Глава из книги Мидхата Файзуллина «Джаудат Файзи»
Более сорока лет прошло со дня последней постановки драмы Тази Гиззата «Ташкыннар» («Потоки»). А со дня его первой постановки – более восьмидесяти лет. С 1937-го по 1977-й пьеса пережила несколько редакций. А сегодня театры не обращаются к таким сюжетам. Не удивительно, что за сорок лет мы забыли и о чём эта пьеса, и каким успехом она пользовалась у зрителей. Можно было бы предположить, что и музыка, которая сопровождала действие, тоже забылась.
Однако, год назад я услышала песню Гайнавал из спектакля «Ташкыннар». Её пела ученица детской музыкальной школы. О чём это говорит? – Музыка из спектакля жива, она нравится людям, её исполняют даже дети. Вы можете насладиться завораживающим исполнением этой песни прославленной певицей Хадичёй Гиниатовой и совсем юной девочки, делающей первые шаги в вокальном искусстве. Каждая из этих записей несёт своё видение этого произведения и своё очарование. Их Вы можете услышать в публикации «Гайнавал җыры».
Джаудат Файзи создал более тридцати работ к театральным постановкам. Он любил театр, стремился преобразовать его, сделать музыкальным. Он неуклонно шёл к своей мечте – создать татарскую музыкальную комедию. Сочиняя музыку к спектаклям, Джаудат Файзи приближался к своей мечте, делая спектакли всё более и более музыкальными. Мечта эта родилась у Джаудата ещё в юности, когда вместе с семьёй он смотрел оперетты И. Кальмана. Ему так понравились оперетты венгерского композитора, что он пожалел, что в татарском театре нет ничего подобного. Тогда он подумал, что оперетта в татарском театре обязательно должна появиться. И кому же, как не Джаудату суждено было стать создателем жанра татарской музыкальной комедии? И, если в Казани когда-нибудь всё же будет создан Татарский национальный музыкальный театр, то справедливо было бы дать ему имя Джаудата Файзи. Он был поистине театральным композитором. Даже, если принять к сведению его послужной список можно увидеть, что это именно так. В разные годы он занимал должности композитора оперного театра, заведующего музыкальной частью и дирижёра в Татарском академическом театре им. Г. Камала.
После написания музыки к спектаклю «Ташкыннар» до написания оперетты «Башмагым» оставалось всего пять лет.
Музыка к драме «Ташкыннар» была первой большой работой Джаудата Файзи в театре и первый его опыт, как профессионального композитора, хотя он ещё был студентом и до окончания Татарской оперной студии было ещё два года. Но к осуществлению мечты о татарском музыкальном театре уже был сделан первый шаг. В 1938 г. была написана музыка к спектаклю «Шамсикамар» по пьесе М. Аблеева, а уже в 1941 г. – к драме Н. Исанбета «Ходжа Насретдин». После этой театральной работы Джаудата Файзи до создания татарской оперетты оставался всего один шаг. В 1942 г. Джаудат Файзи совершил прорыв в татарской культуре, создав оперетту «Башмагым». Затем были музыкальные комедии «Акчарлаклар» (1944 г.) и «Идель буенда» (1949 г.), опера «Неотосланные письма» по повести А. Кутуя (1960 г.), множество работ к драматическим спектаклям. В архиве композитора сохранился клавир на тридцати страницах детской оперы «Красный цветок» по рассказам Ф. Бурнаша. Неоконченным остался балет «Кара Ахмет» по произведению Г. Тукая.
Ниже я привожу главу из неопубликованной книги брата композитора, Мидхата Харисовича Файзуллина «Джаудат Файзи». Глава посвящена его работе над музыкой к драме «Потоки». Здесь речь пойдёт и о полюбившейся всем песне Гайнавал.
Как известно, в пьесе с большим художественным мастерством показывались события в татарской деревне в предреволюционные годы. Крестьянин Биктимер провел всю свою жизнь в покорности властям, считая установленные царизмом порядки незыблемыми. В конце первой мировой войны нарастание революционных событий, обострение классовых противоречий раскрывают глаза Биктимеру, и он начинает понимать окружающую его несправедливость. Вскоре на его плечи начинают сваливаться одни несчастья за другими.
Горе потрясает Биктимера, — погиб на фронте любимый сын Мирхайдар, сын кулака опозорил младшую дочь, за участие в революционном движении арестовали старшего сына – рабочего Мирвали, жандармы уводят со двора последнюю лошадь. Биктимеру становится ясно, что борьба с царскими устоями неизбежна.
Джаудат Харисович под глубоким впечатлением от пьесы написал оркестровое вступление, две песни Биктимера, песню рекрутов, песни Голчиры, Айсылу, Гайнавал и солдаток и кроме этого оркестровую музыку, звучащую в антракте.
Все музыкальные номера драмы «Ташкыннар» возникли без особого труда, но песня Айсылу не удавалась. После основательной работы над последним вариантом, она получилась очень мелодичной и легкой для исполнения. Еще до постановки пьесы на сцене, песню Айсылу подхватили артисты, и она стала любимой и не сходит с репертуара концертов и в наши дни.
Прослушивание музыкальных номеров «Ташкыннар» состоялось в дирекции Татарского академического драматического театра. Музыка всем понравилась. Исполнительница роли Голчиры, артистка Марзия Миннибаева, с радостью стала разучивать написанную для ее роли песню, Галия Нигматуллина и Асия Мосагитова освоили солдатские прибаутки. Исполнительница же роли Айсылу, Фатима Ильская, попросила режиссера освободить ее от исполнения песни. Тогда автор драмы Тази Гиззат предложил исполнить песню исполнительнице роли Гайнавал – артистке Марьям Сульва-Валеевой. Поэтому эта песня стала называться песней Гайнавал и начиналась словами:
«Столб телеграфный —
Маяк пути длинного…»
В 1942 году, накануне отъезда на фронт писателя А. Кутуя, друзья собрались на прощальный вечер в клубе Союза писателей Татарии. Кутуй вел себя непринужденно и казался веселым, но чувствовалось, что временами набегала на него грусть, и по его просьбе при полной тишине присутствующих, Джаудат Харисович исполнил свою песню Гайнавал.
Спектакль «Ташкыннар» готовился для показа в Москве на декаде Татарского искусства в 1941 году, но по известной причине она не состоялась. Несмотря на это, из репертуара Татарского драматического театра пьеса не снималась и шла с большим успехом. Музыка способствовала огромному эмоциональному воздействию сценической постановки на зрителей. Некоторые музыкальные номера (песни Биктимера, Гайнавал) никого не могли оставить равнодушными. Декада показа Татарского искусства состоялась после войны, в 1957 году. В программу декады вошел и «Ташкыннар» в новой редакции. Спектакль готовил режиссер Ш. Сарымсаков с участием драматурга и композитора. В 1977 году после внесения некоторых исправлений «Ташкыннар» был вновь возобновлен в постановке и многократно повторялся, всегда с неизменным успехом. Композитору не суждено было порадоваться успеху новой постановки.
Музыка к этой драме была той творческой ступенькой, по которой Джаудат Файзи поднялся на подмостки Татарского Академического драматического театра. Продолжением «Ташкыннар» явился спектакль «Тревожные дни» («Шомлы көннәр») того же драматурга.
Лилиана
15.03.2021 at 17:17Дилярочка, спасибо тебе большое за все твои статьи о Джаудате Файзи. Очень интересно и познавательно! Дальнейших творческих успехов тебе!