Ко дню Радио Татарстана и к 125-летию со дня рождения журналиста и публициста Сагита Файзуллина (1899-1975 гг.)
1927 год – год, когда в Татарстане появилось радио. Радио стало ассоциироваться с новой жизнью. Громкоговорители и собравшиеся вокруг них люди, застывшие в ожидании чуда. Кем же были те, кто занимался этим невиданным ранее делом? Одним из основателей радиовещания в Татарстане был Сагит Гаряевич Файзуллин.
Сагит абый – легендарный человек, ослепший в разгар своей карьеры, но нашедший в себе силы продолжить журналистскую деятельность и стать лауреатом гос. премии им. Хусаина Ямашева. В каждом из известных мне музеев, им. Мирхайдара Файзи, есть уголок, который посвящён Сагиту,племяннику драматурга. Это музей-усадьба в Шуде (Балтасинский район Татарстана), дер. Шахмайкино (Новошешминский район) и школа № 167 на ул. Сахарова в г. Казани.
Автобиография Сагита Файзуллина 1967 года, исполненная на печатной машинке, рассказывает о том, что 50 лет, прошедшие с семнадцатого года, были наполнены кипучей деятельностью, интересной работой, творчеством. И только теперь, спустя ещё пятьдесят лет я понимаю, что эти скупые слова – это жизнь, которая воплощает в себе страстную борьбу человека с обстоятельствами в которых оказался интеллигент после революции семнадцатого года. Вся его жизнь – это преодоление. В первую очередь, преодоление себя, своих страхов, болезни, ведущей к слепоте, отчаянию, обречённости и разочарованию в жизни.
Хотя Сагита абый не стало в 1975 году, ещё живы люди, знавшие его, как журналиста, помнящие его и отдающие дань восхищения этому незаурядному человеку.
Для меня интерес к Сагиту абый обусловлен тем, что он родной брат моей мамы Гаухарь Гаряевны Файзуллиной (Мухамедьяровой после замужества). Её жизнь тесно связана с личностью Сагита абый, т. к. с 14 лет Гаухарь осталась на его попечении. Думаю, что именно его воспитанию я обязана тому обстоятельству, что моя мама была такой, какой я её знала: добрая, мягкая, весёлая, не унывающая, эрудированная, очень начитанная. Отца не стало, когда ей было полтора года. Её мать растила в изгнании после репрессий и смерти отца. Это была жизнь полная лишений. Со старшим братом Сагитом её разделяли 25 лет разницы в возрасте. Когда её взяли к себе Сагит и Сайда Файзуллины на воспитание, я полагаю, что мама оказалась в совершенно новом для неё мире. Мама рассказывала, что она перечитала все книги брата. Среди них было много русской и зарубежной классической литературы. Сайда апа её ругала за то, что она не занимается домашними делами, а всё время читает. А мама не могла удержаться и тайком брала книги, и зачитывалась М. Твеном и Ч. Диккенсом, погружаясь в придуманный мир, который был намного интереснее того, что её окружало: сиротство, бедность, учёба в школе, ночная работа корректором в издательстве газеты «Кызыл Татарстан» и война, принёсшая голод, смерть родных братьев и матери. Мне всегда хотелось узнать больше о людях, заменивших моей маме родителей и всю семью, которых она потеряла в годы гражданской и Великой Отечественной войн.
Что я знала о Сагите абый и Саиде апе, познакомившись с ними в 1970 году, — это то, что они были пожилыми и уже не очень здоровыми людьми. Сагит абый был совершенно слепым, но его лицо излучало доброту и участие. Он говорил тихо, и вся его речь была проникнута тонким юмором, не всегда мне понятным. Несмотря на внешнюю мягкость, Сагит абый казался очень сильным. Это было проявление его мужества, незаурядного ума и силы духа. Глубина его натуры завораживала. Он был большой тайной для меня, маленькой девочки. Это уже позже я узнала, что он был видным журналистом, руководил работой радиокомитета, переводил произведения классиков Марксизма-Ленинизма на татарский язык. А Сайда апа помогала ему в его работе. Сейчас, когда мне уже за пятьдесят, и, когда я оказалась на его месте, тоже потеряв зрение, я поняла, насколько большую роль во всём творчестве Сагита абый сыграла его жена Сайда Шакировна. Во многом благодаря ей, её поддержке, он стал тем, кем его знают творческие круги Татарстана.
С 36-го года Сагит абый не видел, но продолжал работать над переводами трудов В.И. Ленина и И.В Сталина. Возможно, он находил в этом свою востребованность, нужность. Но мне немного жаль, что он тратил на эту работу столько сил. Он был талантливым переводчиком. И начинал он с переводов художественных произведений русских классиков на татарский язык: Это Пушкин, Чернышевский, Чехов, и явился автором русско-татарского словаря. Эта работа была очень важным вкладом в просвещение татарского народа. Знакомство татар с лучшими произведениями русской литературы происходило благодаря таким людям, как Сагит Файзуллин. Это были первые переводы классических произведений на татарский язык. А то, что его пригласили переводить труды Ленина, не позволило продолжить перевод того литературного богатства мировой литературы, которую он так любил. И работу на радио ему не суждено было продолжить. А он так на это рассчитывал.
Сагит увлёкся радиолюбительством в конце двадцатых. Это поветрие захватило в те годы всех так же, как сейчас интернет. Радио – было тем, что позволяло передавать информацию на большие расстояния. Сагит участвовал в массовом радиолюбительском движении «Общество друзей радио».
В 1929 г., когда Сагит Файзуллин стал заведующим радиоцентром, он сам ездил по деревням, руководил установкой громкоговорителей на специальных столбах.
Сегодня ещё один вклад в татарскую культуру Сагита Гаряевича Файзуллина стал очевидным. В 1941 году, а впоследствии в 1957 году он подготовил к публикации почти все произведения своего дяди Мирхайдара Файзи, великого татарского драматурга, прозаика и поэта. Как мы можем сейчас убедиться, больше никто и никогда не переиздавал его полного собрания сочинений. А в 1971 г. Сагит абый передал в ОРРК (отдел рукописей и редких книг) научной библиотеки им. Лобачевского весь архив Мирхайдара Файзи, который он сохранил. Все рукописи архива написаны на арабской графике и то, что Сагит абый позаботился об издании произведений на современной татарской графике (на кириллице), огромная заслуга в деле увековечивания трудов одного из основоположников татарской драматургии. А сохранность рукописей Мирхайдара Файзи позволяет нам сейчас поднимать вопрос транслитерации его дневников с арабской графики на кириллицу.
Посетив год назад родные места моей мамы, дом моего деда Саетгарая, где родились и Сагит абый, и моя мама, я узнала о том, какую роль сыграл в увековечивании памяти Мирхайдара Файзи Сагит абый. Когда-то ещё в двадцатые годы прошлого века благодаря усилиям Сагита абый его родная деревня Шуда Вятской губернии вошла в состав Татарстана. Многие татарские деревни в годы административного урегулирования молодой страны советов отошли к другим регионам: к Кировской области, к Оренбургской области, к Башкирии, Марийской республике и т.д. Именно благодаря Сагиту абый мы сейчас имеем такой уголок в своей республике, который дорожит памятью о писателе, который так любил приезжать сюда к своему брату Саетгараю погостить. Можно сказать, что Сагит абый воспользовался своим служебным положением. Он был заместителем секретаря райкома. Так, Шуда вошла в составе Балтасинского района в ТАССР. А в 1971 г, посетив родную деревню, он озвучил свою мечту восстановить беседку, где любил проводить время драматург. Идея была подхвачена и воплотилась в том, что был воссоздан дом моего деда, превратившись в музей-усадьбу им. М. Файзи. Но это произошло уже после смерти Сагита абый.
Знакомство с жизнью Сагита абый заставило меня задуматься о том, какие сложные времена пережили наши предки, и о том, как формировалось их мировоззрение в переломный момент нашей истории. Сагит абый родился в 1899 г. (По другим данным в 1901 г.) – начало века. Он был старшим в семье Саетгарая и Фатымы Файзуллиных. У четы было одиннадцать детей. Моя мама была младшей. Она родилась в 1926 году.
Саетгарай был прогрессивным муллой, его силами в деревне Шуда было открыто медресе для девочек, в котором преподавание велось по новому методу. Несмотря на это, в 1927 г. его дом подвергался неоднократным обыскам, а сам он — допросам, в результате которых, он и умер. Его семья была вынуждена тайно под покровом ночи покинуть деревню. Так, Фатыма с младшими детьми, с полуторагодовалой Гаухарь, моей мамой, навсегда покинула родную деревню в поисках пристанища. А старшему сыну Сагиту в то время было уже двадцать восемь лет.
Сагит уже был признанным журналистом, прошедшим большевицкую школу. Он не отрекался от отца муллы, в автобиографии 1967 года он открыто признаёт своё происхождение «из семьи священнослужителя». Смелый поступок. Хотя, возможно, именно то, что он не скрывал своего происхождения, и стало причиной обвинения, которое ему было предъявлено в 1936 г., и исключения из рядов РКПБ. Впоследствии он был оправдан. Кстати, в 1936 г. он потерял зрение. Но я хочу обратить внимание на то, каким образом он мог проникнуться революционными идеями будучи сыном муллы.
Надо добавить здесь, что Сагит был не только сыном муллы, но и внуком Ишмухамета Динмухаметова, известного в народе, как Ишми Ишан, выступавшего за сохранение традиционных догм ислама, ярого противника влияния русской культуры на татарский уклад жизни, революционных нововведений и преобразований общества. Ишми Ишан был зверски убит в 1919 году чекистами.
Вкупе эти обстоятельства послужили причиной того, что мать Сагита Фатыма, которая была дочерью Ишми Ишана, вынуждена была искать прибежища в чужих краях, где о её происхождении никто не знал.
Дед Сагита предвидел, что демократические идеи пропагандируемые прогрессивными силами общества приведут к потере самобытности татарского народа, его нравственного начала и страшным последствиям, которые незамедлительно проявили себя во время гражданской войны.
Как же Сагит из такой патриархальной семьи стал большевиком? Не надо забывать, что в 1917 году Сагиту было восемнадцать лет: возраст, когда юноша приветствует романтические и революционные, идеи, которые олицетворяют собой прекрасное будущее, основанное на принципах справедливости. В семнадцать лет он остался без поддержки родных, вынужден был искать подработку, продолжая учёбу в гимназии.
Между тем, как известно, учащаяся молодёжь – самая прогрессивная, впитывающая самые новые идеи, воодушевленная ими, видит в них гуманистическое начало, идею справедливости. Так, молодое поколение было противопоставлено тем традициям и нравственным принципам, которые проповедовали и за которые ратовали отцы и деды. Что ж, в этом и заключается ключ к прогрессу. Интересно то, как люди, взращённые в духовной среде ислама, обращались в эту новую веру — «коммунизм».
Сагит был самостоятельным, с семнадцати лет сам зарабатывал себе на жизнь, опираясь на образование, которое он получил в гимназии и талант, унаследованный от дяди драматурга. Он работал в газетах, начал писать, давал частные уроки. Этого на жизнь, конечно, не хватало. Приходилось разгружать баржи, работать на ремонте дорог. Он был крепким парнем, высоким, широкоплечим. Только зрение было плохое с детства. Поэтому его не взяли в армию. Однако он нашёл себя в качестве политрука. Красноречие и дар убеждения были незаменимы для порядка в воинском подразделении. В дальнейшем, работая в институте истории партии, он реализовал себя, как преподаватель в области политпросвещения.
Вернёмся к тем дням, когда его постигло глубокое разочарование в том, что происходило на его родной земле. В 1927 году политика, которую вело молодое советское государство, привела к тому, что его родной отец, которого он уважал и любил, был подвергнут репрессиям. Кто доносил на отца, который так много сделал для просвещения родного края? Не будем вдаваться в подробности. Страшно было то, что это мог сделать любой из того благословенного места, которое наша семья чтит, как родной край, родовое гнездо. Сердце отца не вынесло допросов. Он умер. Мать скрылась, чтобы не подвергать детей опасности. (Впоследствии, поднимать детей придётся Сагиту, когда его мать умрёт во время войны, погибнут на фронте и два его брата — Хашим и Мухамед). Через год после смерти отца умирает и любимый дядя Сагита драматург Мирхайдар Файзи.
С Мирхайдаром Сагита связывало очень многое. Они были дружны. Разница в возрасте составляла всего десять лет. Молодые люди вели переписку, часто навещали друг друга. В архиве Сагита абый сохранились письма Мирхайдара Файзи к нему и к его отцу. Этот архив тоже хранится в ОРРК научной библиотеки им. Лобачевского при КФУ.
Сохранились и некоторые из книг, написанных Сагитом абый – это «Задачи кооперации» (1924 г.), «Шакуровская шайка» (1927 г.), «Великий художник» (о Л.Н.Толстом – 1929 г.), «О новом человеке» (фельетоны и очерки — на старо татарской графике,– выпущена в Москве, 1929 г.), «Сокровища двух языков» — Казань, 1964 г.
Те, кто заинтересуется творчеством Сагита Файзуллина, могут прочитать сохранившиеся вырезки из газет со статьями Сагита Гаряевича. Это статья про А.С.Пушкина, статья «Про новый алфавит» -1938 год, статья «На пути новой жизни» — 1928 г. Эти статьи – живая история, рассказывающая о том, какие проблемы были актуальны девяносто и семьдесят лет назад. Из статей, посвящённых Сагиту Файзуллину, которые я нашла в этом архиве следует, что он – «выдающийся татарский журналист и переводчик».
А в 1928 году Сагиту показалось, что мир рухнул. Он увидел трагедию страны, отчётливо проявившуюся на примере его семьи. Он остался один. Нет тех людей, которые его любили, поддерживали, были его опорой. Он был разбит. Потеря веры в идеалы, депрессия. Кто знает, чем бы окончилась для него эта трагическая история его душевных страданий, если бы в 1929 году ему не было бы предложено возглавить работу радиоцентра. Новое интересное дело увлекло его и предоставило новые возможности, открыло новые горизонты для его творчества. Жаль, что руководство распорядилось по-своему и он проработал в радиокомитете всего два с половиной года. Хотя по некоторым данным Сагит Файзуллин руководил радиоцентром пять лет, с 1928 по 1933 годы. Но связь с радиокомитетом не прекращалась никогда. Сагит абый всю жизнь гордился, что в годы становления радиовещания Татарстана, он возглавлял работу этого нового явления в жизни своего народа. Работа заведующего радиоцентром была настолько захватывающей и в то же время ответственной, что в нашей семье деятельность Сагита абый связывалась в первую очередь с комитетом радиовещания. Всю дальнейшую жизнь, Сагит абый сотрудничал с радиокомитетом, оставаясь его большим другом. Не терял он связь и с Татарским книжным издательством, и с редакциями газет и журналов, где работал. Это и газеты «Кызыл Татарстан» (ранее «Эшче»), «Крестьян газеты», журнал ««Jaңalif»» и др.
Член союза журналистов СССР, кавалер ордена Трудового красного знамени, будучи уже на пенсии, Сагит Гаряевич поддерживал связь с молодым поколением. Он выступал в школах, музеях, домах пионеров, делясь с молодёжью бесценными воспоминаниями о далёких событиях, очевидцем и участником которых он был.
Главные слова о Сагите Файзуллине должны звучать так: «Большевик и Журналист». Именно эти слова высечены на обелиске, который возвышается над могилой С.Г. Файзуллина (14 аллея, Новотатарское кладбище в Казани). И именно это место упокоения журналиста, прошедшего тернистый, но славный путь, является символичным местом поклонения всем журналистам Татарстана эпохи становления молодой страны советов.
7 ноября считается в Татарстане Днём радио. Именно в этот день 1927 г. была начата работа станции радиовещания, у истоков которого стоял писатель и общественный деятель Шамиль Усманов, а уже через полтора года его заменил на посту руководителя журналист Сагит Файзуллин.
О высокой оценке деятельности Сагита Гаряевича Файзуллина в Радиокомитете свидетельствуют поздравительные адреса к 60-летию со дня рождения журналиста.
Я от лица родных Сагита Гаряевича Файзуллина поздравляю с Днём радио всех сотрудников татарского радиовещания! Желаю Вам творческих успехов, благополучия и процветания!
Племянница журналиста Мухамедьярова Диляра Анасовна
Аноним
25.10.2024 at 12:22Спасибо большое, Диля Апа!
С уважением, Евгения Мухамедьярова
Диляра Мухамедьярова
14.11.2024 at 14:38Спасибо, Женя, что читаешь. Для меня это очень важно.
Надим Айдаров
24.11.2024 at 20:16Дорогая Диляра, добрый день!
С какой любовью и проникновением Вы пишете о Сагите-абый. И так органична интонация высказывания — Ваш голос близкого человека — в сопереживании.
Благодаря Вам сохраняется память……
Гелюса Багаутдинова
24.11.2024 at 20:17Добрый вечер, Диляра Анасовна. Материалы такие замечательные, спасибо вам за ваш труд. 💐💐💐
Гулюся Закирова
24.11.2024 at 20:22Прочитала на одном дыхании.В день радио поставлю в группе библиотеки.