Журнал «Безнең мирас № 5 (2021г.) публикует страницы дневников Мирхайдара Файзи в транслитерации Раисы Шарафиевой.
Уже в трёх номерах журнала «Безнең мирас» публикуются страницы дневников Мирхайдара Файзи, где он описывает своё пребывание в деревне Шуда (1923 г). Предыдущие публикации — «Шуда в судьбе Мирхайдара Файзи» и «что нас ждет, — покажет время». Всё глубже и глубже проникаем мы в интригующие записи. Вряд ли кто-то сегодня помнит рассказы местных старожилов о том, как проводили свободное время молодые люди сто лет тому назад. Сегодня потомкам, упомянутых в дневниках юношей и девушек, будет интересно заглянуть в прошлое и во всех подробностях увидеть жизнь своих прабабушек и прадедушек. Уверена, что эти откровения удивят многих. Кто из вас знает, как развлекались ваши далёкие предки? Были ли они такими целомудренными, как мы себе это представляем? Много ли Вы слышали о празднике молодёжи под названием «Җыен»?
Мирхайдару Файзи на ту пору было тридцать два года. Как Вы видите, он был ещё очень молод. Для него пребывание в Шуде всегда было праздником. Шуда с её людьми, её настроениями, природой, радостью общения, застольями и гуляньями вдохновляла его на творчество. Каждое слово, фраза, вздох рождали стих. Вместе с местными ребятами и девчонками он погружался в некую беспечность, лёгкость и бесшабашность молодости, органично вливаясь в эту праздничную жизнь, волновавшую и щекотавшую нервы.
Все мы слышали о празднике Ивана Купалы у восточных славян. Он проводился в те же дни, что и наш «Җыен», в дни летнего солнцестояния. Но много ли общего в традициях этих двух праздников? Многое нам ещё предстоит узнать о своих корнях, обычаях, традициях. С помощью таких специалистов, как Раиса Шарафиева, транслитерирующая записи Мирхайдара Файзи, завеса тайны приоткрывается, и мы узнаём, как умели гулять, в каких игрищах принимали участие те, кого мы называем своими прародителями.
Примечание: Праздник «Җыен» был связан с окончанием посевных работ. Но, в отличие от «Сабантуя», участие в нём принимали только незамужние девушки и неженатые парни. Что происходило в этот день и в эту ночь, вы узнаете, прочитав страницы дневника Мирхайдара Файзи, опубликованные ниже.
Это был момент, когда молодые люди выбирали себе пару и начинали готовиться к свадьбам, которые игрались осенью после сбора урожая. Интересно то, что и Мирхайдару прочились в невесты девушки Ламига и Махмура. По мнению земляков, они идеально подходили ему по уровню образования и воспитанию. К сожалению, помолвка не состоялась. А на кого же положил глаз Мирхайдар Файзи в ту волшебную ночь? Кто разбил его сердце и стал прототипом для его рассказа «Сарвиназ», навеянного писателю той ночью?
Всё завораживает в описании Мирхайдаром Файзи этой сказочной картины его жизни в Шуде: его мироощущение, восприятие всего происходящего, людей, красоты, воплощённой в этих людях и в природе.
Для меня всё, что раскрывается в этих прекрасных картинах, перекликается с теми сценами, которые воспроизведены в рассказе «Сарвиназ», написанном Мирхайдаром под впечатлением пережитого в этот свой приезд в Шуду. Одними и теми же яркими красками и образами рисует писатель вымышленных персонажей и реально существовавших людей. Не надо быть специалистом, чтобы увидеть чёткую параллель, соответствие между прототипами и персонажами рассказа. Романтический стиль, граничащий с символизмом, прослеживается и в дневниках, и в самом рассказе при описании героев.
Дорогие шудинцы! Прочитайте эти страницы из дневника писателя и сопоставьте их с рассказом «Сарвиназ». Вы убедитесь, что нет ничего прекраснее, чем это необыкновенное описание ваших праотцов.
Мне же, как представительнице семьи Саетгарая, у которого гостил Мирхайдар Файзи, было интересно узнать о взглядах, темпераментах, образе жизни своих родных, об их взаимоотношениях в семье и с односельчанами. Существовала ли некая дистанция между детьми священнослужителя и крестьянскими ребятишками? Мирхайдар Файзи упоминает в дневниках своих племянников Хашима и Икрама. Это старшие дети Саетгарая и Фатымы, возраст которых позволял принимать участие в молодёжных праздниках. Хашиму исполнилось шестнадцать и Икраму шёл всего двенадцатый год.
Я хочу остановиться на рассказе об Икраме, о котором Мирхайдар абый писал с таким восхищением: «Хоть и мал, а уже с девушками заигрывает, за словом в карман не лезет и стихи сочиняет забавные». Сам Икрам впоследствии описывал свой жизненный путь так: «Был направлен сельсоветом на строительные курсы в Казань. После окончания курсов в 1933 г. работал столяром на фанерной фабрике в Зеленодольске. В 1935 г. в районной газете появляется его первая статья. Стал активно писать, в основном фельетоны. Через 10 лет – член союза журналистов Татарстана. В 1981 г. к юбилею Мирхайдара Файзи написал статьи в «Социалистик Татарстан», «Казан утлары» и в районную газету Балтасинского района».
Икрам абый, действительно, был очень талантливым человеком. На каждое семейное торжество он писал поэму в стихах. Сохранились баллады, написанные в юмористическом ключе: «Астраханская баллада», «Баллада о гусе». Они вместе с другими стихами Икрама Файзуллина переданы в музей деревни Шуда. Сохранилась тетрадь Икрама абый, где он излагает свои детские воспоминания о жизни в родном доме. Икрам родился в 1911 г. Когда ему было лет пять-шесть, мальчику разрешалось гулять только в собственном дворе со своими братьями. За ворота выходить не разрешалось. Нельзя было играть с крестьянскими детьми, хотя очень хотелось. За попытки ослушаться ждал отцовский гнев и наказание. Вспоминал Икрам и, как приходил урядник для разговора с отцом, и, как матушка хлопотала по хозяйству, стараясь всё успеть. Тут же Икрам абый сокрушается по поводу того, что дед Мустафа отдал сына Саетгарая учиться на муллу. «Все остальные сыновья стали предпринимателями, управляющими, учителями, журналистами и даже драматургами. Почему мулла?» Переживания Икрама можно понять. Ведь работа отца стала причиной гонений семьи… Кто же знал, чем обернётся его поприще?
Икрам Файзуллин внёс свой вклад в дело сохранения наследия Мирхайдара Файзи. Он перевёл на кириллицу страницы дневников, имевших отношение к Шуде, снабдив их своим комментарием (10 страниц печатного текста).
Архив Мирхайдара Файзи и Сагита Файзуллина в ОРРК научной библиотеки им. Лобачевского составлялся при непосредственном участии и помощи Икрама Файзуллина. В библиотеке имеются письма к Диляре Абдуллиной, занимавшейся обработкой архива Мирхайдара Файзи и Сагита Файзуллина. Икрам абый передал письменные свидетельства, карту д. Шуды, начерченную самим Икрамом абый. Им изложена история написания автобиографического рассказа «Сарвиназ». Он пишет, что в этом рассказе нет настоящих имён, но это подлинная история любви Мирхайдара абый, когда они с другом влюбились в одну девушку.
Свидетелями этой любви стали племянники Мирхайдара Файзи Икрам и Хашим. Об Икраме абый, которому в те волнующие дни было всего одиннадцать, я вкратце рассказала.
Несколько слов о Хашиме. Хашим абый с детства занимался крестьянским трудом. Мирхайдар Файзи оставил запись в дневнике: «Люблю смотреть, как Хашим работает и люблю слушать, как он играет на гармони». Проводя ночи за разговорами, молодые люди делились друг с другом своими сердечными тайнами. Любимую девушку Хашима на тот момент звали Фархана. Возможно именно она и стала впоследствии его первой женой, родившей ему в 1933 г. дочь Санию. В ОРРК научной библиотеки им. Лобачевского, в архиве Сагита Файзуллина, сохранились письма Хашима абый с фронта, его фронтовая фотография и письмо Мирхайдара Файзи, адресованное брату Саетгараю, в котором писатель описывает слёзы, душившие его и юного Хашима при расставании.
В 1930 г. Хашим вступил в колхоз. В 1936 г. он переезжает в Москву, где работает на заводе. Хашим берёт на себя ответственность за содержание матери, младших братьев Ахмета и Мухамеда и сестрёнки Гаухарь, вдобавок к имеющимся жене и дочери. В 1941 г. Хашим был призван в ряды Красной Армии.
Окончил свой боевой и жизненный путь Хашим Файзуллин15 января 1945 г. в Польше, в селении Збаница (Избица). Данные о Хашиме Гаряевиче Файзуллине внесены в Электронную книгу памяти.
Вот вкратце сведения о тех людях, которые были близки с Мирхайдаром Файзи, которых он любил, и которые разделяли с ним скромные радости молодости, о которых идёт речь в размещённых ниже страницах журнала «Безнең Мирас».
Если кто-то может дополнить это повествование своими комментариями, будем рады ознакомиться с новой информацией.
Пишите! Ждём комментариев.
Пока нет комментариев