«ЖЕРТВА СТИХИИ» или «НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ»

«Каков он, настоящий ислам?» — это выясняли в декабре прошлого года имамы на всероссийских курсах. Что ж, неудивительно. 70 лет вынужденного атеизма сказались на понимании его сути и тонкостей учения. Дело дошло до необходимости разъяснения сур Корана на курсах при мечетях. Неразбериха при толковании Корана берёт своё начало в начале прошлого века, когда стало возможным трактовать его кто как захочет, кому как выгодно. Это привело, в конечном счёте, к экстремизму и терроризму. А также к потере нравственных ценностей, устоев общества. Уважение к старшим, целомудрие… стали считаться устаревшими понятиями. Об этом сказал в своём выступлении Рустам Минниханов, президент РТ.

Эти слова Рустама Нургалиевича срезонировали с моими переживаниями по поводу тех последних событий, которые происходят в мире и волнуют всех. Остаётся только надеяться на то, что благоразумие восторжествует и в мире воцарится благополучие и процветание, а не война и разруха.

«Надо жить настоящим, а не ворошить прошлое». Эти слова мне довелось услышать не один раз с тех пор, как я занялась изучением своей родословной. Это правда. Жить надо настоящим и думать о будущем. Но, не учитывая уроки прошлого, мы вновь и вновь будем повторять ошибки, которые совершили мы, наши отцы, деды, прадеды. Без прошлого нет будущего. Именно в прошлом было брошено зерно, которое взошло сейчас и даст свои плоды в будущем.

Интересуясь наследием своих именитых предков, я зашла в отдел редких рукописей и книг научной библиотеки имени Лобачевского при КФУ. Узнав, что я интересуюсь архивом Ишмухамета Динмухаметова, сотрудница отдела Шарафеева Раиса Гамировна с большим интересом отнеслась к тому, что я собираюсь написать статью, посвящённую моему прадеду. Оказалось, что она сама недавно написала статью о Хасан-Гата Габаши, религиозном и общественном деятеле. Именно в этот момент, ей принесли экземпляр только что выпущенного журнала. Надо же было случиться встрече двух библиографов  идеологических оппонентов через сто лет после их жарких споров. Ситуация символичная. Что нас обеих заставило поднять проблемы давно ушедших дней? Совсем не для того, чтобы возобновить полемику, а затем, чтобы напомнить о несправедливо забытых сынах своего народа.

Наши корни – в прошлом. То как и чем мы живём сейчас, тоже имеет свои истоки в прошлом. Это наши корни, наша история.

Речь пойдёт об одном из самых влиятельных религиозных и общественных деятелей прошлого века. Причём, я – сугубо светский человек. Что ж, советская реальность. В то же время, два моих деда были муллами. Но мне хотелось бы поговорить не о них, а о своём прадеде, вернее, о его общественной деятельности и его взглядах на мусульманское учение.

На дворе XXI век. Мир потряс исламский экстримизм. Страх проникает в наши сердца. Как мог возникнуть Игил? Где его корни?

Ответ на этот вопрос могут дать учёные, изучающие историю религии, в частности, ислама. Корни явления уходят в те времена, когда стали возникать споры между поборниками кадимизма (традиционного ислама, его патриархальной составляющей) и джадидизма (прогрессивное веяние, несущее множество трансформаций в ислам). Мой прадед видел зарождение этих проблем. Имя его – ИШМУХАМЕТ ДИНМУХАМЕТОВ, известный как ИШМИ ИШАН.

Ишмухамет Динмухаметов жил в сложное время. Он родился в 1849 году. На его веку произошли три русские революции, первая мировая и гражданская войны. Будучи человеком состоятельным, он занимался благотворительностью, открывал и содержал школы.

Изучая свою родословную, я познакомилась с его наследием. Ишмухамет Динмухаметов, являлся верховным лидером кадимизма, было время, когда его учение подвергалось нападкам за консерватизм и патриархальность, за приверженность традиционным догмам ислама. В советское время его клеймили за старорежимность и косность.

Но в начале прошлого века его трактовка правил шариата имела большое влияние на умы людей. Ишмухамет Динмухаметов был известным философом – теологом, религиозным и общественным деятелем в дореволюционном Татарстане. С его мнением считались. Он был членом государственной Думы. Он мыслил как государственный человек, радевший о благе общества. Дума рассматривала его предложения по социальному обустройству общества. Некоторые из его брошюр сохранились. В них говорится о правилах Шариата, о вреде курения, о полемике сторонников кадимизма и его противников джадистов.

Не буду рассказывать о страшной участи, постигшей Ишмухамета Динмухаметова  в 1919 году. Его не стало в возрасте 77 лет. А в конце прошлого века не стало и его дома, в котором когда-то была медресе, где он воспитывал своих последователей (традиционного ислама). В деревню Тюнтер Балтасинского района Татарстана приходили люди к месту, где раньше стоял его дом, чтобы обратиться с молитвой к Аллаху (дома шейхов у мусульман принято считать местом паломничества.)

Сейчас стало понятно, что Ишми Ишан был провидцем, предостерегавший об опасностях, которые стали следствием уже тогда зарождавшегося искажения догм ислама. Сейчас мы видим, во что вылились те «прогрессивные» новшества, которые осуждал мой прадед. Неужели он мог предвидеть радикальный ислам с его экстримизмом на Ближнем Востоке и терроризм, опутавший нашу Землю в 21 веке?  Обучавшийся в Бухаре, дед был образованным человеком. Он, действительно знал о ваххабитском движении, существовавшем уже в 18 веке. Именно оттуда идёт опасность, которую вооруженные джихадисты несут в мир сейчас.

К несчастью, свершившаяся революция 1917 года, не только уничтожила физически великого мыслителя, но и развеяло его учение, оставив в истории только упоминание о старорежимном патриархальном консерваторе, враге всего нового.

С запретом арабской графики, советское правительство свело на нет учения великих деятелей прошлого, наших предков. Кто знает, может увещевания Ишми Ишана были бы услышаны теми, кто размышлял о будущем ислама. Но, к сожалению, вместе с введением  декрета о замене арабской графики на латиницу, многие труды наших предков, их письмена  и документы старины стали для нас тайнописью. Этот драматический момент нашей истории привёл к утрате многих ценностей. Можно сказать, мы потеряли память. Память о своей интеллигенции, общественных деятелях,  о своих достижениях свершениях и победах за 1000 лет существования арабской графики на территории нынешнего Татарстана.  Да и не до религиозных споров было в атеистической стране. Хотя, кто знает, возможно, труды Ишми Ишана не пропали даром. Ведь у него было немало последователей. Кадимизм имел своё развитие и всегда противопостоял любому манипулированию учением пророка Мухамеда. Тем не менее, джадизм укрепился и получил своё развитие в изменяющемся мире.

Посмотрите, к чему привела приверженность некоторых представителей мусульманского мира к свободной интерпретации Корана: множество течений в мусульманстве, среди которых и радикальные. Дед знал, о чём говорил. Теперь пожинаем  плоды тех вольностей, появившихся в интерпретации догм ислама. Это такие монстры-чудовища, уничтожающие жизнь на Земле, как Аль Кайда, фронт Ан-Нусра, Игил.

Конечно, теперь никто не вспоминает, о чём предупреждал наш именитый предок. А он предупреждал, что трансформация ислама к хорошему не приведёт. Он был верен своим идеям и положил жизнь за них. Он остался честен перед собой и перед своими учениками и последователями. Только диву даёшься, насколько дальновиден был Ишми Ишан, когда боролся с излишней либеральностью зарождавшихся направлений ислама. Посмотрите, сколько жизней унёс радикальный ислам с его «священными войнами», и как трудно и почти невозможно бороться сейчас с терроризмом, истоки которого лежат в тех ещё только зарождавшихся «прогрессивных» течениях в мусульманском мире. Каким умом и прозорливостью надо было обладать Учителю, чтобы ещё в самом начале 20 века предостерегать человечество от ошибок, которые дадут о себе знать через 100 лет! Но пора нам вспомнить о  его предостережениях и, возможно, обратить своё внимание на труды учёного-теолога, жившего 100 лет назад. В его трудах можно найти рациональное зерно, которое актуально и в наши неспокойные времена.  Давайте помнить о нашем земляке, радевшем о судьбах человечества.

Это одна, философская сторона учения Ишмухамета Динмухаметова. Другая сторона его деятельности – воспитание молодого поколения, внушение ему нравственных критериев, которые за последние сотню лет нивелировались до минимума.

Наставления Ишми Ишана оказывали положительное влияние на нравственность людей, внимавших его проповедям. Но, как говорится, нет пророка в своём отечестве.

Живя в эпоху перемен и крушения традиций, Ишмухамет Динмухаметов осознавал, что любые изменения, особенно революционные, влекут за собой как положительные, так и отрицательные последствия. Предвидя негативное влияние перемен, он предупреждал об опасностях, которые они могли породить. Все беды он видел в «тлетворном влиянии Запада» на жизнь татарского народа. Он протестовал против влияния европейской и турецкой моды в одежде, языке, поведении, нравах, образовании и искусстве. Это были веяния времени, на которые он не мог повлиять. Это делало его нетерпимым к их проявлениям.

Непостижимым образом «враг всего нового» смог дать хорошее образование и воспитать прогрессивно мыслящих детей. Все они стали учителями, предлагающими прогрессивные изменения в школьной программе. Труды по педагогике и методике Габдельхая Динмухаметова (педагог, методист, журналист, литератор)по сей день хранятся в библиотеке им. Лобачевского. После октябрьской революции, когда кадимизм был отменён, Габдельхай предлагал ввести в образовательный процесс уроки рисования, физкультуры, труда, открывал новые школы, привлекал учителей. Вместе с братом Нурлыгаяном организовал в Малмыже журнал «Якты юл».. Но это было уже новое поколение, которое жило в новых исторических реалиях и  должно было потом и кровью искупать «грехи» своих предков.

Будучи противником смены эпох, Ишмухамет Динмухаметов  стал её жертвой. Жертвой стихии, называемой революцией. Ишми Ишан не был в состоянии повлиять на ход событий в революционном Татарстане. Но на высказывание своего мнения он имел право. За это он и поплатился своей жизнью.

70 лет вынужденного атеизма, потрясения, связанные со сменой строя в конце прошлого века, всё это отразилось на жизни нашего народа, его нравственных качествах отнюдь не наилучшим образом. Не присущие татарскому народу распущенность, алкоголизм и наркомания уничтожают нашу молодёжь физически.

Этих бичей современности не могло случиться на той татарской земле, где почтительно относились к учениям таких людей, как Ишми Ишан.

Однако, отрадно сознавать, что взоры тех, кто исповедует ислам в наши дни, направлены на необходимость изучения наследия славных представителей дореволюционного мусульманского Татарстана. Об этом говорит решение нашего правительства о создании Болгарской исламской академии, которая ставит своей задачей возрождение богословских традиций истинного ислама.

Забота Ишми Ишана о чистоте религии, проповедующей высокую нравственность и человеколюбие  была ради нашей с вами счастливой и спокойной жизни. Так, давайте помянем его за это добрым словом.

Автор: Диляра Мухамедьярова

ishmi-ishan-1 ishmi-ishan-2 ishmi-ishan-3

Пока нет комментариев

Комментарии