Напомним о Джаудате Файзи.

День памяти Джаудата Файзи прошёл 19 февраля 2020 года в Доме татарской книги (г. Казань, ул. Островского д. 15)

Весь день в стенах здания музея звучала музыка Файзи, раздавались детские голоса и разливались гениальные мелизмы профессиональных бельканто.

Бәйрәм буген

Мы договорились о том, что мы не будем говорить о проблемах. Сегодня – праздник! Хочется говорить о том, каким Джаудат абый был интересным и уникальным человеком.

Наше мироощущение складывается из того, как мы живём и что делаем. Сегодня мы пришли на праздник, и наши души согреет счастье от соприкосновения с прекрасным.

Мы не обманулись в своих ожиданиях.

Ведущая вечера Гульназ Рашидовна предварила выступление детей из ДМШ № 8 рассказом о том, как маленький Габдулла Тукай спросил свою приёмную мать: Почему у меня так хорошо, радостно на душе?» И она ответила: «Потому что сегодня праздник». Возможно это детское впечатление Габдуллы впоследствии вылилось в его стихотворении «Сегодня праздник» («Бәйрәм буген»). Сегодня эту песню на музыку Джаудата Файзи знают все. Именно она задала тон всему дню памяти композитора. Эта радость, имеющая своим источником тонкую душу маленького Тукая, окрепшая в бодром настроении музыки Файзи была подарена нам юными музыкантами. Она волной переливалась в зал, наполняя наши сердца счастьем соприкосновения с творчеством двух великих творцов, Габдуллы Тукая и Джаудата Файзи.

Праздник начался. К сожалению, маленький зал музея не смог вместить всех желающих принять в нём участие. Было решено провести его в два этапа. Днём собрались юные музыканты и знатоки творчества Джаудата Файзи, а вечером — взрослые ценители его таланта.

До позднего вечера звучали песни, отрывки из музыкальных комедий композитора, рассказы о его наследии, воспоминания о его жизни.

Голос Джаудата Файзи

Бесценный подарок сделали гостям хозяева праздника. Мы услышали голос самого маэстро. Эта запись была сделана на радио, где он работал музыкальным редактором и вёл цикл передач о татарской музыки. Вслушайтесь в эту уникальную запись, в горячность голоса композитора, эмоционально и красочно беседующего со слушателями.

Почему его любили женщины

Воспоминания о Джаудате абый, которыми поделились родные с собравшимися, оживили хрестоматийный портрет героя дня. Племянницы композитора Фирюза и Гульнур Файзуллины живо обрисовали образ дяди, знакомя нас с разными сторонами его личности.

Понемногу приходило понимание того, от чего все, кто соприкасается с историей жизни, кто узнаёт о перипетиях его судьбы, о его силе духа и нежном сердце, начинает его любить. «Я бы в него влюбилась», «Его нельзя не полюбить!», «Настоящий мужик!», так говорят о нём женщины сегодня, те, кто знакомится с подробностями его жизни и его творчеством. Поразительно то, как мужчина мог выразить в музыке боль и страдание рвущегося от любви женского сердца. Видимо, это тонкое понимание женской души привлекало всегда к нему интерес прекрасной половины и привлекает поклонниц его таланта сегодня. Эти мысли навеяло мне биение собственного сердца, когда на концерте исполнялась песня «Гөльшахидә җыры». Как смог он передать через свою музыку эти чувства? О нём родные говорят, что он всё принимал близко к сердцу, обладал чувством сопереживания. Значит всё, о чём он писал было пропущено через его сердце, подхвачено не менее чувствующими исполнителями воспринято нами именно так, как это чувствовал автор. Музыка эта близка нам и поэтому она будет жить вечно, будет звучать, восхищая, вызывая сопереживание, слёзы и радость. Эта музыка учит нас чувствовать, сострадать, любить.

Гости вечера внимали каждому слову о Джаудате Харисовиче, рассказу родных о его супруге Мосфире ,об убранстве их квартиры, о том, каким он был в быту и на работе, о чём рассказала музыковед Клара Тазиева, которой довелось знать композитора лично.

Пианино Дэрдменда. День открытий

Мы, родные маэстро Файзи, в свою очередь почерпнули много нового от сотрудников музея , которые зачитывали нам, недоступные ранее, страницы дневников Джаудата Файзи. Рассекретив записи, сделанные на арабской графике и на латинице, которыми владел юный Джаудат, они ещё раз наглядно продемонстрировали его талант в эпистолярном и очерковом жанре. Вместе с тем, то новое, что явилось нам, ошеломило. Поистине, этот день стал днём открытий. Никогда мы не слышали о наводнении, которое Джаудат живописует, будучи учеником II гимназии на Булаке. Это наводнение, случившееся в Казани из-за разлива рек Казанки и Булака повлекло за собой человеческие жертвы.

На этом откровения не закончились. — Пианино, купленное для детей Харисом Файзи в 1923 г. было привезено из Оренбурга в Казань.  Это может означать то, что его след не пропал. То самое пианино, которое ранее принадлежало Дэрдменду, на котором учился играть Джаудат Файзи, может являться одним из тех инструментов, которые переходили из поколения в поколение в семье Файзуллиных. А не тот ли это инструмент, который передала в своё время в школьный музей Файзи Лилиана Файзуллина, внучка Шауката Харисовича? Инструмент поражает своей красотой. Клавиши из слоновой кости, канделябры для свечей, всё, как описывал маленький Джаудат. Это лишь сенсационная догадка, остающаяся лишь предположением. Свой окончательный вердикт, несомненно должны вынести специалисты-искусствоведы. Но догадка эта потрясла всех и разогрела ажиотаж вокруг пианино Дэрдменда и, одновременно, Джаудата Файзи.

Фото пианино присланное из музея Файзи СОШ №167 г.Казани.

Всё сошлось: то, что мы с Лилианой пришли на вечер Джаудата Файзи в Дом татарской книги, то, что девушкам из музея попалась в руки именно эта страничка из дневника Джаудата Файзи и то, что интерес к пианино Дэрдменда возникает у каждого, кто читает книгу Джаудата Файзи «Струны души». Радует то, что появилась надежда, на то, что когда-нибудь мы услышим, как звучит этот легендарный инструмент.

Подумать только! Так долго тайна пианино Дэрдменда оставалась белым пятном в биографии Джаудата Файзи. А только и надо было, что прикоснуться к дневникам композитора, вчитаться в них, сопоставить с уже имеющейся информацией! Я вслед за Пушкиным восклицаю: «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!..» Я рада, что архив Джаудата Файзи заинтересовал научных работников. Значит, не даром эти тетради хранились столько лет в Национальном музее, ожидая своего часа.

Нам же остаётся только ждать новых открытий, которые подарит нам архив Джаудата Файзи.

Фотографии с Вечера Памяти Джаудата Файзи

Сайт благодарит музей Ш.Камала за предоставленные фото и видео материалы.

 

1 Comment

  • Дмитрий

    11.03.2020 at 03:15 Ответить

    Государственный симфонический оркестр РТ продолжает свой 54-й концертный сезон, который одновременно стал юбилейным для его художественного руководителя и главного дирижера Александр Сладковский управляет коллективом уже 10 лет. Маэстро поделился с «БИЗНЕС Online» ближайшими планами своего оркестра среди них нашлось место даже записи всех симфоний великого Сергея Рахманинова. Пятый юбилейный фестиваль татарской музыки им. Назиба Жиганова «Мирас», основанный художественным руководителем и главным дирижером ГСО РТ Александром Сладковским , будет приурочен к 100-летию образования ТАССР. На нем прозвучат произведения как мэтров национальной музыки Салиха Сайдашева, Назиба Жиганова, Фарида Яруллина, Александра Ключарева, так и сочинения молодых композиторов Эльмира Низамова, Ильяса Камалова и других. Первый концерт пройдет под названием «Родной край Татарстан», второй будет посвящен молодым композиторам и молодости татарской авторской музыки, а третий приурочат к 120-летию со дня рождения Сайдашева и 110-летию со дня рождения Джаудата Файзи. Бессменный арт-директор фестиваля музыковед Вадим Дулат-Алеев .

Комментарии