К 80-летию со дня исполнения Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде
Блокада Ленинграда длилась уже одиннадцать месяцев. По плану Гитлера 9 августа непокорный город должен был пасть. Немецким главнокомандующим раздавались специальные пригласительные в популярный в то время ресторан «Астория». В этом ресторане они планировали отпраздновать победу над Ленинградом.
Но вопреки их ожиданиям в Ленинграде произошло событие, укрепившее моральный дух осаждённых настолько, что они были готовы выдерживать бесчеловечную осаду ещё полтора года. Немцы стали невольными свидетелями этого подвига. В назначенное время город огласился звуками невероятной мощи и красоты. Это был акт потрясающего героизма и мужества ленинградцев, событие, которое потрясло весь мир.
Ленинград услышал Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Музыка раздавалась из радиоприёмников в каждом доме и из громкоговорителей на улицах города. Трансляция разносила музыку, исполняемую в Большом зале Ленинградской филармонии, повсюду. Немецкие войска, осаждавшие Ленинград, стали невольными свидетелями этого подвига, показавшего силу духа и мужество советского народа.
Большинство музыкантов были эвакуированы в начале блокады. Поэтому было сложно собрать целый оркестр. Но всё же коллектив был собран. Это был Большой оркестр Ленинградского радиокомитета. В него также вошли музыканты военных оркестров. Многие были приглашены из соседних городов. Делом государственной важности стало создание полноценного оркестра для исполнения «Ленинградской» симфонии. Дирижировал ленинградской премьерой Карл Элиасберг.
Одним из музыкантов, игравших в тот день в оркестре был Жавдет Караматуллович Айдаров. Он так говорил об этом: «Низкий поклон перед светлой памятью погибших во время блокады музыкантов, низкий поклон перед светлой памятью гениального композитора нашей эпохи Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, низкий поклон перед памятью замечательного дирижёра Карла Элиасберга. Именно они, ленинградские музыканты, вместе с бойцами Ленинградского фронта, показали стойкость, мужество советских людей.»
Шостакович просился на фронт, но ему так же, как и Джаудату Харисовичу Файзи, о котором мы много писали на нашем сайте «Всё о Файзи», объяснили, что он нужнее в тылу, чем на фронте, что и армии, и народу нужна его музыка. Они оба, два советских композитора, узнали, что такое копать противотанковые рвы и они оба создали в 1942 г. свои главные произведения, ставшие символами своего времени, поддерживающие наш моральный дух сегодня.
Джаудат Файзи хорошо сформулировал свою миссию: «Те, кто вернётся с победой с фронтов войны, зададут нам главный вопрос: «Как вы тут жили и что сделали?». И мы должны будем ответить им своей работой, своими произведениями».
В блокадный Ленинград самолётом, вместе с лекарствами для города были доставлены четыре нотные тетради с партитурой Симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича. Чтобы исполнить произведение требовалось сто оркестрантов. К этому моменту оставалось лишь восемь музыкантов из оркестра Радиокомитета, способных держать в руках инструмент. 27 человек умерли от голода, остальные страдали от дистрофии.
Карлу Элиасбергу были предоставлены особые полномочия по поиску музыкантов. Ему разрешалось перемещаться по городу и его предместьям даже во время воздушной тревоги. Он забирал людей из воинских частей, из госпиталей. Ударник был подарком для дирижёра. Ритмической основе симфонии автор отвёл ключевую роль. Смерть барабанщика стала бы большой потерей для оркестра. А Жавдета уже собирались похоронить, приняв глубокий голодный обморок за смерть. Дирижёр спас юношу, заметив, что он шевельнул рукой. Оркестр обрёл «воскресшего» ударника, а мы, благодаря этому обстоятельству и Карлу Элиасбергу, обрели «воскресшего» родственника, своего дядю Жавдета абый, которому к тому моменту было всего двадцать четыре года.
Первая репетиция показала, что оркестранты не держатся на ногах. Они даже не смогли подняться на четвёртый этаж, в зал. Играли в холле. Пальцы коченели от холода. Пианист не мог играть. Но на долгие репетиции времени не было. Ленинградцы знали, что на 9 августа было назначено взятие города. Люди, измождённые голодом, должны были показать свою несгибаемость. «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе, городу Ленинграду» посвятил Шостакович свою симфонию.
Защитники Ленинграда в день премьеры открыли по агрессору упреждающий шквальный огонь. На три часа немецкие орудия умолкли, и ни один вражеский самолёт не сумел подняться в воздух. За это время люди успели дойти до филармонии, прослушать симфонию и вернуться домой.
Призыв к сопротивлению и воля к Победе! – Вот, что слышали зрители, пришедшие в летний день на концерт в валенках и в своих самых красивых нарядах.
Те из немцев, кто слышал на своих позициях музыку Шостаковича, в тот день поняли, что война ими проиграна. Тогда они ощутили нашу силу, способную преодолеть голод, страх, даже смерть.
В сорок втором году не было возможности осуществить запись концерта и повторно транслировать её. Трансляция концерта производилась несколько раз. Для каждой передачи вновь собирался состав оркестра и симфония исполнялась заново. После каждого исполнения оркестр нёс потери. Кто-то из исполнителей не уходил домой. Мертвецкая пополнялась теми музыкантами, которые умирали во время концертов.
«Блокадный концерт стал одной из самых героических страниц обороны великого города» (А. Толстой).
Это был один из тех подвигов, которые иногда совершают не только на полях сражений, но и в искусстве. Забвению они не подлежат.
Сегодня, спустя 80 лет, мы вспоминаем этот ни с чем не сравнимый подвиг. В разных городах по всей России прошли концерты, посвящённые этой дате, прозвучала бессмертная Седьмая симфония гениального советского композитора. Эта симфония признана одной из величайших партитур XX века, ставшей в определённом смысле сильнее оружия.
Грандиозная по эмоциональному накалу, Ленинградская симфония подарила в тот тяжелый год надежду и веру не только людям в блокадном Ленинграде, но и всему советскому народу.
9 августа 2022 года вновь над берегами Невы, на стрелке Васильевского острова, прозвучала великая симфония в исполнении Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета. И вновь, как тогда в далёком сорок втором, сердца слушателей наполнились силой духа и мужеством, волей к Победе, стремлением к свободе и миру.
В то же самое время в Филармонии Санкт-Петербурга, носящей имя Д.Д. Шостаковича, в том же зале, в котором играли легендарные музыканты в 42-ом, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Николая Алексеева исполнил «Ленинградскую симфонию» Д. Шостаковича.
Предлагаем Вашему вниманию статью Надима Айдарова «Партитура памяти спустя 80 лет», рассказывающую о подвиге музыкантов блокадного Ленинграда, в числе которых был его отец Жавдет Айдаров. Статья была опубликована в газете «Звезда Поволжья» № 32, 2022 г.
Пока нет комментариев