Глава из книги Мидхата Файзуллина «Джаудат Файзи».
Пьеса «Тормыш җыры» Мирсая Амира была поставлена режиссером Кашифой Тумашевой в 1947 году в Татарском драматическом академическом театре. Спектакль переносит зрителя в колхозную деревню. Её передовые люди в суровые дни Великой Отечественной войны, не жалея сил, самоотверженно борются за высокий урожай. Фатыма, жена фронтовика Басыра, передовая колхозница, она верна мужу и с нетерпением ждет его писем, живет памятью о нем. Фарит – ее первая девичья симпатия, работает председателем колхоза. Он часто напоминает о себе и о былых днях. Однако Фатыма отвергает его ухаживания.
Басыр демобилизовался и вскоре должен вернуться к жене в деревню. Случается непоправимое несчастье. Собиравшегося выехать домой Басыра убивают из-за угла. Басыра уже нет в живых, но с фронта возвращаются его «живые» слова в виде песни, написанные незадолго до смерти:
«… Я здоров, я буду жить. Любовь сильнее смерти».
Неожиданную потерю мужа, горе Фатымы близко к сердцу принимают друзья и всячески поддерживают ее в эти горестные для нее дни. Музыка стала органичной составляющей частью этого спектакля. Вот, что написал заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Московской консерватории Г.И.Литинский в мае 1948 года: «Все пять песен спектакля обладают рядом неоспоримых достоинств. Все они выразительны в мелодичном отношении, за исключением, может быть, припева «Песни встречи», нуждающегося в некоторых незначительных изменениях. К достоинствам песен надо отнести то, что они без труда воспринимаются и легко запоминаются. Это их качество тем более ценно, что будучи написаны в татарском народном музыкальном стиле, эти песни могут легко быть восприняты и не татарской аудиторией благодаря их естественной напевности. Заслуживает быть отмеченным также и яркий оптимистический тон песен, нашедший помимо всего прочего свое выражение в живом ритме и интересном в метрическом строении, как например, в запеве «Песня жизни», в заключении «Песня молодежи», в отлично написанной частушке «Песня Газимы».»
Эта рецензия была сделана в связи с тем, что ноты музыки к драме «Песни жизни» были высланы в Москву для публикации, по запросу Комитета по делам искусства при Совете Министров СССР. В последующем они были изданы.
Рецензия крупного музыкального деятеля относится к музыке одного из драматических сценических произведений, написанного в начальном периоде деятельности композитора. Следовательно, первые опыты работы Джаудата Файзи в этом жанре уже тогда находили положительный отклик.
В новой редакции, в том числе и музыкальной, «Песня жизни» была поставлена повторно в том же театре режиссером Габдуллой Юсуповым в 1965 году и была посвящена двадцатилетию победы над фашистской Германией.
Продолжением драмы «Песня жизни» явилась пьеса «Песня продолжается» также Мирсая Амира. В 1948 году Джаудат Файзи к этой драме написал: «Песню Сары», «Марш победы», «Песню трактористов».
На этом я завершаю описание драматических постановок, к которым писал музыку Джаудат Файзи. Считаю, что приведенные примеры, до некоторой степени дают представление о деятельности композитора в этой области.
Число драматических спектаклей, к которым писал музыку Джаудат Файзи, по некоторым источникам доходит до тридцати. («Композиторы и музыковеды Татарии». Таткнигоиздат, 1986 год).
Вероятно, сюда входят не только драмы, но и комедии. Мне удалось разыскать клавиры десяти драм, что в целом составляет более шестидесяти вокальных и инструментальных произведений. Сюда не входят две пьесы начального периода творчества композитора в этом жанре. К ним относятся «Красный цветок» («Кызыл чәчәк») Фатхи Бурнаша, выполненный по заказу ТЮЗа. Известно, что для этой пьесы были написаны 25 музыкальных номеров. К пьесе «Шурале» Ш.Зайни композитор написал, по просьбе администрации кукольного театра, десять музыкальных сочинений.
Джаудата Файзи достойно считают основоположником жанра оперетты в татарской музыкальной культуре, и для этого композитор преодолел долгий путь совершенствования, работая над музыкальными номерами как в драматических, так и в комедийных спектаклях.
О других драматических произведениях читайте в наших публикациях:
- ИЗ ИСТОРИИ: «Ходжа Насретдин». Глава из книги Мидхата Файзуллина «Джаудат Файзи»
-
ДРАМА «ТАШКЫННАР» («ПОТОКИ»). ДЖАУДАТ ФАЙЗИ – ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОМПОЗИТОР
Ждите новых публикаций.
P.S. «Песню жизни» можно услышать в исполнении Эмиля Шаймуллина в публикации «В гости к композитору».
Другие публикации на эту тему:
Пока нет комментариев