МУЗЫКА, СОГРЕВАЮЩАЯ СЕРДЦА

1 марта 2022 г. Оперная студия Казанской консерватории им. Н. Жиганова и оркестр Татарского Театра Драмы и Комедии им. К. Тинчурина провели концерт, посвящённый 80-летию «Башмачков» Дж. Файзи и Т. Гиззата.

Инициаторами и организаторами концерта выступили художественный руководитель Оперной студии Альфия Заппарова и дирижёр, руководитель оркестра театра Драмы и Комедии Ильяс Камал.

В Первый день весны в 1942 г., в грозное военное время, в Казани, затемнённой светомаскировкой, впервые зазвучала татарская оперетта. Родился жанр, какого в татарской культуре не было. Люди, подавленные ужасом разгоревшейся войны, впервые за много месяцев испытали счастье от соприкосновения с прекрасным. Их сердца согрела музыка Файзи. В нетопленой Казани стало чуть теплее от жизнеутверждающего искусства, рождённого в стенах театра на улице Горького, в доме № 13.

Сегодня я сидела в том же зале, слушала ту же музыку и, как мне кажется, испытывала те же чувства, что и наши соотечественники 80 лет тому назад.

Казалось неуместным идти в театр в такое тревожное время. Настроения соответствовало обстановке. Только чувство долга и приглашение организаторов мероприятия сподвигли меня прийти сегодня сюда. Зрителей было мало. В фойе театра тихо играла музыка, царила непривычно строгая атмосфера. Во всей этой ситуации сквозил какой-то холодок. И совсем не ощущалось присущего случаю праздника. Всех беспокоили мысли о последних событиях в стране. Никакой шумихи вокруг мероприятия, всё очень спокойно, размеренно, по-деловому.

Концерт проходил в рамках цикла «Татар классик музыкасы җәүһәрләре», проводимого оркестром под управлением Ильяса Камала. Сегодняшний вечер был данью памяти тому подвигу, который совершили в тяжёлое военное время наши музыканты, артисты, занятые в постановке первой татарской музыкальной комедии.

80 лет – немалый срок для жизни музыкального произведения. «Башмачки» оказались вне времени и социальных эпох. Они пережили военные годы, советскую эпоху, времена «застоя» и «перестройки», крушение Советов, лихие 90-е, постсоветский период и продолжают «щеголять» в современном татарском театре. Арии этой оперетты перепевает молодёжь, персонажи переодеваются в новые наряды, меняется стилистика. Но это всё те же «Башмачки», любимые нами и новыми поколениями творческой молодёжи. И уже четвёртое поколение рода Файзи имеет возможность слышать музыку своего Джаудата абый, музыку, которая живёт и переливается новыми красками.

На какое-то мгновение я отвлеклась от происходящего на сцене, задумавшись о феномене «Башмачков». Я осознала всю значимость этого произведения и создавшего его композитора.

Я слушала музыку и представляла, как в 42-ом в этом зале сидели наши соотечественники, забыв про горе, обрушившееся на страну, и сопереживали героям оперетты. Сегодня мне было легко ощутить себя на месте тех людей, что в грозовом 42-м пришли в этот театр. Великолепные оперные голоса, оглашающие своды зрительного зала и резонирующие с нашим душевным состоянием, заставили меня забыть все тревоги последних дней. Музыкальная комедия «Башмагым» была призвана поднять моральный дух людей. Музыканты, певцы, актёры сегодня вновь выполняют свой долг, поддерживая нас, вселяя в нас оптимизм и согревая своей любовью. И мы восхищались потрясающей музыкой, великолепными голосами, прекрасной игрой и ощущением единения с артистами и со зрителями, пришедшими разделить с нами торжество памятной даты. Чествование «Башмачков» переросло в праздник. Уникальная дата для татарской музыкальной культуры! За 80 лет своего существования «Башмагым» проявили удивительную многогранность. Они были представлены, как в классической своей форме, так и в драматической, и в эстрадной, и в джазовой. Этот спектакль в разные годы ставился и как водевиль, и как мюзикл, и как оперетта, и как драматический спектакль. И всегда на афишах значилось – «музыкальная комедия». Многогранность интерпретаций этого произведения происходит из особенностей самой музыки Файзи, которая базируется на татарских народных музыкальных традициях. В ней слышны восточные напевы и прослеживается стилистика западной музыкальной культуры. Каждый находит в ней то, что близко его мироощущению. Музыканты с радостью берутся за перевоплощение «Башмачков» в новые стилистические формы. И эти перевоплощения имеют успех и находят понимание у зрителей. Спектакль Р. Загидуллина и Ильяса Камала «Башмачки-jazz», поставленный в 2019 г. показал безграничный потенциал диапазона произведения под скромным названием «Башмачки». Видимо, в этой многогранности заключается секрет долголетия оперетты. Это музыка на все времена, музыка, покорившая сердца людей, живших в XX в. и, которая продолжает блистать новыми гранями в новых постановках.

Разные жанры встретились в этот вечер на одной сцене: джаз и классика. Это не было соревнование стилей, оспаривающих своё право на существование. Чествование творения Джаудата Файзи и Тази Гиззата превратилось в торжество высокого искусства над будничной суетой и драматическими событиями современности. «Башмачки», примирившие разные стили, возвысились над спорами музыковедов и театралов. Нам остаётся только в очередной раз посетовать на то, что такие музыкальные спектакли, как «Башмагым» не могут найти себе ту сцену, где бы они чувствовали себя, как дома, где оркестр занял бы своё место в оркестровой яме, где работали бы выпускники нашей консерватории и, где звучала бы татарская музыкальная комедия, татарская опера и ставился бы балет на музыку татарских композиторов.

Два прекрасных спектакля, сцены из которых были показаны на концерте, уже не идут в театрах. И нам очень повезло увидеть эти фрагменты. Оперетта «Башмагым», поставленная Оперной студией в 2010 г., представлена в записи в группе консерватории «VК». Мы можем полностью его посмотреть, а мюзикл «Башмачки –Jazz» остался лишь в нашей памяти, в памяти тех, кому посчастливилось побывать на его премьере в 2019 г. Этот спектакль у меня ассоциируется с роскошным цветком, способным украсить букет спектаклей репертуара любого музыкального театра.

Мы радуемся, что спектакль «Башмагым», поставленный Оперной студией в 2010 г., сохранился в записи, но никакая запись не может заменить нам счастья слышать в живую волшебные голоса потрясающей красоты. На сегодняшнем концерте мне стало больно, что мы лишены возможности смотреть и слышать оперное исполнение «Башмачков».  Познакомившись с оперным исполнением арий из оперетты, я смогла представить, как красиво эти концертные номера могли бы сложиться в невероятный спектакль. Татарская опера – уникальное явление. Странно, что мы не культивируем это искусство. В Казани до сих пор нет Татарского национального музыкального театра.

Такие шикарные спектакли должны жить, должны радовать своего зрителя. Мне очень понравились слова Альфии Ибрагимовны Заппаровой о том, что «окружающий мир суров, а мир театра нас одухотворяет и придаёт силы для жизни».

Давайте будем жить, любить жизнь и создавать прекрасное своим трудом, объединяясь для таких прекрасных проектов, как сегодняшний концерт, один из цикла «Татар классик музыкасы җәүһәрләре»!

Предлагаем Вам посмотреть фото и видео материалы с концерта.

Пока нет комментариев

Комментарии