Возвращение в Шуду

К 25-летнему юбилею музея-усадьбы им. Мирхайдара Файзи в деревне Шуда Балтасинского района. Статья к событию по ссылке: https://faizy.ru/muzey-usadba-im-mirhaydara-fayzi/

В ноябре этого года музей-усадьба им. Мирхайдара Файзи в деревне Шуда Балтасинского района отмечает своё 25-летие.Многие из приехавших в эти дни в музей родственников Мирхайдара Файзи  побывали здесь впервые. Почему это произошло? Почему даже прямые потомки Саетгарая, который был хозяином дома и, чьи отцы и матери были рождены здесь, в этом доме никогда не стремились в родные края и в своё родовое гнездо?

Ответ на этот вопрос очень прост. Эта история знакома многим российским семьям, чьи предки были подвергнуты репрессиям в двадцатые годы прошлого века. Кем же был мой дед Саетгарай, чья деятельность подвергла семью долгим годам скитаний и гонений?

Саетгарай был четвёртым ребёнком Мустафы Файзуллина Сам Мустафа многого добился в жизни. Происходил он из села Шахмай Чистопольского уезда Казанской губернии. Отец и дед его были имамами. Они дали сыну хорошее образование, которое очень помогло ему в жизни. Судьба забросила его в Оренбургскую губернию, где он проработал 50 лет управляющим в имении преуспевающих промышленников Хусаиновых, женился на девушке из знатного, но обедневшего рода Зайнаб. Станция Камаево Высокогорского района РТ до сих пор носит имя её деда. У Мустафы и Зайнаб родилось 11 детей. Всем им Мустафа дал хорошее образование и все они многого добились в жизни.: Шакирзян был управляющим у золотопромышленников, Мухаметгарай –управляющим гостиницы «Урал» в Орске, Муртаза управляющим в магазине при мануфактуре… Сын Саетгарая Икрам впоследствии сокрушался о том, что именно его отцу Саетгараю было суждено стать муллой. Именно эта его деятельность стала причиной всех страданий нашей семьи.

Саетгарай со своей супругой Фатымой (в девичестве Динмухаметова) Жили в д. Шуда с 1901 года, Саетгарай был назначен на должность второго имама. Саетгарай был прогрессивным муллой, преподавал историю, географию. Фатыма обучала грамоте девочек. Саетгарай запомнился односельчанам, как справедливый, умный человек. В то же время весёлый, с чувством юмора, на ходу сочиняющий шутки и анекдоты. Фатыма устраивала в доме посиделки с девушками (подобие современного женского клуба). У неё в деревне был первый сепаратор. Девушки приходили к абыстай сбивать сметану и решать свои женские проблемы. Другому имаму деревни трудно было смириться с с нововведениями молодого муллы. Есть сведения, что этот имам, кадимист обвинял Саетгарая в отступлениях от старых канонов и был виной обысков и арестов Саетгарая. Таким образом, он навлёк на него немилость властей. Шёл 1927 год.Сердце Саетгарая не вынесло допросов. А его вдова Фатыма была вынуждена с младшими детьми покинуть деревню. Уходила она ночью, тайком,, держа на руках маленькую Гаухарь, которой было своего полтора года, и в сопровождении младших сыновей Ахмета и Мухамеда. Фатыма должна была уберечь своих детей. Они выжили, но больше никогда уже не вернулись сюда. Только в 1991 году моя мама Гаухать приехала впервые в Шуду, когда ей стало известно, что в её родном доме собираются открыть музей, посвящённый её родному дяде Мирхайдару. Это был 1991 год. В доме шёл ремонт. Нам рассказали, что одно время в доме была школа, затем много лет дом пустовал. В 1973 году старшие братья моей мамы Икрам и сагит Файзуллины посетили родные края. Посетовали на то, что родник, у которого любил бывать Мирхайдар Файзи и где он вбирал в себя творческое вдохновение для написания своих произведений «Сагадатбану» («Галиябану») и «Сарвиназ», развысох. Два пожилых свидетеля творческих исканий гения татарской драматургии мечтали о восстановлении беседки в том месте, где любил отдыхать их дядя Мирхайдар. Через два года после этого не стало Сагита абый, а Икрам абый не дожил до восстановления их родного дома два года. Только их сестрёнке Гаухарь суждено было увидеть восстановленный дом их отца Саетгарая и Фатымы абыстай.

То, что мы, их внуки и правнуки, имеем эту счастливую возможность снова и снова возвращаться к своим истокам в дом наших предков мы обязаны только Мирхайдару Файзи, память о котором хранят наши земляки. Веддь именно сюда он любил приезжать, получая здесь любовь и заботу близких, здесь он находил отдохновение и умиротворение, здесь вдохновлялся на написание своих шедевров. Рассказ «Сервиназ» автобиографичен. Его любовь к девушке Гилембану из этой деревни нашла отражение в рассказе. Картинки из жизни деревенской молодёжи легли в основу музыкальной драмы «Галиябану». Здесь Мирхайдар Файзи делал свои этнографические заметкив дневниках, составившие сборник «Воспоминания о Малмыже», над которыми сейчас работают исследователи наследия Мирхайдара Фаайзи, переводя старотатарский шрифт, на котором они были написаны на кирилицу. Именно в шуде были написаны стихотворения «Эх, нинди кунелле», «Татарстан». И уезжая отсюда в 1923 году он воскликнул :»Хочу здесь жить». Так он любил эти края и людей его населяющих.

Мне тоже хочется назвать сельчан своими земляками. Ведь, если бы в 1927 году всё сложилось по-другому и и семья не была бы вынуждена покинуть эти благословенные края, я могла бы даже здесь родиться. Когда родственники вспоминали родные места, на их глаза наворачивались слёзы. Их безоблачное детство в Шуде сменилось годами гонений и скитаний. Наверное, поэтому нас сюда никогда не привозили.

Но наступил новый век, новая эпоха, новое осмысление действительности. Найти свои утерянные корни сейчас – редкое счастье. И с нами это случилось. Наши дети будут приезжать сюда не к разорённому гнезду, а в в уютный, тёплый дом своих предков. Ведь здесь родились их деды, их бабушка (давани), их прадед и прабабушка жили и трудились здесь во имя просвящения своих соотечественников.

Мы, родные Мирхайдара Файзи и потомки Саетгарая и Фатымы благодарим всех, кто причастен к возрождению нашего родового гнезда. Большая заслуга в этом руководства района, поддерживающего работу музея. Директор музея Фархат Фатыхович Рашитов сохранил для нас историю нашей семьи. Ему мы благодарны за то, что дорожка к могиле нашего деда Саетгарая не заросла. Нам повезло, что в доме нашего деда так любил гостить великий татарский писатель Мирхайдар Файзи.

Повезло и Балтасинскому району, что Мирхайдар Файзи здесь бывал. Это подарок судьбы. Он прославил эти места своим присутствием здесь и тем, что шедевр татарской литературы «Галиябану» родилась здесь. Это произошло ровно 100 лет назад. И явление «Галиябану» ознаменовало собой рождение нового жанра в татарской драматургии, татарской музыкальной драмы. С этого момента мы с вами можем наслаждаться новым театральным искусством, наполненным музыкой, танцами, искромётным юмором.Отдавая дань Мирхайдару Файзи, прославившему наши родные места, мы, родные поэта и драматурга обратились к руководству района с обращением об учреждении в районе ежегодного фестиваля им. Мирхайдара Файзи. Это предложение было встречено с пониманием, ведь это означает, что Мирхайдар Файзи в очередной раз принесёт славу Балтасинскому району. И мы сможем сказать, что выполнили волю поэта, говоря, что Мирхайдар живёт здесь в фестивале, который носит его имя. Фестиваль –достойная дань памяти великого татарского писателя.

Автор: Диляра Мухамедьярова

1 Comment

  • Дания Нуриева

    06.05.2017 at 22:51 Ответить

    Молодец, Диляра, за активную жизненную позицию, за внимание к памяти предков!

Комментарии