Мы изучаем творчество Мирхайдара Файзи уже шесть лет — побывали на постановках его пьес, изучили его стихи и собранные им народные песни, с замиранием сердца прочли его дневники. Но всё ещё остаётся ощущение, что мы недостаточно хорошо поняли его душу, недостаточно хорошо знаем его произведения.
Все, кто изучает жизненный путь и творчество драматурга, отмечают, что остаётся много вопросов, на которые никто не может дать уверенного ответа. Поэтому каждое мнение очень важно для нас. Но точка зрения учёного особенно ценна. Вспоминается интервью Тагира Шамсегалиевича Гилазова для фильма «Мирхайдар Файзи», снятого в 2016 г. Я всегда сожалела, что формат фильма не позволил включить это интервью полностью. Зато вскоре усилиями Тагира Шамсегалиевича в свет вышла книга «Пьесалар» Мирхайдара Файзи с вступительным словом Тагира Гилазова. Я с огромной благодарностью размещаю на сайте вступительную статью Тагира Гилазова к сборнику пьес Мирхайдара Файзи. Тагир Шамсегалиевич лучше, чем кто-либо ещё смог разъяснить в своём предисловии к сборнику значение творчества Мирхайдара Файзи для современной татарской литературы, обобщить всё, что было раньше сказано о драматурге ведущими литературоведами, проникнуть в глубины его философской мысли, его душевных исканий и переживаний.
Тагир Гилазов много лет изучал историю татарского народа, его литературу первой половины XX в. Его взгляды на жизнь и творчество Мирхайдара Файзи обусловлены эпохальными событиями, а выводы исторически обоснованы.
Кроме этого, я должна отметить, что взгляд на жизнь и творчество Мирхайдара Файзи, прослеживающийся в данном труде Тагира Гилазова, является принципиально новым. Мы представляли Вашему вниманию работы С. Файзуллина, Х. Хайри, И. Нуруллина. Каждый из этих исследователей творчества драматурга высказал своё отношение к нему в некоем соответствии с требованиями своего времени. Но всех их объединяет любовь к творчеству драматурга, восхищение его талантом, уважительное отношение к нему, как к человеку, внёсшему большой вклад в татарскую культуру, разделившему с народом его судьбу.
Размещённое ниже предисловие к сборнику пьес приводится на татарском языке. С позволения его автора я приведу только некоторые фрагменты этого труда. Прошу меня простить за неточности моего перевода на русский язык. Ведь Вы легко можете найти подлинную цитату в представленном оригинале.
Из вступительной статьи:
— «В творчестве Мирхайдара Файзи социальные проблемы остаются на втором плане. На первое место выходят душевный мир человека, его духовное богатство, его переживания. Таким образом произошло обновление татарской драматургии. Мирхайдар Файзи основал свою литературную школу.» (Т.Гилазов)
— Габдрахман Сагди («История татарской литературы»): «Отличительной чертой его творчества была история борьбы молодого со старым, отживающим. Его достоинство в том, что он создал новое литературное направление, использовав богатство татарского народного языка. Это определило его место среди татарских классиков.»
— «Мирхайдар Файзи проложил новую тропу в литературе. Он смог отразить в своих произведениях языковое богатство народной речи, красиво показать представителей народа.» (Т.Гилазов)
— Д. Загидуллина и Ч. Гилязова пишут, что «Даже, если бы М.Файзи написал только одну «Галиябану», он навсегда остался бы в памяти народа.» «Но он сделал намного больше. Его произведения взращивают красоту в душе народа».
— И. Нуруллин: «Исследование своеобразия идей, эстетических взглядов М.Файзи ставят его на отдельную ступень на лестнице развития национального творчества.»
— «С успехом «Галиябану» в дореволюционной литературе не сравнится ничто. Это был самый большой успех.» (И.Нуруллин)
В работе Т.Гилазова обращается внимание на диссертацию М. Молекова: «До октябрьская драматургия М. Файзи («Эволюция творческого метода»), Работа была написана, опираясь на архивные материалы. Мы тоже считаем интересным ознакомиться с этой работой в будущем.
— В шеститомной «Истории татарской литературы» в 3 и 4 томах (Н. Ханзафаров) пишет: «Творческие традиции писателя соединяют восточную и западную стилистики, борьбу противоречий, возникшую в связи с социальными изменениями в стране, его собственные идейные и эстетические взгляды. Это свободная, искренняя, чистая, лучезарная, светлая, красивая любовь, романтизм, обогащённый фольклорной эстетикой, духовным богатством народа».
— Камалов Б. «Жизнь и творческий путь М.Файзи»: Вся его жизнь тесно связана с творчеством. Несмотря на то, что он очень мало прожил, — это богатая, интересная личная жизнь, поиск себя, откровения, метаморфозы в душе, связанные с гуманистическим звучанием эпохи.»
— Т. Гилазов: «В советское время в драматургии в первую очередь рассматривается творчество Мирхайдара Файзи. Новизна драматургии, живость характеров, вечные темы взаимоотношений, лиричность и романтизм, музыка, культ любви, конфликт нового со старым».
Мы благодарим Тагира Гилазова за организацию и подготовку к печати сборника «Михайдар Файзи Пьесалар» (2017г.). И это не первое обращение Тагира Шамсегалиевича к наследию Мирхайдара Файзи. В 2007 г. он составил Сборник произведений М. Файзи (295 стр.) в издательстве «Мәгариф». А в 2011 г. Казанский университет выпустил книгу Тагира Гилазова «Жизненный путь и творчество Мирхайдара Файзи» («М. Фәйзи тормыш юлы hәм иҗаты»), 80 стр.
Мы высоко ценим вклад Тагира Шамсегалиевича Гилазова в сохранение и возрождение наследия Мирхайдара Файзи. Хочется надеяться, что в своё время будут переизданы стихи и рассказы драматурга. А пока мы восполняем отсутствие книг публикациями в рубрике «Произведения М. Файзи» нашего сайта.
Ниже размещена вступительная статья Т. Гилазова к сборнику «Пьесалар» и выходные данные книги.
Пока нет комментариев