ДРАМА «ТАШКЫННАР» («ПОТОКИ»). ДЖАУДАТ ФАЙЗИ – ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОМПОЗИТОР.

Глава из книги Мидхата Файзуллина «Джаудат Файзи»

Более сорока лет прошло со дня последней постановки драмы Тази Гиззата «Ташкыннар» («Потоки»). А со дня его первой постановки – более восьмидесяти лет. С 1937-го по 1977-й пьеса пережила несколько редакций. А сегодня театры не обращаются к таким сюжетам. Не удивительно, что за сорок лет мы забыли и о чём эта пьеса, и каким успехом она пользовалась у зрителей. Можно было бы предположить, что и музыка, которая сопровождала действие, тоже забылась.

Однако, год назад я услышала песню Гайнавал из спектакля «Ташкыннар». Её пела ученица детской музыкальной школы. О чём это говорит? – Музыка из спектакля жива, она нравится людям, её исполняют даже дети. Вы можете насладиться завораживающим исполнением этой песни прославленной певицей Хадичёй Гиниатовой и совсем юной девочки, делающей первые шаги в вокальном искусстве. Каждая из этих записей несёт своё видение этого произведения и своё очарование. Их Вы можете услышать в публикации «Гайнавал җыры».

Джаудат Файзи создал более тридцати работ к театральным постановкам. Он любил театр, стремился преобразовать его, сделать музыкальным. Он неуклонно шёл к своей мечте – создать татарскую музыкальную комедию. Сочиняя музыку к спектаклям, Джаудат Файзи приближался к своей мечте, делая спектакли всё более и более музыкальными. Мечта эта родилась у Джаудата ещё в юности, когда вместе с семьёй он смотрел оперетты И. Кальмана. Ему так понравились оперетты венгерского композитора, что он пожалел, что в татарском театре нет ничего подобного. Тогда он подумал, что оперетта в татарском театре обязательно должна появиться. И кому же, как не Джаудату суждено было стать создателем жанра татарской музыкальной комедии? И, если в Казани когда-нибудь всё же будет создан Татарский национальный музыкальный театр, то справедливо было бы дать ему имя Джаудата Файзи. Он был поистине театральным композитором. Даже, если принять к сведению его послужной список можно увидеть, что это именно так. В разные годы он занимал должности композитора оперного театра, заведующего музыкальной частью и дирижёра в Татарском академическом театре им. Г. Камала.

После написания музыки к спектаклю «Ташкыннар» до написания оперетты «Башмагым» оставалось всего пять лет.

Музыка к драме «Ташкыннар» была первой большой работой Джаудата Файзи в театре и первый его опыт, как профессионального композитора, хотя он ещё был студентом и до окончания Татарской оперной студии было ещё два года. Но к осуществлению мечты о татарском музыкальном театре уже был сделан первый шаг. В 1938 г. была написана музыка  к спектаклю «Шамсикамар» по пьесе М. Аблеева, а уже в 1941 г. – к драме Н. Исанбета «Ходжа Насретдин». После этой театральной работы Джаудата Файзи до создания татарской оперетты оставался всего один шаг. В 1942 г. Джаудат Файзи совершил прорыв в татарской культуре, создав оперетту «Башмагым». Затем были музыкальные комедии «Акчарлаклар» (1944 г.) и «Идель буенда» (1949 г.), опера «Неотосланные письма» по повести А. Кутуя (1960 г.), множество работ к драматическим спектаклям. В архиве композитора сохранился клавир на тридцати страницах детской оперы «Красный цветок» по рассказам Ф. Бурнаша. Неоконченным остался балет «Кара Ахмет» по произведению Г. Тукая.

Ниже я привожу главу из неопубликованной книги брата композитора, Мидхата Харисовича Файзуллина «Джаудат Файзи». Глава посвящена его работе над музыкой к драме «Потоки». Здесь речь пойдёт и о полюбившейся всем песне Гайнавал.

Как известно, в пьесе с большим художественным мастерством показывались события в татарской деревне в предреволюционные годы. Крестьянин Биктимер провел всю свою жизнь в покорности властям, считая установленные царизмом порядки незыблемыми. В конце первой мировой войны нарастание революционных событий, обострение классовых противоречий раскрывают глаза Биктимеру, и он начинает понимать окружающую его несправедливость. Вскоре на его плечи начинают сваливаться одни несчастья за другими.

Горе потрясает Биктимера, — погиб на фронте любимый сын Мирхайдар, сын кулака опозорил младшую дочь, за участие в революционном движении арестовали старшего сына – рабочего Мирвали, жандармы уводят со двора последнюю лошадь. Биктимеру становится ясно, что борьба с царскими устоями неизбежна.

Джаудат Харисович под глубоким впечатлением от пьесы написал оркестровое вступление, две песни Биктимера, песню рекрутов, песни Голчиры, Айсылу, Гайнавал и солдаток и кроме этого оркестровую музыку, звучащую в антракте.

Все музыкальные номера драмы «Ташкыннар» возникли без особого труда, но песня Айсылу не удавалась. После основательной работы над последним вариантом, она получилась очень мелодичной и легкой для исполнения. Еще до постановки пьесы на сцене, песню Айсылу подхватили артисты, и она стала любимой и не сходит с репертуара концертов и в наши дни.

Прослушивание музыкальных номеров «Ташкыннар» состоялось в дирекции Татарского академического драматического театра. Музыка всем понравилась. Исполнительница роли Голчиры, артистка Марзия Миннибаева, с радостью стала разучивать написанную для ее роли песню, Галия Нигматуллина и Асия Мосагитова освоили солдатские прибаутки. Исполнительница же роли Айсылу, Фатима Ильская, попросила режиссера освободить ее от исполнения песни. Тогда автор драмы Тази Гиззат предложил исполнить песню исполнительнице роли Гайнавал – артистке Марьям Сульва-Валеевой. Поэтому эта песня стала называться песней Гайнавал и начиналась словами:

«Столб телеграфный —

Маяк пути длинного…»

В 1942 году, накануне отъезда на фронт писателя А. Кутуя, друзья собрались на прощальный вечер в клубе Союза писателей Татарии. Кутуй вел себя непринужденно и казался веселым, но чувствовалось, что временами набегала на него грусть, и по его просьбе при полной тишине присутствующих, Джаудат Харисович исполнил свою песню Гайнавал.

Спектакль «Ташкыннар» готовился для показа в Москве на декаде Татарского искусства в 1941 году, но по известной причине она не состоялась. Несмотря на это, из репертуара Татарского драматического театра пьеса не снималась и шла с большим успехом. Музыка способствовала огромному эмоциональному воздействию сценической постановки на зрителей. Некоторые музыкальные номера (песни Биктимера, Гайнавал) никого не могли оставить равнодушными. Декада показа Татарского искусства состоялась после войны, в 1957 году. В программу декады вошел и «Ташкыннар» в новой редакции. Спектакль готовил режиссер Ш. Сарымсаков с участием драматурга и композитора. В 1977 году после внесения некоторых исправлений «Ташкыннар» был вновь возобновлен в постановке и многократно повторялся, всегда с неизменным успехом. Композитору не суждено было порадоваться успеху новой постановки.

Музыка к этой драме была той творческой ступенькой, по которой Джаудат Файзи поднялся на подмостки Татарского Академического драматического театра. Продолжением «Ташкыннар» явился спектакль «Тревожные дни» («Шомлы көннәр») того же драматурга.

1 Comment

  • Лилиана

    15.03.2021 at 17:17 Ответить

    Дилярочка, спасибо тебе большое за все твои статьи о Джаудате Файзи. Очень интересно и познавательно! Дальнейших творческих успехов тебе!

Комментарии