«ТАТАРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА И ТАТАРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ» МУХАМЕДЬЯРОВА Д.А.

Ровно год назад в Казани проводилась II всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Посвящена она была музыкальному театру XXI в. Помню момент, когда мне очень захотелось, чтобы имена Мирхайдара Файзи и Джаудата Файзи прозвучали на этом форуме. Из-за пандемии конференция проводилась в online режиме.

Помню, как мне было трудно в десятиминутный видеоролик вместить всё, что хотелось рассказать об этих двух замечательных личностях, творчество которых лежит в основе татарского музыкального театра.

Однако, ни видео, ни даже обширная статья не могут вместить всего, что отвечало бы заданной теме и было бы достойно внимания участников конференции. Поэтому мне было предложено рассказать о нашем сайте «Всё о Файзи». Не знаю, насколько убедительным оказалось моё выступление, но я очень рада, что мне удалось привлечь внимание исследователей истории татарского музыкального театра к нашему сайту, к проблемам, которые мы решаем, к произведениям Мирхайдара Файзи и Джаудата Файзи.

С того момента, как мы отмечали пятилетие сайта, прошёл год. Многое изменилось в нашей жизни. Ноябрь прошлого года сегодня воспринимается, как относительно безмятежное, спокойное время. Но и сегодня мы полны надежд на лучшее будущее, на мирную жизнь, когда проблемы сохранения наследия наших классиков вновь приобретут важное значение в обществе. Хочется отметить, что работа на сайте не прекращалась. За прошедший год на нём появилось больше пятидесяти новых публикаций. И мы надеемся продолжить нашу работу несмотря ни на что.

Предлагаю Вашему вниманию доклад Мухамедьяровой Д.А «Татарская музыкальная драма и татарская музыкальная комедия: влияние новаторских тенденции и интеграционных процессов в театральном искусстве на творческое наследие Мирхайдара Файзи и Джаудата Файзи. Отражение этих процессов в информационных ресурсах на примере сайта «ВСЕ О ФАЙЗИ», представленный на конференции «Музыкальный театр в XXI в».

Мухамедьярова Д.А.

г. Казань

ТАТАРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА И ТАТАРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ: ВЛИЯНИЕ НОВАТОРСКИХ ТЕНДЕНЦИИ И ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ НА ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ МИРХАЙДАРА ФАЙЗИ И ДЖАУДАТА ФАЙЗИ. ОТРАЖЕНИЕ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ В ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСАХ НА ПРИМЕРЕ САЙТА «ВСЕ О ФАЙЗИ».

TATAR MUSIC DRAMA AND TATAR MUSIC COMEDY: THE INFLUENCE OF INNOVATIVE TRENDS AND INTEGRATION PROCESSES IN THEATER ART ON THE CREATIVE HERITAGE OF MIRCHAYDAR FAIZI AND JAUDAT FAYZI. REFLECTION OF THESE PROCESSES IN INFORMATION RESOURCES ON THE EXAMPLE OF THE SITE «ALL ABOUT FAYZI». 

Творчество Мирхайдара Файзи и Джаудата Файзи оказало прогрессивное влияние на развитие и трансформацию татарского национального музыкального театра.

1 ноября 2021 г. Татарстан отметил 130-летие со дня рождения Мирхайдара Файзи, писателя, драматурга и поэта. Мирхайдар Файзи считается основателем жанра татарской музыкальной драмы. Его «Галиябану» явилась той ступенью в истории татарского театра, на которую поднялись и от которой отталкиваются современные татарские театры. Музыкальная драма Мирхайдара Файзи преодолела косность старых устоев и открыла путь в будущее татарскому национальному музыкальному театру. Одним из его преемников и последователей стал Джаудат Файзи, племянник драматурга. Став композитором, Джаудат Файзи создал новый жанр в истории татарского театра – татарскую музыкальную комедию, подняв татарское театральное искусство на новый профессиональный уровень. Надо признать, что татарский музыкальный театр, опираясь на творчество Джаудата Файзи, в настоящее время делает новый виток в своём развитии.

В дни, когда встал вопрос о создании Татарского национального музыкального театра, я считаю необходимым привлечь внимание, музыковедов к истории зарождения современного татарского национального музыкального театра и к творчеству тех, кто был у истоков формирования того музыкального театра, который мы с вами привыкли видеть на современной сцене. В первую очередь это, как уже было упомянуто выше, создатель жанра татарской музыкальной драмы Мирхайдар Файзи и создатель жанра татарской музыкальной комедии Джаудат Файзи.

В 2016 г. нами был разработан и создан сайт «Всё о Файзи». В структуру сайта были заложены рубрики «Мирхайдар Файзи» и «Джаудат Файзи», рассказывающие о жизни и творчестве этих замечательных людей, рубрика «Новости и анонсы мероприятий», отражающая события, имеющие отношение к данным личностям. Это публикации статей прессе, интересные находки, имеющие важное научное значение, издание новых книг с произведениями, новые радиопередачи о классиках, съёмки новых фильмов и сюжетов, творческие встречи, проведённые в честь классиков в различных городах России. В каждом из этих событий сайт принимал непосредственное или косвенное участие, был инициатором и идейным вдохновителем. Рубрика «Произведения делится на подразделы: «Произведения Мирхайдара Файзи» и «Произведения Джаудата Файзи». В эту рубрику мы помещаем произведения, которые в силу тех или иных причин становятся актуальными или представляют научный интерес (рассказы, ноты музыкальных произведений, их раритетное или современное исполнение, а также исторические и современные постановки спектаклей). Все размещённые произведения снабжены сопроводительной информацией. Наличие данной рубрики особенно важно, учитывая то, что в современном информационном пространстве наблюдается дефицит сведений о творчестве обоих классиков, а также отсутствие их произведений.

В данных обстоятельствах мы сочли правомерным появление рубрики «Проблемы наследия», в которой мы отражаем наши попытки решить вопросы, имеющие отношение к сохранению и возрождению творческого наследия Мирхайдара Файзи и Джаудата Файзи. Здесь размещены письма в министерство культуры РТ, президенту РТ, их ответы на наши обращения. Здесь же размещены редко исполняемые и труднодоступные произведения Мирхайдара Файзи и Джаудата Файзи. Большим достижением считаю возможность публикации дневников Мирхайдара Файзи, транслитерацией которых занимается Раиса Гамировна Шарафиева, главный библиограф ОРРК научной библиотеки им. Лобачевского. В Казани, в фонде ОРРК научной библиотеки им. Лобачевского хранится архив Мирхайдара Файзи, содержащий его дневники, письма, рукописи произведений. Публикуя переведённые на современный татарский язык страницы дневников Мирхайдара Файзи, мы хотим привлечь внимание татарской интеллигенции к проблеме изучения летописей на арабской графике, хранящихся в архивах Татарстана. Эти документы х ранят ценную историографическую информацию и нуждаются в транслитерации и переводе со старо татарского. [5]

Творческое наследие Джаудата Файзи также требует внимания специалистов. «Богатое наследие подвергается уничтожению временем». [11] Музыковед Гузель Файзрахмановна Юнусова   в своей статье «Башмагым: ремейк» рассказывает о том, что клавир бессмертных «Башмачков» никогда не был издан на татарском языке, а записи спектакля в свободном доступе нет, архив Джаудата Файзи до сих пор не исследован, его рояль находится в запущенном состоянии, магнитофонные записи и пластинки с его произведениями до сих пор не оцифрованы… [11]

Исходя из вышеперечисленных обстоятельств, мы определили целью создания   сайта «Всё о Файзи» – сделать информацию о М. Файзи и Дж. Файзи и других видных представителях рода Файзи более доступной для тех, кто интересуется историей и культурой Татарстана, классиками, их творчеством и устранить ошибочные представления об их биографии, происхождении, а также обратить внимание на нерешённые проблемы, связанные с их наследием.

В процессе изыскательской деятельности на сайте добавилась рубрика Сагит Файзуллин, посвящённая известному журналисту, публицисту и переводчику, появилась выверенная информация, основанная на документальных источниках о Харисе Файзи Чистапули (создателя первых учебников на татарском языке, о Рафгате Файзи, актёре и режиссёре, народном артисте Башкирии, о Мидхате Файзуллине, профессоре, докторе медицинских наук, заведующем кафедрой рентгенологии и радиологии Казанского ГИДУВа. Рубрика «Истории о роде» рассказывает о семье Файзуллиных и даёт полное представление об истоках талантов, вышеупомянутых классиков их жизни и деятельности.

Мирхайдар Файзи был драматургом, поэтом, прозаиком, а также музыкантом и фольклористом, собиравшим татарские народные песни, впоследствии вошедшие в сборник «Халык җырлары». В ближайшее время мы планируем разместить на сайте весь сборник народных песен, собранных Мирхайдаром Файзи.

Джаудат Файзи, наряду с тем, что был композитором, востребованным публицистом, писателем, драматургом, также являлся талантливым музыковедом. Его книга о музыке «Музыкальные вечера» размещена на сайте в рубрике «Произведения Джаудата Файзи».

Однако, говоря о наследии композитора, в первую очередь, мы имеем в виду написанную им музыку: ноты и аудиозаписи оригинальных исполнений его произведений. А также архив композитора, состоящий из его документов, писем, дневников, рукописных клавиров и партитур к театральным постановкам.

Трудно не согласиться с утверждением, что «творческое наследие Джаудата Файзи, классика татарской музыки, является достоянием Республики Татарстан и представляет собой одну из ярких страниц её истории» [2]. Этими словами Рубин Абдуллин выразил всенародную оценку заслуг Джаудата Файзи. Заслуживает внимания точка зрения искусствоведов, утверждающих, что творчество Джаудата Файзи следует выделить из общего ряда композиторов классиков первой половины XX века, как создателя нового направления в татарском театральном искусстве, а именно – татарской музыкальной комедии. Исходя из этой концепции и принимая во внимание заслуги Джаудата Файзи в области татарского музыкального театра и индивидуальные особенности его музыкальных сочинений, возникает необходимость всестороннего исследования его творчества.

Смею утверждать, что развитие татарского театрального искусства многим обязано творческой деятельности Джаудата Файзи.

 При этом надо иметь в виду то обстоятельство, что Творчество и вся жизнь Джаудата Файзи были тесно связаны с театром. В разные годы он руководил театрами в Казани: был музыкальным редактором Казанского академического театра им. Г. Камала, был директором и руководил музыкальной частью татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля, в то же время являясь его штатным композитором. Все эти обстоятельства в совокупности с композиторской деятельностью обусловили неоспоримость того факта, что Джаудат Файзи внёс неоценимый вклад в развитие татарского национального музыкального театра.

Обратимся к хронологическим датам, ставшим вехами в развитии татарского национального театра. Татарский музыкальный театр имеет более, чем столетнюю историю с момента создания первой татарской музыкальной драмы в 1916 г. Татарская музыкальная драма и татарская музыкальная комедия, датой возникновения которой считается 1942 г., – неотъемлемые части татарского национального музыкального театра, имеющие свою историю, характерные особенности, проблемы и определённые тенденции развития в современных условиях.

И музыкальная драма, и музыкальная комедия получили своё развитие и претерпели определённые изменения, что неизбежно в условиях взаимодействия разных жанров, стилистик постановок. В результате попыток актуализировать, осовременить произведения классиков какие-то признаки жанра утратились и продолжают утрачиваться. В следствии этого перед татарским национальным театром встаёт задача сохранения лучших образцов татарской музыкальной драмы и классической татарской музыкальной комедии.

Джаудат Файзи в четвёртой главе своей книги «Музыкальные вечера» следующим образом оценил вклад творчества Мирхайдара Файзи в развитие татарского театра: «Музыкальная драма «Галиябану» — первый опыт соединения драматургии и музыки. Мирхайдар Файзи привнёс музыку на татарскую сцену». [8]

В последнее время многие постановки татарских драматических театров относятся театроведами к категории «музыкальная комедия». Стоит рассмотреть, правомерно ли эта тенденция.

Для правильного осмысления данного вопроса обратимся последовательно к истории возникновения жанров «музыкальной драмы» и «музыкальной комедии». До 1916 г. музыка, песни и танцы в спектаклях в молодом татарском театре отсутствовали. Но предпосылки для появления их на сцене уже сложились. Татарское народное песенное творчество неизбежно должно было органично вплестись в канву создаваемых постановок. Первая музыкальная драма в татарской культуре «Галиябану» (первоначальное название «Сагадатбану») была написана Мирхайдаром Файзи в 1916 г. Её первая постановка осуществилась в марте 1917 г. в Оренбургском татарском драматическом театре. Режиссёром первой постановки «Галиябану» стал Валиулла Муртазин-Иманский. Эта постановка положила начало новому направлению в татарском театре. Все песни, исполнявшиеся персонажами, были написаны самим Мирхайдаром Файзи на мотив полюбившейся ему народной песни «Сагадатбану». В силу исторических предпосылок автор песен не мог записать мелодию с помощью нот. Однако, трудно не согласиться, что несмотря на это он не перестал быть автором музыкального оформления спектакля. «Впервые музыка заняла такое же важное место в пьесе, как отдельный персонаж, законченный образ, характер» [12]. В последствии музыка к спектаклю была обработана многими другими профессиональными композиторами, в том числе С. Сайдашевым, А. Ключарёвым, написавшими увертюру к драме «Галиябану». Музыкальная драма «Галиябану» Мирхайдара Файзи вдохновила композитора Мансура Музафарова на написание оперы на эту тему. Мансур Музафаров использовал мотивы, разработанные Мирхайдаром Файзи, в своей опере «Галиябану», поставленной в Татарском театре оперы и балета в 1940 г. Либретто Ахмета Ерикея [12].

Музыкальное дарование М. Файзи неоспоримо «Нет среди татар ни одного человека, который бы не пел песен из «Галиябану» и других песен Мирхайдара Файзи, думая, что эти песни народные» [13].

Джаудат Файзи в третьей главе книги «Музыкальные вечера» рассуждает о судьбе народной песни: «Народная мелодия, вплетённая в канву произведение композитора обретает бессмертие.»  Д. Файзи развивает свою мысль: «Народная мелодия, питающая творчество профессиональных композиторов, обработанная ими, становится краше, неся в себе авторское начало, а обличённая в правильную форму, начинает сверкать новыми гранями.» Завершает свою мысль Джаудат Файзи словами: «Вся профессиональная музыка татар стоит на многовековом творчестве татарского народа». [8]

Продолжая разговор о Мирхайдаре Файзи, считаю необходимым упомянуть об одном редком издании. Это сборник избранных произведений Мирхайдара Файзи 1941 г. издания.  Х. Хайри в предисловии к этому сборнику написал о вкладе М. Файзи в татарскую драматургию: «В истории татарской драматургии драмы Мирхайдара Файзи – это первый образец романтизма… Он – драматург-новатор. В чём своеобразие, художественная сила его творчества? Это хорошее знание быта деревенской жизни, народной речи, музыки, их органичного сочетания. С художественной стороны – это простое и убедительное, мастерское изображение психологии характеров, устремлений героев и индивидуальных черт, воплощённые в тёплом и лирическом настроении. Он – выразитель народных дум и стремлений. Народный дух ощущается через выражение национальной идентичности» [13] Ввиду отсутствия данных об этой книге даже в электронном каталоге литературы о Мирхайдаре Файзи, мы опубликовали на сайте «Всё о Файзи» информацию о книге и предисловие к сборнику в полном объёме.

О степени новаторства пьесы «Галиябану» можно судить по записи в дневнике Мирхайдара Файзи: «Написал пьесу, по своему характеру, ещё не имеющуюся в татарской драматургии. Включил песни и игры. Она отражает мой идеал. Но критика, наверняка отвергнет её безжалостно… Во всяком случае, я окрылён этим опытом» [12].

Надо принять во внимание тот факт, что одновременно с этим событием татарская драматическая труппа «Саяр» осуществила постановку драмы «Зулейха», автором которой был Гаяз Исхаки, а музыку к спектаклю написал Султан Габбаши, первый татарский профессиональный композитор. Султан Габбаши сам дирижировал оркестром, исполнявшим музыку, написанную специально для спектакля. Но она не получила широкой известности.

Успехом «Галиябану» было обусловлено создание других музыкальных драм. В 1920 г. Мирхайдар Файзи написал музыкальную драму «Асылъяр», а в 1923 г. – музыкальную драму «Ак калфак» (первоначальное название «Хамдия»). Таким образом, музыкальная драма заняла своё место в истории татарского театра. Творчество Мирхайдара Файзи определило новое направление в драматургии ещё и тем обстоятельством, что в его произведениях «социальные проблемы остаются на втором плане. На первое место выходят душевные качества, духовный мир, переживания человека. Таким образом, Мирхайдар Файзи основал свою литературную школу, направленную на обновление татарской драматургии» [7]. Средством выражения настроений и переживаний персонажа стала музыка, песня. Успех «Галиябану» предопределил направление дальнейшего развития татарской драматургии. Это направление обусловило обогащение музыкальными тенденциями татарского театрального искусства.

Музыка в татарском театре стала его неотъемлемой чертой.

Стоит заострить внимание на том, что, через четверть века после создания первой музыкальной драмы Джаудат Файзи поднял татарский музыкальный театр на новый уровень. Ещё в юности будущий композитор Джаудат Файзи заметил, что спектакли татарского драматического театра пользуются большим успехом у зрителей, если в них звучит много музыки. И напротив, если музыки мало, то зритель на такие спектакли не ходит [6]. В дальнейшем Джаудат Файзи отведёт созданию музыки для театральных постановок значительное место в своей творческой деятельности. «Два жанра: камерно-вокальная музыка и театральное сопровождение являются ведущими в его творчестве» [9]. Не лишним будет отметить и тот факт, что любовь Джаудата Файзи к и театру подтверждается и его ранним творчеством в области драматургии и. Несколько слов о малоизвестной грани таланта Джаудата Файзи. В 15 лет он написал свою первую драму «Горькие слёзы». Она была поставлена в 1926 г. Оренбургским драматическим театром. Казанский татарский театр поставил его пьесу «Шестипалый», а Казанское книжное издательство издало пьесу.

Впоследствии, став профессиональным композитором, Джаудат Файзи напишет 30 музыкальных произведений для театральных постановок, в т.ч. к телевизионным спектаклям (Один из таких спектаклей — «Белые цветы» по произведению А. Абсалямова). Первой большой работой для спектакля была музыка к драме Т. Гиззата «Ташкыннар» («Потоки») (1937 г.), в 1938 г. была написана музыка к спектаклю М. Аблеева «Шамсикамар», в 1941 г. – музыка к пьесе Н. Исанбета «Ходжа Насретдин».

 Что касается музыкальной драмы «Ходжа Насретдин», то её музыкальное содержание является «первой ступенью к созданию жанра татарской музыкальной комедии» [1].

Таким образом, обобщая выше сказанное, приходим к выводу, что Мирхайдар Файзи привнёс музыку на татарскую сцену, а Джаудат Файзи определил место профессиональной музыки в татарском театре. Он поднял музыкальную драму на новый уровень, соединив татарскую народную мелодию с европейской классической музыкальной формой. «Он создаёт новый для татарского музыкального искусства тип мелодики, переосмысливающей и преображающей традиционные каноны национального мелоса» [14].

Обратимся к истории постановок музыкальной комедии «Башмагым» Джаудата Файзи (либретто Тази Гиззата), которая стала первым образцом жанра, часто называемого в музыковедческой литературе «опереттой». В татарской культуре подобных примеров ранее не было. «По сравнению с музыкальной драмой, где музыка сопровождала действие спектакля, в музыкальной комедии музыка приобретает первостепенное значение». [1] Музыка становится способом выражения театрального действа.

Джаудат Файзи был одним из тех, кто прокладывал путь татарской профессиональной музыке. Он был одним из первых зачислен в татарскую оперную студию при Московской государственной консерватории, являлся руководителем учебной части курса. Татарская оперная студия была создана для развития оперного искусства в Татарстане. Все выпускники Оперной студии оправдали возложенные на них надежды и внесли свой вклад в развитие татарской музыкальной культуры. Они стали первыми татарскими классиками. Это С. Сайдашев, Н. Жиганов, М. Музафаров, З. Хабибуллин, Ф. Яруллин. Джаудат Файзи занял особое место в этой плеяде музыкантов. Повторюсь, напоминая о том, что он стал основателем нового жанра – татарской музыкальной комедии. Первым образцом этого жанра стала оперетта «Башмачки» на либретто Тази Гиззата, написанное по одноимённой пьесе Хабибуллы Ибрагимова, которая ставилась в башкирских драматических театрах в формате музыкальной драмы. Первая постановка «оперетты Башмачки» Джаудата Файзи на либретто Тази Гиззата была осуществлена на сцене Казанского театра оперы и балета в 1942 г. «В самое трудное время, при свечах, в холодной квартире создавалось произведение, каких в татарской культуре ранее не было. Вера в победу ни на минуту не оставляла. Джаудат Файзи говорил: «Когда вернутся с фронта наши коллеги и друзья, они спросят нас, как мы жили, пока они воевали. Мы будем перед ними в ответе. И наш ответ будет – новое произведение, которое помогало людям забыть о тяготах войны. Работали без устали и 1 марта 1942 г. была осуществлена первая постановка «Башмачков» [6]. Это было, действительно, новое явление в татарском театральном искусстве. Главные роли исполнили Фахри Насретдинов, Галия Кайбицкая. Режиссёр – Сулейман Валеев-Сульва, дирижировал симфоническим оркестром дирижёр Ильяс Аухадеев. «За последующие пятьдесят лет постановка шесть раз обновлялась» [6].

Джаудат Файзи не ограничился написанием одной музыкальной комедии, были написаны и другие.

В 1944 г. Джаудат Файзи написал вторую музыкальную комедию на либретто Ахмета Файзи «Акчарлаклар» («Чайки») «о любви и о жизни молодых колхозников» [6]. Сюжет основан на истории любви юноши и девушки, живущих и работающих на противоположных берегах Волги.

В третьей музыкальной комедии на либретто Г. Насыри «На берегу Волги» («Идел буенда») (1949 г.) воспевается талантливость татарского народа. Во второй редакции постановка называлась «Золотая осень» [6]. В 1963 г. написана музыкальная комедия в трёх актах «Уеннан уймак» на либретто Ш. Зайни. Эта комедия не числится в изданных перечнях произведений Джаудата Файзи и, очевидно, не была поставлена. Стоит упомянуть, что «К четырёхтактной опере «Неотосланные письма» по повести А. Кутуя (1960 г.) при создании этой оперы Джаудат Файзи проявил свой писательский дар: либретто написал сам композитор. В 1970 г. была осуществлена новая редакция оперы» [6].

В домашнем архиве Виктора Эмилевича Файзуллина сохранилась рукопись неизданной книги Мидхата Харисовича Файзуллина «Джаудат Файзи». Страницы из этой книги, посвящённые истории создания музыкальных комедий и оперы, а также музыке к музыкальным драмам нашли своё отражение на сайте «Всё о Файзи» в рубрике «Произведения Джаудата Файзи».

Не все, начатые Джаудатом Файзи, проекты удалось завершить. «Не завершённым остался балет «Кара Ахмет» по произведению Г. Тукая» [1]. В 40-х гг. композитор работал над оперой «Красный цветок» по произведению Ф. Бурнаша. Вчерне опера была закончена. В архиве композитора сохранился клавир на 31 странице.

Оперы Джаудата Файзи не известны современным ценителям татарской классики. Музыку же из его музыкальных комедий можно услышать в фондах хранения звукозаписей. И только одна из его музыкальных комедий «Башмачки» в последнее время стала ставиться драматическими театрами. Музыкальное оформление этих постановок основано на музыке Джаудата Файзи.

Джаудат Файзи стал первопроходцем в написании татарской музыкальной комедии, проложив путь другим композиторам в этом направлении. Впоследствии стали появляться татарские музыкальные комедии, написанные другими композиторами, но в истории татарского музыкального театра имя Джаудата Файзи навсегда связано с созданием нового жанра. Стоит подчеркнуть, что именно Джаудату Файзи современный театр обязан тем, что музыкальная комедия долгое время традиционно украшала репертуары всех татарских театров и являлась неотъемлемой составляющей современного театрального искусства в татарской культуре, представляя собой яркое проявление национальной идентичности в театральном искусстве.

Необходимо отметить, что в последние годы татарская музыкальная комедия почти не ставится в оперном театре, а драматические театры сталкиваются с проблемой нехватки поющих актёров для исполнения оперных арий. В следствии этого музыкальная комедия из-за трудностей вокального характера сошла со сцены. Возникает проблема сохранения целого пласта татарской музыкальной культуры, представляющего собой большую культурную ценность. Возникает опасность исчезновения аутентичного жанра – «татарская музыкальная комедия». Не смотря на это, у молодого поколения режиссёров и постановщиков наблюдается возрастание интереса к жанру музыкальной комедии. В последнее время в Казани прошли три постановки «Башмачков» трёх татарских театров: Татарским ТЮЗом им. Г. Кариева, Уфимским татарским драматическим театром «НУР», театром драмы и комедии им. К. Тинчурина. Информация об этих постановках нашла достойное место на сайте «Всё о Файзи» в рубрике «Новости и анонсы мероприятий».

Музыкальная комедия «Башмачки» была создана для оперной сцены. Соглашусь с мнением театральных критиков, что сложные в музыкальном отношении арии и ариозо оперетты Джаудата Файзи могут быть исполнены только оперными певцами. Тот факт, что «Башмачки» ставятся драматическими театрами, говорит о том, что зритель не имеет возможности слышать музыку оперетты в том объёме, в котором она звучала, будучи поставленной в оперном театре. Последняя постановка оперетты «Башмачки» прошла в Казанском театре оперы и балета им. М. Джалиля в 2002 г. Анализируя эту ситуацию, смеем предположить, что отказ руководства оперных театров ставить музыкальную комедию привёл к тому, что драматические театры переняли эстафету постановок музыкальной комедии.

Таким образом, татарский национальный музыкальный театр, сделав шаг в направлении укрупнения музыкальных форм в середине прошлого столетия, в настоящее время сдал свои позиции и, адаптируясь к современным условиям, вернулся на драматическую сцену, и постановки стали приобретать формат драматического представления. Вне зависимости от того, что режиссёры драматических театров называют свои постановки музыкальными комедиями, они ими являются не в полной мере, уступая оперной постановке и по объёму, и по форме. Претензии называть эти спектакли музыкальной комедией, надо признать, по меньшей мере, спорными. Ошибочность этой классификации становится явной, когда мы имеем возможность сравнивать два формата сценических постановок: музыкальную драму и музыкальную комедию. Такую возможность даёт просмотр представленных на сайте «Всё о Файзи» театральных постановок на музыку Джаудата Файзи разными театрами.

Пример исконного образца татарской музыкальной комедии был представлен вниманию современного зрителя коллективом Оперной студии при Казанской государственной консерватории в 2010 г. В 2013 г. фестиваль «К истокам мастерства» открыл свою программу именно этой постановкой. Фестиваль был посвящён казанской вокальной школе. Оркестр народных инструментов «Таtarica» под руководством Рината Халитова сопровождал действие спектакля [15]. Эта постановка наглядно продемонстрировала, что оперетта «Башмачки» предназначена для представления на оперной сцене в исполнении оперных артистов. Тот факт, что драматические театры обращаются к музыке Джаудата Файзи и драматургии Тази Гиззата, говорит о приверженности татарского театра к традиционным музыкальным формам, национальному колориту в костюмах, речи, сюжете. «Башмачки» Джаудата Файзи отвечают требованиям современного театра.

Разумеется, театральная режиссура ищет новые формы для выражения своих идей. «Башмачки» подвергаются метаморфозам и в отношении сюжетной линии, и в отношении музыкальной формы.

Эти изменения можно увидеть на примере трёх постановок «Башмачков» в репертуаре драматических театров. Главный режиссёр Татарского ТЮЗа им. Кариева в Казани создал спектакль, воплощающий в себе удачный синтез драмы и оперетты. Творение Хабибуллы Ибрагимова, Тази Гиззата и Джаудата Файзи обрело новую жизнь. Ренат Аюпов в творческой биографии и ранее обращался к этому произведению. В 90-х гг. на выпускном курсе Московского высшего театрального училища им. Б. Щукина при академическом театре им. Е.Б. Вахтангова успешно защищает диплом режиссёра спектаклем «Башмачки». Трудно не согласиться, что оперетта нашла своё место на драматической сцене. Произведение стало более доступным для широкого круга зрителей. Хотя, разумеется, «опера и драма – понятия неоднозначные: разные направления, способы использования выразительных средств. Оперный голос и драматический не могут спорить друг с другом. Тем не менее нужно отдать должное вокальному мастерству драматических артистов, берущихся за сложные произведения. Именно драматический театр в настоящее время даёт нам уникальную возможность познакомиться с прекрасными напевами, которые были так любимы несколькими поколениями татар» [3].  Несомненно, что «музыкальность татарского драматического театра трудно переоценить» [3], но вопрос в том, сможет ли зритель когда-нибудь ещё увидеть «Башмачки» в полном объёме на оперной сцене.

Тенденция ставить «Башмачки» драматическими театрами появилась в 80-90 гг. В 1989 г. Татарский драматический театр «Нур» в Уфе осуществил постановку пьесы Хабибуллы Ибрагимова на музыку Джаудата Файзи. Это «была первая постановка молодого театра, определившая всё дальнейшее направление творческой деятельности театра. Театр славится своими музыкальными постановками и поющими артистами». В 2018 г. главный режиссёр Уфимского татарского драматического театра «НУР» Байрас Ибрагимов осуществил новую постановку «Башмачков», определив жанр спектакля, как «музыкальная комедия плюс водевиль». Это синтез времён, стилей, музыки и костюмов» [4].

В 1999 г. Рашид Загидуллин – главный режиссёр Казанского государственного театра драмы и комедии им. К. Тинчурина осуществил постановку «Башмачков». Сам он определил жанр спектакля, как оперетта. В 2001 г. Рашид Загидуллин поставил ещё одну музыкальную комедию Джаудата Файзи – «Ходжа Насретдин». В 2019 г. – новая постановка Рашида Загидуллина – «Башмачки-JAZZ». Композитор и аранжировщик Ильяс Камал сделал обработку музыки Джаудата Файзи в джазовой стилистике. Синтез татарских народных мотивов и джазовых форм привел к преобразованию оперетты в татарский мюзикл.

Новаторские тенденции современного театра уводят режиссёров от классического варианта произведения, что несёт в себе как положительные, так и отрицательные последствия для национального музыкального театра.  Положительным является то, что на основе классических образцов театр развивается, привнося в современное театральное искусство национальный колорит, гармонию музыкальных форм, речи персонажей, художественного оформления спектакля. Отрицательным, на наш взгляд, можно считать то обстоятельство, что музыкальный спектакль, подверженный метаморфозам драматической сцены, теряет самобытность в музыкальном отношении, и в результате интеграции музыкальных стилей и сценических форм нивелируется проявление национальной идентичности произведения. Обобщая выше сказанное, можно отметить, что классическое воплощение легендарных «Башмачков» остаётся недоступным современному зрителю. Одной из причин отказа от классического варианта исполнения является отсутствие партитур, доступных для изучения.

Однако, стоит отметить появившийся в последние годы интерес молодых композиторов к татарской классике. При этом надо признать, что обращение молодого поколения музыкантов к классике выражается в очень интересной самобытной форме и даёт надежду на успешную перспективу развития жанра. Надо отметить, что молодому композитору и аранжировщику Ильясу Камалу придавшему музыкальной комедии Джаудата Файзи «Башмачки» джазовую форму, удалось сохранить почерк автора.

Ильяс Камал – представитель театральных композиторов современного поколения, ищущих новые пути развития татарского национального музыкального театра. При этом его выбор останавливается на музыке Джаудата Файзи. Спектакль «Ходжа Насретдин», музыку к которому он интерпретировал, показал, что татарский музыкальный театр востребован и имеет перспективы развития. В 2021 г. в исполнении Оперной студии Казанской государственной консерватории, спектакль «Ходжа Насретдин» Джаудата Файзи и Ильяса Камала с успехом представил татарский национальный музыкальный театр на международном фестивале «Науруз» и на Всероссийском фестивале «Видеть музыку».

Заслуга Ильяса Камала и Оперной студии под управлением Альфии Ибрагимовны Заппаровой — в их стремлении воссоздать несправедливо забытое и утерянное музыкальное искусство наших композиторов-классиков, восстановить утерянные партитуры, реанимировать музыку, являющуюся достоянием народа, культурным фондом нации.

В связи с упомянутым выше обстоятельством, считаем целесообразным обратить внимание музыковедов на нотный архив композитора, который хранится в фондах Национального музея РТ и в Центре письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова для всестороннего изучения и оцифровки нот. По нашему мнению, это даст возможность театральным коллективам пополнить свой репертуар, обогатив его классическими образцами татарской национальной музыки. Архив композитора после его смерти в 1973 г. был передан для хранения в Национальный музей РТ. Перечень документов и произведений, хранящихся в архиве Джаудата Файзи, представлен в успешно защищенной в 2004 году дипломной работе студентки Казанской государственной консерватории им. Н. Жиганова Сунгатуллиной А.Г. на тему: «Архив Дж. Файзи в фондах Национального музея Республики Татарстан» (Каталог-справочник: Дипломная работа / Казан. гос. консерватория; науч. рук. Е.М. Смирнова).

В 2020 г. в Казани прошла международная научная конференция «Музыка в диалоге культур: традиции, современность, перспективы». На этой конференции было представлено четыре доклада, посвящённых жизни и творчеству Джаудата Файзи. [16] В своём докладе И. Фатхуллина рассказала о ценности архива Джаудата Файзи в фондах Национального музея РТ: «Документы выходят за рамки узко «биографических». Они являются ценными свидетельствами не только жизни композитора, но и шире – музыкальной жизни республики, которая, в свою очередь отражает основные тенденции развития отечественной музыкальной культуры своего времени.» [14]

На эту же конференцию был представлен доклад Г. Юнусовой, посвящённый жизни и творчеству Джаудата Файзи. В своём докладе Гузель Файзрахмановна Юнусова рассказала ещё об одном архиве композитора, который до сих пор остаётся неописанным. Это архив в Д. Файзи № 140 в Центре письменного и музыкального наследия при ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова. [10] Автор статьи, обеспокоенная сохранением разрозненных архивов композитора, призывает обратиться к составленному после смерти Д. Файзи, «Плану по сохранению наследия композитора» [10].

Изучение архива композитора, перевод нотных записей и аудиозаписей на цифровые носители поможет сохранить и актуализировать его наследие и даст возможность современному зрителю увидеть в постановке оперной труппы оригинальный вариант «легендарных «Башмачков».

При обращении к жанру классической музыкальной комедии, молодые постановщики сталкиваются с проблемой отсутствия партитур и аудиозаписей, дающих полное представление о музыке произведения. Большую помощь в ознакомлении с оригинальным звучанием оперетты может оказать фонд Национальной библиотеки РТ, содержащий грампластинки с записями фрагментов из оперетты в исполнении известных оперных певцов.

В разные годы фирма «Мелодия» осуществляла выпуск грампластинок с ариями из оперетты в исполнении оперных певцов Ш. Кутдусовой, Р. Билялова, Ф. Насретдинова, А. Сайфутдинова в сопровождении симфонического оркестра и хора.

В Национальной библиотеке РТ хранятся виниловые диски с записями, сделанными при жизни автора. [17] Отрывки из оперетты были выпущены в серии пластинок «Собрание лучших музыкальных произведений Татарстана».

1.Монтаж оперетты «Башмачки» Джаудата Файзи. Либретто Тази Гиззата в исполнении Л. Исаевой, Н. Рубаи, К. Новиковой, В. Канделаки. Хор и оркестр всесоюзного радио. Дирижёр Г. Столяров

  1. Звукозапись. Фрагменты из музыкальной комедии «Башмачки» Джаудата Файзи. Либретто Тази Гиззата. Хор и оркестр Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля.

В настоящее время встаёт необходимость сохранения редких записей — убедительных свидетельств оригинальной стилистики формата «музыкальная комедия». В соответствии с современными техническими возможностями видится необходимым перенести содержание грампластинок на цифровые носители для обеспечения надлежащей сохранности записей.

Целесообразно обратить внимание и на архив композитора. Перед творческой интеллигенцией Татарстана стоит задача сохранения и всестороннего изучения архивов композиторов-классиков с тем, чтобы их творческое наследие не пропало.

Разработка стратегии мероприятий по сохранению наследия и традиций татарских музыкальных театров должна включить в себя изучение архивов композиторов-классиков Татарстана, издание сохранившихся клавиров и партитур, оцифровку имеющихся в фондах Национальной библиотеки РТ аудиозаписей на грампластинках и сделанных на радио записей концертов с тем, чтобы в дальнейшем можно было, опираясь на эти раритетные записи, обновить их звучание в соответствии с современными возможностями оркестров и популяризировать классический вариант произведений, придав им новую форму и сохранив их самобытность. Концепция необходимости привлечения внимания к творчеству Джаудата Файзи должна найти своё отражение в планировании репертуара Оперного театра.

На основании изложенного выше встаёт необходимость привлечь к решению данного вопроса внимание тех, кто призван беречь и сохранять культурное наследие татарского народа.

Список литературы и использованных источников

1.Архив Файзуллина В.Э.: Джаудат Файзи (рукопись М.Х. Файзуллина). 34 с.

 2.Архив Мухамедьяровой Д.А.: письмо от Абдуллина Р.К. № 237-01/17 от 21.11.2018

3.Мухамедьярова Д.А. «Башмачки». Музыка на все времена // Сәхнә. 2019. № 8. С. 18-21.

  1. Мухамедьярова Д.А. Под музыку Файзи танцует и зритель // Казань. 2019. № 2. С. 34-36.

5.Мухамедьярова Д.А Историческое значение вклада Мирхайдара Файзи в развитие татарской культуры // Tatarica. 2017  №1. С 154-162.

  1. Файзи Д. Народные жемчужины. Струны души. Казань: Татарское книжное издательство, 1987. 392 с.
  2. Файзи М. Пьесы. Казань: Татарское книжное издательство, 2017. 463 с.
  3. Файзи Д. «Музыкальные вечера». Казань: Татарское книжное издательство, 1966. 166 с.
  4. Шамсутдинова Ф. Романтик солнечной стихии // Казань. 2000. № 5. С. 103-105.
  5. Юнусова. Г.Ф Җәүдәт Фәйзинең тормышы һәм иҗаты // Фәнни Татарстан. 2020 №4. С. 130-144.
  6. Юнусова Г.Ф «Башмагым»: Ремейк. Гузель Юнусова. URL: https://faizy.ru/bashmagyim-remeyk-guzel-yunusova/ (дата обращения 25.10.2021).
  7. Оренбуржье вспоминает поэта и драматурга Мирхайдара Файзи. URL: https://orenburg.bezformata.com/listnews/poeta-i-dramaturga-mirhajdara-fajzi/51620427/ (дата обращения 25.10.2021).
  8. Мухамедьярова Д.А. Книга, которой нет (избранные произведения Мирхайдара Файзи, 1941 г.). URL: https://faizy.ru/kniga-kotoroy-net (дата обращения 25.10.2021).

14.Фатхуллина И.Н. Архив Джаудата Файзи в фондах национального музея РТ. URL: https://faizy.ru/arhiv-dzhaudata-fayzi-v-fondah-natsionalnogo-muzeya-rt-fathullina-i-n/ (дата обращения 25.10.2021)

  1. Мухамедьярова Д.А. К истокам мастерства. «Башмачки» Джаудата Файзи снова в моде. URL: https://faizy.ru/opernayastudiya (дата обращения 25.10.2021).
  2. Новые научные работы о Джаудате Файзи. URL: https://faizy.ru/novyie-nauchnyie-rabotyi-o-dzhaudate-fayzi/ (дата обращения 1.11.2021)
  3. Национальная библиотека Республики Татарстан. Произведения Д. Файзи. URL: http://kitaphane.tatarstan.ru/faizi/bibl1.htm

Аннотация

Статья посвящена истории и перспективам развития двух жанров татарского музыкального театра: татарская музыкальная драма и татарская музыкальная комедия на примере первых образцов этих жанров (музыкальная драма «Галиябану» Мирхайдара Файзи, и музыкальная комедия «Башмачки» Джаудата Файзи, Т. Гиззата). Автор выражает обеспокоенность тем обстоятельством, что музыкальная комедия в оригинальном её формате в настоящее время теряет свои позиции, обретая характерные черты музыкальной драмы. Автор делает вывод о необходимости бережного отношения к наследию татарских классиков, всестороннего изучения и транслитерации архивов Мирхайдара Файзи и Джаудата Файзи, переиздания нот музыкальных произведений Джаудата Файзи и оцифровки имеющихся аудиозаписей его произведений. В статье подчёркивается вклад Мирхайдара Файзи и Джаудата Файзи в модернизацию театрального искусства Татарстана: создание новых жанров — «татарской музыкальной драмы» и «татарской музыкальной комедии».

Автор докладывает о своей работе по популяризации творчества Мирхайдара Файзи и Джаудата Файзи посредством сайта «Всё о Файзи» (faizy.ru).

 

Anotation

The article is devoted to the history and prospects of the development of Tatar musical theatre: tatar musical drama and the tatar musical comedy using the first examples of these genres: musical drama «Galiyabanu» by Mirhaydar Fayzi and musical comedy “Bashmagim” by Jaudat Fayzi, T. Gizzat). The author regrets that the musical comedy in its original format is currently losing its position, acquiring the characteristics features of musical drama. The author concludes that it is necessary to take care of the heritage of the Tatar classics, to study and to transliterate the archives of Mirhaydar Fayzi and, Jaudat Fayzi to re-publish the notes of his musical works and digitize the available audio recordings of his works. The article highlights the contribution of Mirhaydar Fayzi and Jaudat Fayzi to the modernization of the theatrical art of Tatarstan: the creation of new genres – the «Tatar musical drama» and the «Tatar musical comedy». The author reports on the work to promoting the work of Mirhaydar Fayzi and Jaudat Fayzi through the site «All about Faizi».

Ключевые слова

  1. Мирхайдар Файзи
  2. Джаудат Файзи
  3. Татарская музыкальная комедия
  4. Музыкальная комедия «Башмагым»
  5. «Галиябану»
  6. Татарская музыкальная драма
  7. Татарский национальный музыкальный театр

 

Key words

  1. Mirhaydar Fayzi
  2. JaudatFayzi
  3. The tatar musical comedy
  4. The musical comedy «Bashmagym
  5. «Galiyabanu»
  6. The tatar musical drama
  7. Tatar national musical theatre

Пока нет комментариев

Комментарии