«МАНЗАРА» И «ХОДЖА НАСРЕТДИН»

Премьера музыкальной комедии «Ходжа Насретдин» (22 декабря 2020 г.)

«Манзара» представляет собой «панораму событий текущего дня». И программа оправдывает своё название. Она, словно, лучом солнца выхватывает и освещает самое яркое и ценное, что есть в татарской культуре.

Мы уже публиковали на нашем сайте сюжеты о музее Мирхайдара Файзи, о его «Галиябану», о Джаудате Файзи и его наследии.

Сюжет Ляйсан Билаловой от 29 декабря, который мы сегодня представляем на нашем сайте, анонсирует новую постановку Оперной студии — музыкальную комедию Джаудата Файзи и Наки Исанбета «Ходжа Насретдин».

Я вынуждена признать, что у этого спектакля трудная судьба, сопряжённая с объективными обстоятельствами. Начавшаяся война не дала артистам поехать со спектаклем в Москву, где «Ходжа Насретдин» должен был представлять татарское искусство. Но к началу войны первая постановка спектакля уже состоялась. В сорок первом спектакль был поставлен в татарском драматическом театре в Казани.

В 1957 году спектакль «Ходжа Насретдин» вновь был номинирован для показа на Декаде татарского искусства и литературы в Москве.

  Джаудат Файзи на Декаде татарского искусства в Москве. 1957 год

Постановка прошла с большим успехом. Музыка из «Ходжи Насретдина» стала популярной.

К сожалению, в последние годы спектакль сошёл со сцены. Чтобы исправить эту несправедливость, Оперная студия при Казанской консерватории взялась воссоздать музыкальную комедию, так любимую некогда нашими отцами и дедами!

К 110-летнему юбилею Джаудата Файзи в Казани было решено поставить музыкальную комедию «Ходжа Насретдин». Её планировали показать зрителю 23 апреля 2020 г. Разыскивались партитуры, шла работа над постановкой спектакля, разучивались музыкальные номера. Шли активные репетиции оркестра и вокалистов.

И тут, за месяц до объявленной премьеры случилось непредвиденное: в стране объявили карантин. Все культурно-массовые мероприятия оказались под запретом. Репетиции прекратили, а премьеру отложили на неопределённый срок.

Сказать, что мы были разочарованы, значит, не сказать ничего. Надежды, которые возлагались на этот проект рушились. «Что же так не везёт «Ходже Насретдину»?», — думала я. Ведь, с каким энтузиазмом консерватория взялась за осуществление идеи отметить достойно юбилей композитора! Казалось бы, для этого делается всё возможное. Музыка Джаудата Файзи уже прозвучала и на фестивале «Мирас» в январе, и на фестивале хоровой музыки в феврале. Спектакль должен был ещё раз громко возвестить о том, что музыка Джаудата Файзи любима и актуальна. Но этого не случилось. Не случилось этого в назначенный час, в год, когда всю землю охватила пандемия короновируса. Не случилось этого и в тот далёкий сорок первый, когда постановка «Ходжы Насретдина» должна была быть представлена на Декаде татарского искусства в Москве. Тогда этому помешала начавшаяся Великая отечественная война. Странная, особенная судьба спектакля заставляет задуматься над его особой миссией.

Постановка, сотворённая накануне всенародной беды, несла и несёт в себе заряд оптимизма, гордости за неунывающий народ, готового пережить все невзгоды и выйти из них победителем. Эту идею несёт в себе пьеса Наки Исанбета, прославляющая великого сына своего народа: не унывающего, мудрого Ходжу Насретдина. Мы не пропадём ни в какой ситуации, на всё можем посмотреть с юмором и с честью выйти из любой передряги, из любой беды. Всё побеждающее остроумие Ходжы Насретдина обнадёживает, даёт силы учит не унывать и иногда посмеяться над собой.

Вдохновляющий образ Ходжи Насретдина не выходил у меня из головы за всё время вынужденного ожидания премьеры, которое затянулось на восемь месяцев.

В сентябре репетиции возобновились. Появилась надежда на то, что своды Большого концертного зала консерватории вновь огласятся музыкой Файзи, прекрасными голосами молодых оперных исполнителей, звуками замечательного оркестра Tatarica, который ещё в начале года готовился к премьере этого спектакля.

До меня стали доходить мрачные сведения о том, что один за другим заболевали артисты. Специфика вокального исполнительства в том, что, вокалисты исполняя вверенные им музыкальные партии, не могут не делиться своим дыханием с окружающими. Да и сцены, предполагающие поцелуи и объятия, невозможно сыграть, соблюдая «социальную дистанцию». Всё театральное действо заставляет срывать маски, подвергая опасности здоровье исполнителей. Болели все: и мы, в ожидании премьеры, и артисты, работая над ней.

Артистами, как будто двигала некая сила, заставлявшая их творить. Это была та же сила, которая заставляла Джаудата Файзи, Фарида Яруллина, Назиба Жиганова писать музыку в холодном, голодном сорок первом, при свечах, под угрозой вторжения немецких войск. Так были созданы музыкальная комедия «Башмагым», опера «Алтынчач», балет «Шурале». Веселье, смех, сказочные сюжеты, где добро побеждает зло, должны были поднять моральный дух людей. Об этом я не раз писала, но только сейчас почувствовала всю значимость и сложность творческого процесса в подобной ситуации. Вот она, миссия наших великих творцов и наших молодых артистов: помочь людям в трудную минуту пережить общую беду. И они это сделали. Судьба благоволила всем, кто поставил цель почтить память Джаудата Файзи. И вновь его музыка нас поддерживает и окрыляет.

Задолго до премьеры до меня долетали фрагменты музыкальных номеров из спектакля, записанных во время репетиций. Вот эти видеозаписи.

Когда было объявлено о премьере, я восприняла это известие, как возможность скинуть с себя оковы страха перед «вирусом», подавляющим нашу волю. Это был глоток свежего воздуха, некое облегчение и радость от чувства выполненного долга перед Джаудатом абый. Его юбилей ознаменовался красивым и значимым событием: поставлена его музыкальная комедия, которая прошла в Большом концертном зале консерватории, что само по себе говорит о его важности для татарской культуры.

В день премьеры журналистка из программы «Манзара» (ТНВ) Ляйсан Билалова взяла интервью у руководителей и участников Оперной студии при Казанской консерватории. Предлагаем Вам посмотреть этот сюжет.

Мы благодарим Ляйсан за интересный сюжет и надеемся, что свет программы «Манзара» осветит путь молодых исполнителей в оперном искусстве. Мы уверены в их успехе, ведь в самом начале пути их поддержал сам Ходжа Насретдин. Его напутствия и музыка Джаудата Файзи станут хорошим подспорьем для многих, из тех, кто присоединился к нам в день премьеры.

Пока нет комментариев

Комментарии