МОДА НА «АК КАЛФАК» ИЛИ НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ

К 100-летию со дня написания музыкальной драмы «Ак калфак».

100 лет тому назад наши женщины уже не носили головной убор, о котором идёт речь. Его сменили красные косынки, а калфаки были бережно сохранены в память о дореволюционных фасонах, о тех нарядах, в которых ходили многие поколения  татарских женщин.

Видимо, тоска по безоблачной «старой» жизни, по прошлому, философские размышления по ушедшей молодости и старому миру, где были сильны традиции, вдохновили Мирхайдара Файзи на написание музыкальной драмы, которая вначале называлась «Хамдия», а потом сменила название на «Ак калфак».

Мода на этот головной убор увековечилась в татарских театрах с момента первой постановки «Ак калфак». А словосочетание «Ак калфак» запечалилось в сознании народа, как символ чистоты и непорочности.

Уже 100 лет ставится эта пьеса татарскими театрами России. Постановки претерпевают изменения, приобретают новые черты, присущие современным тенденциям театрального искусства. Но главное остаётся неизменным. Это любовь, романтика и тонкая эстетика драматургии Мирхайдара Файзи. Необычный сюжет, уводящий нас в давно ушедшие патриархальные времена и музыкальная составляющая драмы делают её уникальной. Это вторая музыкальная драма, написанная Мирхайдаром Файзи и утвердившая новый жанр в татарском театре.

За шесть лет работы нашего сайта на нём появились публикации, посвящённые музыкальной драме «Ак калфак»:

 Особого внимания заслуживает публикация, в которой представлен рассказ Джаудата Файзи о том, как он стал первым слушателем только что законченной пьесы. Читал её сам автор. Мирхайдар абый читал пьесу по ролям,  на разные голоса, вызвав у слушателей слёзы. Именно в тот момент, восхищённый Джаудат принял решение стать драматургом, как его дядя.

Трагический финал пьесы, написанной в двадцать втором году, был, скорее всего, вызван пессимистическими настроениями автора, написавшего в тот год в своём дневнике: «Все надежды на счастье похоронены. Уже даже не мечтаю. Видно, судьба такая. Как тяжело..!»

Из биографии

Эти настроения двадцать второго года были обусловлены многочисленными смертями друзей, знакомых и родных Мирхайдара. Его родители, братья, племянники умерли от болезней. В Орске свирепствовала эпидемия холеры, затем эпидемия тифа. Отец Мустафа, брат Шакирзян и племянники Нурания и Назым умерли в 1920 г., мать Зайнаб и брат Ахметгарай — в 1921 г. Друзья и знакомые умирали от голода, как девятнадцатилетний Маулетдин Гаширов, и от произвола, чинимого противоборствующими сторонами гражданской войны. Людей расстреливали, забивали до смерти. «Весёлого одухотворённого парня Шарафа замучили «Советы». Талантливый, энергичный парень Асгат из Юлука умер от голода». Габдельхай Динмухаметов, который был Мирхайдару больше, чем родственник, он был его другом, умер от тифа в 1922 г. Мирхайдар переживает, что «не может накормить куском хлеба голодающих своих друзей». Голод был такой, что «ели собак и кошек, а о хлебе только мечтали». Мирхайдар записал однажды в дневнике: «Приснилось, что ел жареные котлеты прямо со сковородки». И ещё: «По пять – шесть человек в одну яму хоронят» (в Орске). И дальше: «Лошадь забрали. Дом забрали». «Родные тифом болеют… Кому молиться, если Бога нет? Одиннадцать человек из семьи за год умерли». «Остался один-одинёшенек на всём белом свете, потеряв всех своих родных».

В эти дни он решает уехать из Орска: «Буду жить независимо».

«Душа болит. Жизнь тяжела. Живу, как в бреду. Вспоминаю прошлое. Было же время! Скучаю о детских годах, праздниках…»

Мирхайдара спасало творчество. В такое тяжёлое время он пишет комедию «Мамати сын Амати и Чучпара Туташ» (март 1922 г.) и пьесу «Заблудшая душа» («Адашкан күңел») (июнь 1922 г.). Мирхайдар Файзи живёт в Темясово (Башкирия), руководит самодеятельной театральной труппой «Ирек» и является членом редколлегии газеты «Кызыл Урал». В августе 1922 г. он – заведует библиотекой в Темясово.

Из дневника: «Вдыхаю аромат душицы (матрушки), которую так любила мать! Вспоминаю её и плачу». Нерадостные вести продолжали приходить из Орска. В своём письме сестра Шакира сообщала о смерти племянницы Шамсии из Оренбурга и о пропавшем на войне племяннике Габдулле. «В каждом письме – смерть». (М.Ф.) Брат Закирзян сообщил, что родительский дом продали. «Денег, причитавшихся на  мою долю не хватит даже на тужурку и штаны. Средств, чтобы купить квартиру нет. Кое-как хватает, чтобы снимать». (М.Ф.) Мирхайдар пытается лечить кумысом начинающуюся болезнь лёгких . Лечение не пошло впрок. Стало только хуже. В башкирской деревне, где он был на отдыхе, находился детский приют. Он любил проводить время с детьми, заниматься с ними, учил их песням, играм…

В дневнике появилась запись: «Скучаю по Татарстану». Мирхайдар мечтает о встрече с родными.

По иронии судьбы в 1922 г. прошёл слух о том, что и самого Мирхайдара Файзи не стало. Он прочёл в газете статью Аделя Кутуя, посвящённую памяти выдающегося татарского драматурга. Мирхайдар только усмехнулся: «Теперь я знаю что обо мне напишут в газетах. Не каждому удаётся прочитать свой некролог: «Хай-вай, каким он был!». Мирхайдар Файзи написал в редакцию газеты, что «слухи о его смерти сильно преувеличены».

Оставшиеся шесть лет жизни Мирхайдар Файзи посвятит работе в библиотеках Уфы, Казани и Баймака. Он без устали будет работать и творить. Из-под его пера выйдут прекрасные пьесы, рассказы и стихи.

Несмотря на трагизм двадцать второго года, в этот период Мирхайдар Файзи создаёт весьма значимые в его творческой биографии произведения. В литературоведческих источниках нет конкретной даты написания драмы «Ак калфак». И я не претендую на истину в последней инстанции. Мы с Раисой ханум Шарафиевой ориентируемся на записи в дневниках самого Мирхайдара Файзи. И вот, что из них следует.

17 февраля 1922 г. Мирхайдар рассказывает о том, что он написал пьесу, в основе которой лежит песня Хамдии, историю создания которой он узнал. Впервые эту мелодию Мирхайдар услышал от брата Мухаметгарая. А Джаудат Файзи в своей книге «Халык җәүһәрләре» («Народные жемчужины») рассказал, что на эту мелодию исполнялась песня Шакир-солдата.

И 23 февраля 1922 г. запись: «Закончил написание одноактной пьесы «Хамдия» (тетрадь 37. Орск – Юлук – Темясово. Фонд М.Файзи ОРРК Научной библиотеки им. Н. Лобачевского).

15 марта он уже читал свою пьесу друзьям. Она вызвала бурное обсуждение. Происходило это в Темясово.

Для Мирхайдара Файзи было обычной практикой представлять вниманию друзей свои произведения для того, чтобы понять, хорошо это или плохо. После обмена мнениями, он садился дорабатывать, что-то переделывать.

24 апреля: «Переписал начисто». Но всё же он не расставался с пьесой, всюду носил её с собой.

17 августа «читал пьесу в клубе. После двух репетиций «Хамдия» была впервые поставлена».

А 25 января 1923 г. драма была поставлена в Уфе Нури Сакаевым. Мирхайдару постановка не понравилась: «Плохо играли, костюмы не понравились. Только калфак на актрисе понравился».

 После очередной коррекции текста пьесы автор изменил название на «Ак калфак».

В апреле 1923 г. договорился в Обкоме о постановках своих пьес на летний сезон: «На берегу Урала», «Ангел», «Кривая берёза», «Ак калфак».

27 августа 1923 г. драматург сделал запись: «После постановки «Ак калфак» сделал исправления.» Мирхайдар Файзи все свои пьесы постоянно переделывал, дополнял, исправлял. Как говорится, нет предела совершенству!

Благодаря этому фанатичному стремлению к совершенству мы имеем чистейший образец романтической баллады о любви, уже сто лет не сходящей со сцен татарских театров.

Фотографии новой постановки музыкальной драмы «Ак калфак» Оренбургского государственного татарского драматического театра им. Мирхайдара Файзи (2022 г.)

Премьера спектакля состоялась в 2017 г.

А сегодня появляется рецензия на спектакль нового сезона.

Недавно в одной из казанских библиотек мне попалась книга пьесы «Ак калфак» 1952 г.

Ещё один раритет — это сборник избранных произведений Мирхайдара Файзи 1941 г. издания. А в ней рисунок к пьесе «Ак калфак» (художник Ш.Мухаметзянов).

Приглашаем и наших читателей поделиться интересными напоминаниями о знаменитой пьесе, которая отмечает в этом году свой столетний юбилей.

2 комментария

  • Аклимэ Жихангир_Ахмэтжэн

    13.10.2022 at 20:22 Ответить

    ЭлхэмдулиЛАХи… тарихи миллэтебез яшэгэн жирлектэ сэнгать яши…унышлар исэн иминлек сэламэтлек, бэрэкэт.

  • Аноним

    21.09.2024 at 23:47 Ответить

    Мы сегодня смотрели спектакль «Ак калфак», потом долго обсуждали с сёстрами, потом обсуждение перешло на детей-подростков. Бабушка сказала своё авторитетное мнение. Конечно, никто не против такого светлого чувства как любовь. Но имеет ли она право на счастье стольких людей вокруг? Пастух мог быть счастлив с простой девушкой, Хамдия с сыном мурзы…

Комментарии