ПРАЗДНИК СОСТОЯЛСЯ! О постановке «Галиябану» в театре им. Кариева

9 НОЯБРЯ 2018 Г. НА СЦЕНЕ КАЗАНСКОГО ТАТАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕАТРА ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ ИМ. Г.КАРИЕВА СОСТОЯЛСЯ ПОКАЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМЫ МИРХАЙДАРА ФАЙЗИ «ГАЛИЯБАНУ»

Вчера в татарском ТЮЗе им. Г.Кариева случился настоящий праздник. Мирхайдар Файзи благословил на долгое блистательное служение театру молодого актёра. Состоялся дебют. Булат Гатауллин второй раз выступает в роли Халила. Мы, родные Мирхайдара Файзи, поздравляем тебя, Булат! Поздравляем и театр с обретением талантливого артиста.

Я уже видела Булата в спектакле Мирхайдара Файзи «Асылъяр». Это был дипломный спектакль выпускного курса Казанского театрального училища. Таслима Халяфовна Файзуллина, педагог курса, как никто другой видела в Булате огромный творческий потенциал. Она доверила ему главную роль в спектакле. Это было полтора года назад. Две встречи с Таслимой Халяфовной, пара телефонных звонков утвердили меня в том, что я обрела единомышленника в деле пропаганды имени Мирхайдара Файзи и воскрешения его творческого наследия. Она передала ученикам свою любовь к драматургии Мирхайдара Файзи. К сожалению, она не успела воплотить в жизнь свою мечту сделать со студентами уже нового второго курса театрализованный коллаж по произведениям Мирхайдара Файзи. Надеюсь, кто-нибудь подхватит эту нереализованную идею народной артистки РТ, талантливого педагога и очень хорошего человека Таслимы Файзуллиной. Я уверена, что она радовалась вчерашнему успеху своего ученика, которому доверили такую ответственную роль в серьёзной культовой постановке, такой как «Галиябану».

Овации начались уже в фойе театра. Чарующие звуки фортепиано возвещали о том, что праздник начался. Со всего Татарстана приехали любители татарской классики посмотреть «Галиябану».

Для нас, родных Мирхайдара Файзи, каждая постановка его пьесы «Галиябану» — важное событие. Пьесе более ста лет. Все татарские театры её ставят. Казалось бы, что нового, интересного можно ожидать от очередной постановки?  Порой думаешь, что лучше бы ничего нового и не было привнесено. Ведь лучше Мирхайдара Файзи, её автора, не скажешь и не сделаешь.

Придя на спектакль, я ожидала ещё раз посмотреть много раз виденные сцены, не ожидая того, что что-то меня может здесь удивить. Но я не учла, что это ТЮЗ, театр Кариева, и режиссёр –Аюпов Ренат (засл. артист России, засл. деятель искусств РТ).

Театр творит для молодёжи, вливает новые краски в хорошо известную драматургию. Эти ребята не могут позволить себе скопировать тысячу раз скопированное. Мне понравилось, что режиссёр не побоялся спорить с Мирхайдаром Файзи. В результате, Ренат Аюпов выступил, как будто в роли соавтора великого драматурга. В спектакль вплелись новые сцены, органично вплетясь в канву сюжета. Несколько видоизменились характеры. Отец Галиябану (Сафин Н., засл. артист России, народ. артист РТ) предстал перед нами более жёстким, чем мы привыкли видеть, вымещающим злость на своей покорной жене (Зинатуллина Ф., засл. артистка РТ). Характеры получились яркими и убедительными. Образ Исмагила (Низамиев И, засл. артист РТ) – более противоречивый и привлекательный. Я, к своему стыду, сострадала этому самонадеянному и заносчивому молодому человеку, который не смог совладать со своими пагубными страстями. Думаю, что Мирхайдар Файзи не был бы против такой трактовки. А, может, он и хотел именно такого эффекта, когда жалко всех. Это уже в послереволюционных постановках мы видели Исмагила порочным и недостойным человеком, не заслуживающим сочувствия. Характерный персонаж сваха Бадига (Калимуллина А.) – неизменная в произведениях М.Файзи, абыстай, – несмотря на свой почтенный возраст демонстрирует шквал эмоций. Вот это энергия! Вот это темперамент! Галиябану и Халил – несравненны. Они не играли, а жили на сцене. Думаю, произошло большее проникновение в настоящую жизнь нашего прошлого, чем это бывает в постановках пьес Мирхайдара Файзи. Синтез прошлого и настоящего видения драматургии Мирхайдара Файзи и жизни наших предков получился, на редкость, удачен. Спектакль получился менее комичным и более жизненным.

К сожалению, житель деревни Шуда, где происходит действие пьесы, не узнает в декорациях своей деревни. И вина в этом не постановщика спектакля, а времени. Постановщик сделал декорации строго по Мирхайдару Файзи. Даже с лодочкой угадал! Были там лодки! Были! Только время давно высушило тот родник, где любила собираться молодёжь. Родник – особое место. Только там было дозволено девушкам общаться с парнями, не вызывая укоризненных взглядов. Место, куда девушки ходили за водой, а парни поджидали их, чтобы обмолвиться с ними словом и перекинуться многозначительным взглядом. Время стёрло из памяти эти милые традиции патриархальной старины. Где ещё мы можем воскресить в памяти народа эти игры, народные гулянья, полные творческих посылов, когда каждый влюблённый должен был показать свою удаль, красуясь перед девушкой своей мечты. Отсюда и песни народные и танцевальные па, которые кружили девушкам головы. Юноши и посвящали песни своим возлюбленным. Они запоминались, передавались из уст в уста. Одной из таких песен и была песня «Сагадатбану». Так же называлась сначала и пьеса Мирхайдара Файзи. Позднее, название было изменено на «Галиябану». Мелодия из татарской старины до сих пор волнует наши сердца. Обличённые в прекрасные голоса не менее прекрасных актёров Галимуллина Г. и Гатауллин Б.), она звучит то нежно и лирично, то трагично, неизменно вызывая слёзы. Сколько смотрю «Галиябану», столько плачу. Такова волшебная сила искусства. И каждый раз охватывает осознание того, что «Галиябану» недаром вошла в золотую сокровищницу татарской культуры. Видимо, поэтому так тщательно постановщики относятся и к хореографии, и к костюмам, и к музыкальному оформлению спектакля. Оркестр народных инструментов как ничто другое подходит драматургии Мирхайдара Файзи. Богатая аранжировка музыки неотъемлема от спектакля. Хореография просто изумительна. Она поражает своей неожиданностью, напором  и, в то же время, естественностью. Верится, что именно так выражали свои настроения в татарских деревнях ребята и девчонки. Не уверена, что им были знакомы элементы брейк-данса, но они бы им точно понравились. Для родных же Мирхайдара Файзи, пришедших на спектакль, сюрпризом стала задорная песня «Сумбль». Это наша семейная песня. Мирхайдар абый включил её в пьесу «Ак калфак». И для нас было приятной неожиданностью услышать песню о своих тётках на постановке «Галиябану». Каждый из куплетов этой песни был посвящён одной из любимых племянниц Мирхайдара абый. Слова и музыка самого Мирхайдара Файзи. Все Файзуллины любили петь её в бытность нашей молодости, вспоминая по очереди перечисленных в песне сестёр: Сумбль, Дильбар, Иркэ, Чачак и мою маму Гаухарь, которая не успела войти в песню, но которую тоже воспевали, заменив одно из имён на её имя. Вот уж угодили так угодили кариевцы!

Погружение в прошлое наших предков произошло. Как бы тяжело не жил наш народ в разное время, молодость всегда брала своё. Весёлые игры, песни, танцы, целомудренные чистые отношения. Мы пришли посмотреть на всё это, чтобы понять, какими были наши деды и бабушки, чем дышали, что их волновало и какие страсти и эмоции обуревали. Благодарим театр им. Кариева за предоставленную нам возможность по-новому взглянуть на историю жизни наших праотцов и на творчество Мирхайдара Файзи.

Диляра Мухамедьярова

Галиябану

3 комментария

  • Аноним

    12.11.2018 at 14:42 Ответить

    Спасибо, Диля Апа, спасибо Кариевцы! Браво! И ещё раз Браво!!!!

  • Лилиана Файзуллина

    18.11.2018 at 14:54 Ответить

    Дилярочка, ты как всегда молодец! Огромное спасибо тебе за то, что ты с такой самоотдачей, глубоким уважением, преданной любовью пишешь о наших предках: Мирхайдаре и Джаудате Файзи!
    И сейчас ты с таким восторгом описываешь новую постановку в театре им. Кариева, что не только я, но и многие люди захотят впечатлиться замечательными героями «Галиябану».

  • Лилиана Файзуллина

    18.11.2018 at 14:58 Ответить

    Дорогая Диляра, у тебя такая волшебная сила хужодественного слова! Браво!!!!

Комментарии