СПАСИБО ЗА «Галиябану»

28 апреля показом музыкальной драмы Мирхайдара Файзи «Галиябану» в Казани завершились гастроли Уфимского татарского театра «Нур».

Большой автобус с артистами отъезжал от здания Татарского академического театра им. Г. Камала. Закончились блистательные гастроли уфимцев в Казани. Мы провожали нуровцев взглядом и желали им счастливого пути домой. Невольно вспомнился январский день 2019 года. Тогда «Нур» привёз нам «Башмачки» Джаудата Файзи и Тази Гиззата. И сегодня, как и в прошлый раз, я помахала рукой отъезжавшему автобусу. «Приезжайте ещё и привозите новые постановки!» А мы надеемся, что среди них будут и другие музыкальные драмы Мирхайдара Файзи или музыкальные комедии Джаудата Файзи.

Сегодня, как и всегда на спектаклях театра «Нур», был аншлаг. Казанцы не пропускают случая встретиться с искусством уфимцев. На этот раз нам пришлось ждать особенно долго. Сначала мешала пандемия, потом театр не смог приехать потому, что некоторые актёры были мобилизованы по призыву на СВО. Слава Богу, что никакие внешние обстоятельства не помешали этой весной привезти долгожданную «Галиябану» в Казань.

Казанцы с удовольствием пришли посмотреть ещё раз до боли знакомую им историю Галиябану и Халила. Что заставляет нас смотреть этот спектакль вновь и вновь? Наверное, это ни с чем не сравнимая чистота отношений между влюблёнными, целомудрие, взращенное веками в нашем народе, то, что сегодня становится некой экзотикой. Или это любимая песня Галиябану, которую уже сто лет знают и поют все? Конечно, это особый юмор Мирхайдара Файзи, фантастическая игра слов, которая смешит зрителя на протяжении всего спектакля. Возможно, это национальный колорит, выраженный в песнях, в танцах и нарядах действующих лиц и ностальгия по уходящим традициям, о которых мы ещё помним по рассказам старшего поколения. Мы встречаемся с обычаями прошлого, с бытом наших праотцов только на таких театральных постановках, как «Галиябану», «Ак калфак», «Асылъяр», «Башмагым» и «Ходжа Насретдин». К сожалению, обращение к таким пьесам стали редкими. Новые темы становятся актуальными в театре. Их и ставить проще, и не требуется такое количество дореволюционной атрибутики, нарядов, долгого изучения стиля речи, нравов и обычаев давно ушедших дней.

Как бы там ни было, сегодня в зрительном зале Академического театра им. Г.Камала яблоку негде было упасть.

Мы благодарны театру «Нур», который обратился к творчеству Мирхайдара Файзи, создал великолепную мелодраму, привёз её в Казань и пригласил нас, родных драматурга, на её показ.

«Галиябану» — уникальное произведение не только потому, что оно любимо татарским зрителем уже более ста лет и не только потому, что это была первая музыкальная драма в татарском театре, ставшая законодателем мод в своём жанре, но и потому, что эта пьеса очень сложна для постановки. Постановщики должны быть уверены, что уровень профессионализма труппы соответствует высокой планке, которую когда-то задал Мирхайдар Файзи своей пьесой. Не каждый театр может взяться за постановку такого произведения, как «Галиябану». Эта пьеса — своего рода вызов, пьеса для уверенных в своём музыкальном и вокальном мастерстве театральных трупп. Театр «Нур» — один из таких театров. В высоком уровне его музыкального и вокального мастерства мы убедились, когда в 2019 г. побывали на постановке музыкальной комедии «Башмагым» Джаудата Файзи.

У этого творческого коллектива свой оркестр и поющие актёры. Труппа приехала в Казань со своими музыкантами. Исполняемая ими музыка проникала в самую душу, волновала, радовала и тревожила. Старшее поколение слушало песню «Галиябану» и вспоминало свою молодость, а молодёжь приобщалась к татарской музыкальной культуре, запоминая мелодию песни «Галиябану» и движения задорного танца «Әпипә».

Мелодия песни «Галиябану» проходит лейтмотивом через весь спектакль, обрамляет каждое действие и помогает донести до зрителя разыгрываемые на сцене чувства и страсти. Те же, кто пришёл на спектакль, не зная ни языка, ни татарской культуры, познакомились с «визитной карточкой» татарской музыкальной драматургии — с музыкальной драмой «Галиябану».

Каждый в этом спектакле найдёт что-то своё. Мирхайдар Файзи славится, как мастер изображения татарской деревни и её обитателей. Язык драматургии Мирхайдара Файзи разбирается на цитаты, изучается, ему посвящаются диссертационные работы. И каждый театр, каждый постановщик вкладывает что-то своё в понимание знаменитой истории любви татарских Ромео и Джульетты.

Неизменным остаётся желание зрителей оставить Халила в живых. Известны даже обращения подобного рода к постановщикам. Такова сила слова драматурга и мастерства актёров, исполняющих самые драматичные сцены спектакля, что эмоции разрывают сердца зрителей и так жалеют героя, что это невозможно пережить без слёз. Может быть, я ошибаюсь, но в нуровской постановке, как мне показалось, режиссёр прислушался к мнению зрителей и попытался смягчить накал драматургии. Трагизм финала, выстрел, совершённый Исмагилом, сегодня оставил меня в живых, не убил наповал. Благородный Халил поражён коварным выстрелом злодея, но я пожелала Галиябану счастья, надеясь, что её жизнь ещё сложится счастливо, в соответствии с первоначальным названием пьесы — «Сагадатбану» («Счастливая»).

Для нас, родных драматурга, спектакль «Галиябану» можно сравнит со своего рода «машиной времени». Мы идём на «Галиябану», зная, что во время спектакля произойдёт чудо, и мы соприкоснёмся с личностью нашего дяди, вложившего в эту пьесу свой талант, свой юмор, своё отношение к происходящему, свою фантазию и свой темперамент. Кроме того, нам хорошо известно, что постановщики всегда стараются соблюсти описанную Мирхайдаром Файзи обстановку, детали быта и местных обычаев. Известно, что замысел написать «Галиябану» («Сагадатбану») у Мирхайдара Файзи родился в то время, когда он гостил в деревне Шуда Балтасинского района Татарстана, в доме у своего брата, моего деда Саетгарая. В этой пьесе он детально изобразил жизнь татарской деревни с тем, как проводила своё свободное время молодёжь, какие были нравы, обычаи. Поэтому, приходя на «Галиябану», мы, как будто попадаем в гости к нашему деду, гуляем и пляшем вместе с деревенской молодёжью, поём частушки, находимся в центре взаимоотношений парней и девчонок, которые не дают спуску друг другу, влюбляются, задирают друг дружку и играют в весёлые игры. Мне всегда кажется, что на сцене среди дерзких парней, друзей Халила, есть один двадцатипятилетний джигит, который и есть сам Мирхайдар абый.

Спасибо вам, уфимцы, за счастье соприкоснуться с жизнью наших праотцов, встретиться со своими земляками, на мгновение очутиться в их компании, пережить вместе с ними кусочек их жизни, увековеченной Мирхайдаром Файзи в своём бессмертном произведении «Галиябану».

Фотографии Эдуарда Зарипова

Читайте статьи об этом здесь и здесь.

Пока нет комментариев

Комментарии