского академического театра. Многие песни из музыки к спектаклям стали популярными: «Песня жизни» из пьесы М.Амира, песни Гайнавал из «Ташкыннар», песня Разии из «Шамсикамар» и другие.

Война всколыхнула патриотические чувства народов Советского Союза. Писатели, поэты и композиторы своим искусством старались поднять боевой дух народа, они переключились на военную тематику.

В то время Джаудат Файзи заведовал музыкальной частью татарского радио и совместно с редактором литературной части, писателем Аделем Кутуем полностью перестроил свою деятельность в соответствии с требованиями суровых дней.

В 1941 – 1944 годах композитор создал ряд патриотических песен: «Трубите горнисты атаку» на слова А.Ромма, «Кровь за кровь» («Канга кан…») на слова Г.Насыри, «Товарищ командир» на слова Ф.Карима, «Встреча героев» на слова Т.Гиззата и М.Садри, «Застольная» («Кутәрик бокалларны») на слова А.Ерикеева, «Сигнал» (о народном ополчении).

Написано, как будто немного, но в годы войны Джаудат Файзи работал с полной отдачей сил редактором и заведующим музыкальной частью, а также дирижером татарского академического театра. Кроме того, он создавал шедевры, предназначенные для подъема духа народа, утверждающие волю к победе над врагом. Вспомним музыкальную комедию «Башмагым», поставленную в начале 1942 года и увидевшую свет рампы в 1944 году еще одну музыкальную комедию «Чайки».

Пока нет комментариев

Комментарии