С 18 по 20 ноября 2020 г. в Казани проходила Международная научная конференция «Музыка в диалоге культур: традиции, современность, перспективы».
Одной из острейших проблем нашей музыкальной культуры в настоящее время является вопрос сохранения и изучение музыкального классического наследия. Учитывая актуальность проблемы на конференции была заявлена секция, посвящённая архивному наследию.
В секции «Татарская музыкальная культура. Архивное наследие» одним из интереснейших выступлений стал доклад Фатхуллиной Ильзии Нурмухаметовны, преподавателя музыкально-теоретических дисциплин ДМШ № 18 им. М. Музафарова.
На страницах сайта мы не раз обращались к проблеме невостребованности архива Джаудата Файзи. Поэтому мы очень рады возможности опубликовать сегодня доклад, проливающий свет на тему, волнующую, как оказалось, не только нас.
В своём докладе «Архив Джаудата Файзи в фондах Национального музея РТ» автор рассказывает о своей работе по изучению содержимого папок с документами, письмами, партитурами произведений, дневников, которые вёл композитор с раннего детства.
Что ж, архив отлежался в закромах музея. Прошло около полувека с момента их поступления в музейные фонды. Бережно сохранённые, теперь они стали объектом пристального внимания музыковедов и историков.
Мы благодарим Ильзию за огромную скрупулёзную работу, за трепетное отношение к личности композитора, за правильно выбранный стиль изложения материала.
Джаудат Файзи, педантично собирая материалы, касающиеся событий в татарской музыкальной культуре, как будто знал, что через некоторое время они станут документальными свидетельствами, раскрывающими детали полувековой истории нашей культуры. «Документы выходят за рамки узко «биографических» они являются ценными свидетельствами не только жизни композитора, но и шире – музыкальной жизни республики, которая в свою очередь, отражает основные тенденции развития отечественной музыкальной культуры своего времени.»
Мы солидарны с автором доклада и вместе с ним «призываем молодых музыковедов, научных сотрудников, находящихся в поиске интересного материала и просто любителей, ценителей татарской музыкальной культуры обязательно обратиться к этому ценному архивному материалу, т.к. история татарской музыкальной культуры периода 20 в. Без знакомства с архивом Джаудатта Файзи будет неполным.»
Мы желаем успехов всем, кто захочет прикоснуться к истории татарской музыки посредством архива Джаудата Файзи!
Подробности о содержании архива композитора Вы узнаете из размещённого ниже доклада Ильзии Нурмухаметовны Фатхуллиной.
Сайт выражает благодарность Лиле Сарваровой и Ильзие Фатхуллиной за предоставленные материалы.
***
Дж. Файзи является одним из ярких представителей татарской культуры. Его деятельность широка и многогранна. Он — композитор, автор первых татарских музыкальных комедий, популярных песен и романсов; литератор, поэт и прозаик, создатель поэм, многочисленных стихотворений, мемуаров. Известен Дж. Файзи и как публицист — популяризатор татарской народной и профессиональной музыки, регулярно выступавший в периодических изданиях, на радио и телевидении, и как фольклорист, создавший книгу «Жемчужины народные», и как активный общественный деятель — член Комитета по защите народов Азии и Африки, художественного совета Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля, Комитета по радиовещанию, Союза композиторов ТАССР и состава жюри многочисленных смотров художественной самодеятельности.
Биография Дж. Файзи богата и насыщена событиями. Упомянем его работу школьным учителем в селе Ишеево Горьковской области, юристом в Объединенном государственном политическом управлении Татарской республики и в Народном суде Сталинского р-на г. Казани, корреспондентом газет «Кызыл яшьләр» и «Кызыл Татарстан», музыкальным редактором Татарского радиокомитета, художественным руководителем и директором Татарской государственной филармонии, директором Казанского кабинета музыкального фольклора. Сказанное дополним тем, что в течение многих лет Дж. Файзи выполнял обязанности члена Союза советских композиторов и Музыкального фонда Союза СССР. Дж. Файзи находился в гуще важнейших культурных событий Татарии, являясь непосредственным их участником. В круг его общения входили многие известные деятели татарской культуры, с ними его нередко связывали и дружеские, и творческие связи. Он был близко знаком с такими поэтами и писателями, как М. Файзи, А. Файзи, А. Кутуй, Г. Насретдинов, Ф. Карим, М. Джалиль, А. Ерикей; с композиторами С. Сайдашевым, А. Ключаревым, В. Виноградовым; певицами М. Рахманкуловой, В. Сулеймановой и др.
При всей многогранности творческой деятельности в историю татарской культуры Дж. Файзи вошел прежде всего как композитор. Нельзя не отдать должное той популярности, какую имела его музыка в широких слушательских массах. Ее масштаб сейчас трудно представить. Мелодии вокальных сочинений Дж. Файзи, музыкальных номеров из спектаклей подхватывались слушателями сразу же после концертов и театральных постановок, их поэтические тексты переписывались от руки и выучивались. Популярность песен композитора была столь велика, что имя их автора нередко терялось — песни становились народными; так произошло, например, с песней «Яшь наратлар» («Молодые сосны»). О степени успеха музыки Дж. Файзи можно судить и в связи с огромной популярностью музыкальной комедии «Башмагым» («Башмачки», либретто Т. Гиззата). Достаточно сказать, что ее ставили десятки музыкальных театров по всему Советскому Союзу (в Москве, Киеве, Харькове, Алма-Ате, Свердловске, Ташкенте, Краснодаре, Омске и многих др.), ее текст переводили на языки народов СССР, дирекции театров прилагали специальные усилия для того, чтобы получить в свое распоряжение партитуру, просили автора переложить ее на имеющийся у них состав исполнителей и т.д. Трудно назвать какое-либо другое сочинений татарского композитора, популярность которого могла бы выдержать сравнение с этим спектаклем.
Деятельность Дж. Файзи охватывает полувековой период развития татарской культуры — с начала 1920-х по 1970-е годы. Ее изучение дает возможность раскрыть исторически важные закономерности социально-общественных процессов, происходивших в это время, особенности развития татарской музыки и татарской культуры в целом. Творчество Дж. Файзи, в том числе и музыкальное, однако, до сих пор остается мало изученным: материалы о композиторе представлены лишь небольшими статьями обзорного характера[1] и тремя дипломными работами, выполненными студентами Казанской государственной консерватории[2]. Основой исследования жизни и творчества Дж. Файзи должны стать архивные документы — источник бесценных исторических сведений «из первых рук».
Документы, имеющие отношение к жизни и творчеству Дж. Файзи, сосредоточены в фондах Национального музея Республики Татарстан. Архив был сдан в музей женой композитора Месфирой Файзуллиной в 1973 г. сразу после его смерти. В том же году архив прошел предварительную обработку; ее выполнила секретарь Правления Союза композиторов ТАССР Зайнаб Шайхулловна Хайруллина. Основная часть документов была сгруппирована ею в 112 папок по тематическому признаку (внутри папок систематизация отсутствует); в соответствии с этим была составлена опись личного фонда Дж. Файзи. Архивные материалы в этой описи дифференцированы по темам: 1) материалы о композиторе; 2) литературные труды Дж. Файзи; 3) литературные произведения (рукописи соавторов); 4) фольклор; 5) тексты выступлений Дж. Файзи; 6) переписка Дж. Файзи; 7) разные материалы; 8) общие вопросы музыкальной культуры; 9) музыкально-театральная жизнь. Позже, в январе—апреле 1974 г., за упорядочение нотных рукописей фонда взялась Заслуженный работник культуры ТАССР Разия Хабибулловна Яруллина. На обложках нотных тетрадей с автографами песен, клавиров сценических произведений Дж. Файзи многие заглавия, отражающие содержание рукописей, написаны ее рукой. Вместе с тем, несмотря на работу, проделанную З. Хайруллиной и Р. Хабибуллиной, считать описание архива окончательно состоявшимся вряд ли возможно: принципы тематической систематизации документов выдержаны не последовательно — нередко в пределах одной папки соседствуют документы разного содержания (например, в папке 1 рядом с личными документами Дж. Файзи оказались пригласительные билеты). Что касается описания самих документов, то оно не предпринималось вовсе.
Работа по описанию архива Дж. Файзи была начата студенткой Казанской государственной консерватории Сунгатуллиной А., подготовившей дипломное исследование на тему «Архив Дж. Файзи в фондах Национального музея РТ» (рук. Е. М. Смирнова. — Казань, 2004). Ею были систематизированы и описаны документы, хранящиеся в папках № 1—91.
Архив Дж. Файзи не только объемен, но и богат. В нем содержатся рукописи — автографы самого Дж. Файзи и многих деятелей татарской культуры (А. Файзи, М. Хусаина, Т. Гиззата, А. Ерикея, Г. Насыри, Н. Жиганова, А. Ключарева), машинописные тексты, корректорские оттиски, нотные и литературные издания, валики и магнитофонные ленты с записями произведений Дж. Файзи и материалами фольклорных экспедиций тех лет. Судя по содержанию материалов, архив собирался композитором в течение многих лет, собирался систематично и целенаправленно. Здесь представлены документы, отражающие события всей его жизни, начиная от обучения в школе и вузе (упомянем хранящиеся в архиве ученические тетради, ученические билеты, зачетные книжки Дж. Файзи-ученика и студента) и вплоть до последних дней. Исходя из содержания находящихся в архиве документов, их можно сгруппировать в четыре группы: документы творческого характера; документы, представляющие собой материалы к биографии композитора; письма; документы, связанные с культурной жизнью Казани и других городов.
Документы творческого характера включают в себя рукописи музыкальных и литературных произведений, либретто, песенных поэтических текстов и научно-публицистических работ. Большинство из них представлено не только чистовыми экземплярами, но и, одновременно, черновиками, фиксирующими разные стадии создания сочинения; число таких черновиков нередко насчитывает до четырех-пяти вариантов. Из музыкальных произведений Дж. Файзи, автографы которых хранятся в архиве, назовем клавиры оперы «Тапшырылмаган хатлар» («Неотосланные письма»), музыкальной комедии «Акчарлаклар» («Чайки»), вокально-инструментальные сочинения «Байрак тегәбез» («Шьем знамя»), «Уңган егет» («Бывалый парень»), «Яз житә»; их дальнейшее перечисление грозит превратиться в полный перечень созданного Дж. Файзи-композитором. Кроме рукописей самого Дж. Файзи, в архиве хранится ряд произведений С. Сайдашева, Н. Жиганова, А. Ключарева, а также сочинения самодеятельных авторов, присылавших Дж. Файзи, возглавлявшему жюри многочисленных смотров художественной самодеятельности, свои опусы.
Чрезвычайно богат раздел литературных рукописей. Составляющие его документы в большинстве своем являются автографами владельца архива. Среди них — стихотворения, поэмы, рассказы; назовем, в частности, произведения для детей — поэму «Кызыклы кунаклар» («Забавные гости»), являющуюся путеводителем по музыкальным инструментам, повесть «Кырмавык җан иясе» («Репей — растение одушевленное»). Заслуживают упоминания и дневниковые записи Дж. Файзи, которые он вел на протяжении всей жизни, а также его воспоминания. Последние богаты интереснейшими подробностями о жизни и творчестве многих известных деятелей татарской культуры — М. Файзи, Ф. Карима, А. Кутуя, М. Джалиля, Т. Гиззата и др. Из работ других авторов, входящих в число представленных в архиве литературных рукописей, любопытна поэзия, посвященная Дж. Файзи и его коллегам; интересна и поэма Г. Насретдинова «Ундүрт юлчы турында әкият» («Сказка о четырех путниках»), возникшая в результате событий военных лет, когда в 1941 г. группа работников радиокомитета была мобилизована на строительство оборонных сооружений в деревне Чачкаб Кайбицкого района. В свободное от работ время литературно одаренные члены этой группы (в ее состав входило 14 человек: Дж. Файзи, Г. Насрый, И. Туктар, Р. Яхин, А. Кутуй и др.) занимались сочинением эпиграмм. Впоследствии Г. Насретдинов написал на их основе вышеназванную поэму, включающую в себя поэтические портреты — загадки-эпиграммы о каждом члене их группы.
Раздел «Либретто» составляют рукописи разных авторов, в том числе и Дж. Файзи, как использованные композитором в своем творчестве, так и не использованные. Материалы архива позволяют увидеть, насколько ответственно и творчески активно Дж. Файзи подходил к созданию либретто. Практически каждое либретто, с которым он работал, несет на себе следы вмешательства со стороны композитора, нередко весьма существенного. Показательны в этом отношении материалы оперы «Неотосланные письма», отражающие многие нюансы процесса создания сочинения. В написании либретто оперы принимали участие такие поэты, как А. Кутуй, успевший перед смертью составить лишь его общий план, М. Хусаин, тогда еще молодой поэт-студент, вариант которого не удовлетворил критиков, и сам Дж. Файзи, получивший на окончательный вариант либретто авторские права. Из неосуществленных замыслов Дж. Файзи безусловный интерес представляет либретто балета «Челтәрле яулык» («Кружевной платочек»): его автором был сам композитор, что наталкивает нас на мысль о попытке обращения Дж. Файзи к жанру, так и не нашедшему места в его творчестве.
Немало документов содержит раздел «Поэтические тексты», включающий в себя тексты песен, музыкальных номеров сценических произведений и произведений других жанров. Свои вокальные сочинения Дж. Файзи писал на слова различных авторов, со многими из которых он вел переписку (А. Ерикей, М. Джалиль, М. Хусаин). Так же, как и с либретто, композитор обращался с поэтическими текстами свободно, внося в них массу изменений (вплоть до изменения названия). Очевидно, этому способствовали высокие эстетические вкусы и требования Дж. Файзи — поэта и музыканта. Среди встречающихся в архиве песенных текстов имеются тексты, положенные композитором на музыку, тексты, не нашедшие музыкального воплощения в его творчестве, а также тексты татарских народных песен, многие из которых связаны с фольклорными экспедициями Дж. Файзи. Наличие в архиве огромного количества песенных поэтических текстов, использованных другими татарскими композиторами, объясняется работой Дж. Файзи над составлением сборника песен композиторов Татарии.
Научные и публицистические работы характеризуют Дж. Файзи как активного участника музыкальной и общественной жизни Татарской республики. Представленные в архиве фольклорные материалы рисуют картину создания его книги «Халык жәүһәрләре» («Жемчужины народные»). Из документов, в частности, выясняется, что изначально книга задумывалась в трех частях; третья часть, являвшаяся дневником фольклорных экспедиций и получившая название «Фольклор эзләп» («В поисках фольклора»), к сожалению, не издана. Работы Дж. Файзи научно-публицистического характера представлены его рецензиями, статьями и заметками, предназначенными для публикации в газетах и журналах, текстами его выступлений, докладов, сценариями радио- и телепередач. В них композитор касался целого ряда проблем развития татарской музыкальной культуры. Его волновали вопросы сохранения татарской народной музыки и традиций народного исполнительства (упомянем, например, его очерки о народных исполнителях — мандолинисте И. Илялове, гармонисте Ф. Туишеве, скрипаче и исполнителе на концертных гармониках Ф. Биккенине, певице Ф. Сулеймановой), он пишет о самодеятельных композиторах (Ш. Мазитове, С. Садыковой, Р. Музафарове) и композиторах профессиональных (Н. Жиганове, А. Ключареве, Х. Валиуллине, Ю. Виноградове, М. Музафарове, С. Сайдашеве), в центре его внимания — события художественной жизни Казани, творческая деятельность дирижеров (Х. Фазлуллина, И. Аухадеева), певцов (Ф. Насретдинова, Р. Вагапова, Г. Кайбицкой) и, одновременно, происходящее в мире литературы (очерки о творчестве М. Хусаина, А. Кутуя, М. Джалиля). Судя по материалам архива, Дж. Файзи был не только ярким публицистом, но и мастером публичных выступлений. Любопытно, как в его текстах, предназначенных для прочтения перед концертами, радио- и телеаудиторией, нередко можно увидеть пометы, свидетельствующие о специальном внимании автора к нюансам дикторской подачи материала (имеются ввиду знаки, указывающие цезуры, выделяющие ключевые слова и пр.). Знакомство с такого рода документами предоставляет еще одну возможность почувствовать творческую «интонацию» этого многогранно одаренного художника.
Из представленных в архиве публицистических работ разных авторов значительны по содержанию рецензии на музыкальные и литературные произведения Дж. Файзи, дающие достаточно полное представление о восприятии его творчества критиками того времени.
Корпус документов биографического характера составляют личные документы Дж. Файзи — удостоверения, членские билеты, справки, заявления, а также материалы его служебной деятельности — постановления, приказы и выписки из приказов, договора с различными учреждениями на написание и издание произведений, характеристики и т.п.
Группа документов о культурной жизни Казани и других городов представлена программами, афишами, пригласительными билетами, материалами деятельности Союзов композиторов ТАССР, РСФСР и СССР. Наиболее репрезентативными в количественном отношении здесь оказываются программы. Среди них — программы постановок сценических произведений с музыкой Дж. Файзи и других авторов, программы концертов, пленумов и съездов Союзов композиторов (в том числе происходивших за пределами Татарии), смотров художественной самодеятельности, юбилейных концертов и вечеров.
В 2006 году мною была защищена дипломная работа «Эпистолярное наследие Джаудата Файзи», целью которой стало продолжение описания, предпринятого А. Сунгатуллиной. В моей работе систематизированы и описаны, представленные в папках № 92—112, а также письма, которые по папкам не разложены и лишены номеров единиц хранения. Представленные в настоящей работе документы имеют различное содержание. Группа документов творческого характера включает в себя рукописи музыкальных и поэтических произведений, научно-публицистических работ. Их число относительно невелико: основной массив документов творческого характера, содержащихся в архиве Дж. Файзи, представлен в каталоге А. Сунгатуллиной. Нотные рукописи, описание которых вошло в настоящий каталог, в основном являются рукописями песен и инструментальных пьес авторов, присылавших Дж. Файзи свои произведения для ознакомления или обращаясь за советом. Появление такого рода документов в архиве композитора связано с его активной деятельностью по организации самодеятельного творчества. С последней связано и появление в архиве многих поэтических текстов: большинство из тех, что представлены в настоящем каталоге, принадлежат неизвестным авторам, присылавшим Дж. Файзи свои стихи с просьбой написать на них песни или передать их для написания песен другим композиторам. Из известных авторов, чьи поэтические произведения вошли в настоящее описание, назовем Ф. Яруллина и Р. Ишмурата. Научные и публицистические работы представлены статьями, текстами многочисленных выступлений и докладов, сценариями радиопередач, рецензиями. Их преобладающая часть посвящена вопросам татарской музыкальной культуры; назовем, в частности, рецензии на кандидатские диссертации Я. М. Гиршмана «Пентатоника и ее развитие в татарской музыке», А. Х. Абдуллина «Татарская народная песня (тематика и некоторые особенности народного исполнительства)», многочисленные лекции, посвященные татарской народной и профессиональной музыке, нотные сборники и т.д. Знакомство с ними дает представление об интенсивности музыкальной и общественной жизни республики, и, одновременно, о степени участия в ней Дж. Файзи, всегда находящегося в гуще происходящих событий.
Корпус документов, сгруппированных в раздел «Материалы к биографии Дж. Файзи», обширен и многообразен по составу. В него вошли личные документы композитора — заявления, справки, удостоверения, пропуски, расписки и доверенности, медицинские документы (справки, рецепты) и пр., а также материалы его служебной деятельности — отчеты, планы работы, договора и соглашения с различными организациями на написание, издание и постановку произведений, документы норм оплаты, характеристики и т.д. Наиболее репрезентативной является подборка документов, отражающих деятельность Дж. Файзи в Кабинете музыкального фольклора Управления по делам искусств при Совете Министров ТАССР, в Союзе композиторов ТАССР, а также по организации художественной самодеятельности. Так, знакомство с документами, связанными с работой Дж. Файзи в Кабинете музыкального фольклора, дает возможность получить сведения о штатном расписании Кабинета в разные годы его существования, узнать о географии и сроках проведения фольклорных экспедиций, об их участниках, об аппаратуре, на которой записывался полевой материал, о книгах, содержащихся в библиотеке Кабинета, о планах его работы (в том числн по подготовке фольклорных сборников), о мероприятиях, осуществленных за тот или иной отчетный период, и т.д. Столь же информативны документы, имеющие отношение к организации в Татарстане художественной самодеятельности: по ним можно получить представление о «механизмах» стимулирования самодеятельного творчества, о графиках проведения разного рода смотров, конкурсов, показов, о ведущих коллективах, заявивших о себе в разные годы, о шкале оценок, по которой жюри судило о качестве их выступлений, и т.д. Значение этих и других документов выходит далеко за рамки узко «биографических»: они являются ценными свидетельствами деятельности не только композитора, но и шире — музыкальной жизни республики, которая, в свою очередь, отражает основные тенденции развития отечественной музыкальной культуры своего времени.
Письма – самая обширная часть документов, представленных в настоящем каталоге. Главным образом, их составляют письма, адресованные Дж. Файзи. Их отправителями являются как отдельные лица, так и организации — Союзы композиторов ТАССР и РСФСР, Музфонд, Министерства культуры ТАССР и РСФСР, Всесоюзное управление по охране авторских прав, театры различных городов, редакции различных газет и журналов, Государственный музей Татарстана и многие другие. Уже только знакомство с ними, без «свидетельств» иного рода, дает возможность судить о характере творческой и общественной деятельности Дж. Файзи: из Союза композиторов ему присылались информационные письма о предстоящих пленумах, заседаниях правления, конференциях; из Министерства культуры – приглашения на различные концерты, конкурсы; из Музфонда – письма, касающиеся вопросов купли-продажи музыкальных произведений; из редакций различных газет и журналов — письма с просьбой об участии в анкетах, дискуссиях, ставящих проблемы татарской профессиональной музыкальной культуры и татарского искусства в целом; из театров разных городов присылалась информация о постановках его музыкальных пьес, прежде всего, музыкальной комедии «Башмачки». В письмах решаются вопросы, связанные с переводом либретто, с пересылкой партитур, с определением гонорара, вопросы, касающиеся трактовки жанра и сценического решения музыкальных произведений композитора. Большое количество писем Дж. Файзи получал из ВУЗов, училищ, школ. Дети приглашали его на праздничные слеты, юбилейные даты своих отрядов, писали с просьбой прислать им воспоминания об известных в татарской культуре личностях (Дж.Файзи был лично знаком с М. Джалилем, А. Ерикеевым, К. Наджми, М. Файзи, А. Файзи, А. Кутуем, Г. Насретдиновым, Ф. Каримом, С. Хакимом, С. Габаши, С. Сайдашевым, А. Ключаревым, Ю. Виноградовым, Г. Кайбицкой, М. Рахманкуловой, Н. Терегуловой, В. Сулеймановой, Ф. Туишевым и многими другими татарскими композиторами, поэтами, исполнителями и т.п.). Эти письма Дж. Файзи никогда не оставлял без внимания, на оборотах конвертов всегда можно найти пометы: «ответил такого-то числа», «отправил ноты, музыкальный материал или воспоминания». Вообще, несмотря на свою занятость, Дж. Файзи всегда находил время для встреч с детьми: с удовольствием ездил даже в самые отдаленные уголки Татарстана, читал лекции в ВУЗах, устраивал литературно-музыкальные вечера в школах, детских садах, посещал местные музеи, помогал в вопросах, связанных с организационными моментами и со сбором материалов.
Ценную часть архива составляют письма самого Дж. Файзи, адресованные в основном жене Мусфире Файзуллиной. Они переписывались, когда композитор учился в Татарской оперной студии при Московской консерватори, находился в концертных поездках, в санаториях. Каждое из таких писем весьма объемно и содержательно: на протяжении всей своей жизни Дж. Файзи вел дневники и свои мысли привык фиксировать на бумаге. Как раз такого рода письма-размышления, письма-дневники представляют собой письма, написанные во время учебы в оперной студии. Помимо вопросов личного характера, в них подробно обсуждается процесс сочинения, творческие планы композитора, детали его общения с педагогами, их мнение о том или ином произведении Дж. Файзи, особенности взаимоотношения композитора с коллегами-студийцами — Н. Жигановым, С. Сайдашевым, оценивается их деятельность, описываются условия их жизни и работы… Одним словом, история Татарской оперной студии без знакомства с этими письмами окажется явно неполной.
Из числа изобразительных материалов, представленных в настоящей работе, особого внимания, на наш взгляд, заслуживают рисунки Н. Жиганова: талантливые и артистичные, они раскрывают еще одну грань дарования этой неординарной личности. Группа документов, представляющих материалы о культурной жизни Казани и других городов, включает в себя программы оперных, музыкально-драматических спектаклей, концертов, выставок, афиши, пригласительные билеты, документы, связанные с деятельностью Союзов композиторов РСФСР, СССР, ТАССР, Музфонда СССР, Татарского государственного театра оперы и балета, Татарской государственной филармонии и других культурных учреждений г. Казани. Наиболее представительными в количественном отношении являются программы исполнения музыкальных произведений как Дж. Файзи, так и других авторов. Документы разного рода художественных организаций, кроме программ организуемых ими концертов, представлены многообразными выписками из приказов, протоколами (назовем, например, протоколы заседания секции музыковедения и критики при ССК ТАССР от 1 февраля 1955 г., расширенного заседания Правления ССК Татарии от 10 октября 1957 г., совещания руководящего актива при Татарском государственном театре оперы и балета от 30 сентября 1950 г., и т.д.), планами работы, резолюциями, программами конференций, постановлениями, уставами и пр.
Группа документов, объединенных принадлежностью к научным, информационным, рекламным изданиям, периодике, объединяет книги, брошюры, буклеты, планы выпуска литературы различными издательствами, рекламные сообщения об изданиях, газеты, журналы, газетные и журнальные вырезки с публикациями песен и литературных произведений Дж. Файзи, рецензий на его новые литературные и музыкальные произведения, постановки его опер и музыкальных спектаклей, отзывов о проведенных им творческих встречах, отчетных концертах и т.д., со статьями, посвященными различным явлениям и событиям татарской культуры и искусства. Такого рода документов в архиве немало; так, только газеты, газетные и журнальные вырезки в архиве сгруппированы в четыре папки: Дж. Файзи аккуратно вырезал и собирал как собственные статьи, так и статьи разных авторов, касающиеся музыкальной жизни ТАССР и других республик, литературные произведения (прежде всего, поэтические тексты), материалы, необходимые ему для литературной и общественной работы.
Подводя итог, хочется призвать молодых музыковедов, научных сотрудников, находящихся в поиске интересного материала, и просто любителей и ценителей татарской музыкальной культуры, обязательно обратится к этому ценному архивному материалу. Так как история татарской музыкальной культуры периода ХХ века без знакомства с архивом Джаудата Файзи будет неполной.
[1] Гумеров А. Башмагым // Совет эдэбияты. — 1942. — № 4. — С. ; Рахманкулова Ш. Акчарлаклар // Совет эдэбияте. — 1944. — № 11/12. — С. 106; Гиршман Я., Соловьева Д. Джаудат Харисович Файзи // Композиторы Советского Татарстана. — Казань, 1957. — С. 66; Песни Дж. Файзи // Музыкальная жизнь. — 1959. — № 13. — С. 20; Нигмедзянов М. Музыкальный Татарстан. — Казань, 1970. — С. 59; Хайруллина З. Джаудат Файзи // Народные артисты. — Казань, 1980. — С. 569; Тазиева К. Автор ярких мелодий // Сов. музыка. — 1980. — № 12. — С. 136; Хакимова Л. Дж. Файзи и народная музыка // Национальное музыкалное искусство в музыкальных учебных заведениях: Материалы межреспубликанских научно-практических конференций /Уфимский институт искусств; Казанская государственная консерватория. — Уфа, 1994. — С. 16—18; Халдеева Д. Файзи Джаудат // Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. — Казань, 1986.
[2] Соловьева Д. Музыкальная комедия Дж. Файзи «Башмачки» / Рук. Я. М. Гиршман. — Казань, 1957; Шаронова И. Некоторые особенности соотношения аккордообразования в песенном творчестве З. Хабибуллина и Дж. Файзи / Рук. Л. В. Бражник. — Казань, 1986; Хакимова Л. Литературное наследие Дж. Файзи / Рук. Ю. Н. Исанбет. — Казань, 1991.
Пока нет комментариев