Музыка Джаудата Файзи к драме М. Аблеева «Шамсикамар»

Глава из книги Мидхата Файзуллина «Джаудат Файзи»

Вы знаете, как звали Ваших прабабушек? Какая судьба была у женщин, носящих такие красивые, но такие непривычные для нас имена? О чём мечтали и на что надеялись, чем дорожили и что любили девушки, которых звали, как мою дәүәни Хамдениса или, как одну из моих прабабушек, Шахирбану, или, как героиню драмы М. Аблеева, Шамсикамар? Для нас имена Гайнавал, Гульшахида, Сагадатбану кажутся труднопроизносимыми, далёкими. Но именно об этих красавицах слагались песни, которые сохранились в фонотеках национальных архивов и которые возрождают для нас музыканты одной из музыкальных школ г. Казани, связавшей свою судьбу с именем Джаудата Файзи.

Мало кто из нас слышал имя Шамсикамар и, тем более, о драме М. Аблеева с таким названием. А мы услышали песню из спектакля с этим названием на вечере «Джаудат Файзи и его друзья». Её исполнил хор «Певуньи». Это была песня Разии. Послушайте и Вы эту красивую песню.

Я рада случаю представить Вашему вниманию рассказ о вышеупомянутом спектакле, музыку к которому Джаудат Файзи написал в 1938 г.

«Шамсикамар»

Успех постановок «Потоки» и «Тревожные дни» побудили Джаудата Харисовича взяться за музыкальное оформление драмы Аблеева «Шамсикамар». До этого пьеса много раз шла на сцене с успехом, но без музыкального сопровождения.

       В этой социальной трагедии Аблеева показаны острые противоречия в татарской деревне в дореволюционной России. Главным действующим лицом явилась Шамсикамар, представительница своего класса, подвергнутая угнетению баев и клерикалов. Красивая крестьянская дочь Шамсикамар была счастливой, находясь замужем за Юнусом. Ее красота примечена жестоким деревенским кулаком Салахом, который вторгся в счастье молодых. Юнус был вынужден уехать на заработки в город и, пользуясь этим, Салах оклеветал Шамсикамар. Когда обманные слухи о неверности жены дошли до Юнуса, он вернулся домой и, не разобравшись в злодеяниях бая, отрекся от жены по законам шариата. Вскоре гнусная интрига была раскрыта, но Шамсикамар уже не могла вернуться к мужу, т.к. по шариату женщина не может быть обвенчана два раза с одним и тем же мужчиной. Сначала она должна обвенчаться с другим, затем брак должен быть расторгнут и только после этого она вновь может стать законной женой первого мужа.

Мулла по указанию бая Салаха находит подставное лицо. Им должен стать слепой старик суфий. (Суфий – аскет в исламском вероисповедании.) Несчастные супруги поддаются на уловку, не подозревая обмана. Суфий не соглашается на расторжение брака, Салах, чтобы скорее завладеть Шамсикамар, убивает суфия и силой увозит Шамсикамар. Путем подтасовок и хитросплетений Салах так обставляет дело, что правосудие обвиняет Юнуса в убийстве Суфия. Юнус и Шамсикамар вынуждены бежать из деревни, но их ловят и привозят обратно. Мулла и урядник пытаются устроить над несчастной парой религиозный суд, но это им не удается. Народ встает на защиту оклеветанных, и их освобождают. Таково вкратце содержание драмы.

         «Шамсикамар» была поставлена на сцене татарского Академического драматического театра в 1938 году. Джаудат Файзи написал к драме шесть музыкальных номеро: песни Разии, Шамсикамар, песни косцов, колыбельную песню, баит и музыкальный антракт. Все они усиливали эмоциональное воздействие спектакля на зрителей и нашли признание у народа.

Пока нет комментариев

Комментарии