Мирхайдару Мустафовичу довелось жить на рубеже веков и во времена смены эпох: эпоха самодержавия сменялась на власть Советов, эпоха традиционного ислама – на эпоху воинствующего атеизма, эпоха патриархальных традиций – на эпоху коммунистических идей.
Все перипетии и противоречия этого сложного времени закономерно нашли своё отражение в произведениях Мирхайдара Файзи. Он писал о жизни рабочих, рассказывая нам о стачках 1912-1913 годов (пьеса «Заблудшая душа»). В 1918 году написана пьеса, название которой говорит само за себя – «Борьба красного Урала»: Мирхайдар рассказывает о вооруженной борьбе во время гражданской войны со слов ее участников. В двадцатые годы были написаны пьеса для детей, о жизни деревенской школы («В коммуну»), пьеса о чувствах двух молодых людей, об их никахе, происходившем во время страшного голода тех лет («Мамати сын Амати…»).
Изучая подробности жизненного пути драматурга, становится понятно, что источником неповторимого искромётного юмора является сама жизнь, речь татар, порой непереводимая игра слов и комические ситуации, которые создавала сама жизнь. Обладая неповторимым чувством юмора, Мирхайдар использовал в своём творчестве то, что предоставляла ему жизнь. В его произведениях нет философских рассуждений, но показана философия каждого человека. В поступках персонажей видна философия бедного крестьянина, молодого рабочего, власть имущего богача. Их взгляды на жизнь настолько близки и понятны сегодняшнему зрителю, что одно слово, брошенное со сцены, может вызвать бурю эмоций в зале. Некоторые сцены словно взяты из нашей жизни. Пьеса «Галиябану» и в наши дни актуальна. Кто из родителей сегодня не мечтает выдать дочь за богатого? Поэтому столько смеха вызывает сцена, когда отец размышляет о калыме. Как бы не продешевить, но и не перегнуть палку, не запросить лишнего. Никому и в голову не приходит осудить старика. Всю жизнь прожив в бедности, он надеется устроить жизнь любимой дочери как можно удачнее. Тем более, что «удача» сама идёт в руки. Так и мы с вами пытаемся наступить на эти грабли, хотя все догадываемся о подводных камнях неравного брака.
О неповторимом стилеМирхайдара Мустафовича пишет в своей диссертации филолог Гильманова Т. М., называя Мирхайдара Файзи мастером художественного слова, для которого свойственны «реалистичность, точность и меткость слова, удивительная взыскательность в выборе языковых средств, многогранная эстетическая сила слова, что является результатом трепетной работы с ним мастера, с одной стороны; и проявление его таланта, с другой.»
Да, стиль Мирхайдара неповторим. Комические ситуации в его произведениях сменяются трагическим финалом. В жизни нет печального без смешного и наоборот. Грустное и смешное переплетается и Мирхайдар помогает нам увидеть это и, возможно, посмеяться над собой, над своими, кажущимися серьёзными проблемами, и, наоборот, увидеть грустное в смешном. Будучи человеком образованным, интеллигентным, Мирхайдар понимал, что народное творчество представляет собой кладезь культуры своего времени. Так, в народных песнях Мирхайдар слышал диалог, который представлялся ему драматическим представлением. Воспитанный в деревне, наслаждаясь пением крестьянской молодёжи на гуляньях, Мирхайдар влюблялся в татарскую народную песню. Позже он стал записывать и классифицировать их, используя впоследствии в своих музыкальных драмах, каковыми являются в числе других «Галиябану» и « Праздник в деревне». Любовь к народному творчеству, к татарскому языку, ёмкому и красивому, привели Мирхайдара к созданию нового в татарской культуре жанра музыкальной драмы. Лёгкость и музыкальность, бездна юмора прославили имя основоположника жанра Мирхайдара Файзи.
Язык произведений Мирхайдара Файзи понятен всем, т.к. представляет собой слияние простонародного и литературного стилей. Этот синтез создаёт особую прелесть речи героев пьес Мирхайдара Файзи. Он добивается выразительности, используя диалектизмы, устаревшие слова, что придаёт колорит и комичность речи героев. Тюркские, арабские и персидские заимствования, фразеология, используемая в пьесах свидетельствуют о том, какая образная речь была у самого Мирхайдара.
Мирхайдар Файзи был высокообразованным по тем временам человеком. В то время, как большинство населения Татарстана было неграмотным, Мирхайдар получил духовное образование в медресе Хусаиния в Оренбурге. Мать Мирхайдара, Зайнаб, происходила из обедневшего дворянского рода. Её прапрадед был Мурзой. Отец Мирхайдара Мустафа Файзуллин, сын муллы был управляющим в имении у миллионеров Хусаиновых. У них с Зайнаб было одиннадцать детей и всем они дали хорошее образование. Некоторые из них (Шакирзян, Муртаза) были управляющими у крупных промышленников, Закирзян был управляющим в гостинице в Орске, Мухаметгаряй имел свою мельницу и работал на ней, один из сыновей Саетгаряй был священнослужителем. Отец прочил и младшему из сыновей Мирхайдару карьеру муллы, но мечтам отца не суждено было сбыться. Мирхайдару пришлось учиться в медресе в период, когда в России произошла первая буржуазная революция 1905 года. На татарской земле с её патриархальными традициями стали проникать вольнолюбивые демократические веяния. Это обстоятельство не могло не отразиться на взглядах юного Мирхайдара. В этот период, в совсем юном возрасте, он стал пробовать перо как публицист. Его первая статья была посвящена разоблачению недостатков в работе медресе, где он учился.
Оторванный от родного дома, который остался в Орске, Мирхайдар, проходя обучение в медресе, вынужден был проживать в доме своего брата Махмутгарая. Это обстоятельство сыграло определённую роль в формировании мировоззрения Мирхайдара. Супруга Махмутгарая старалась заменить мать Мирхайдару, заботилась о нём. Мирхайдар принимал участие в домашних спектаклях, которые она устраивала для детей. Это было важным моментом, повлиявшим на взгляды будущего драматурга. Дело в том, что получая духовное образование, Мирхайдар должен был впитывать догмы кадимизма, традиционного ислама, главенствующего в татарской мировоззрении. Кадемизм запрещал лицедейство, признавая его богопротивным делом. Но прогрессивные веяния уже проникали в умы людей, и Мирхайдар не остался в стороне от их влияния. Тем не менее, некая двойственность мировоззрения имела место всю его жизнь. В 30-летнем возрасте Мирхайдар с горечью признаёт, что «бога нет». Это признание далось ему нелегко.
Происходя из рода священнослужителей и, впитав основы религии с молоком матери, Мирхайдар, тем не менее, посвятил свою жизнь театральной деятельности, порой рискуя собственной жизнью. Он не просто занимался драматургией, сам играл в пьесах, но и пропагандировал театр среди населения, где старые обычаи были очень сильны. Но любовь к театру была настолько сильна, что Мирхайдар, с риском для жизни, отстаивал права театра на татарской земле. Религиозно настроенные слои общества обрушивались на него с угрозами и проклятиями. В деревне Юлык Оренбургской области, куда он был направлен в 1918 году для работы в библиотеке, Мирхайдар организовал литературный кружок, где силами местной молодёжи инсценировал пьесы свои и других авторов. Старшее поколение было настроено решительно. Детей в библиотеку не пускали, запирали дома. В семьях возникали конфликтные ситуации. Старорежимные служители культа устраивали бунты, последствия которых были непредсказуемы. Мирхайдара клеймили «врагом веры». Тем не менее, Мирхайдару удавалось потихоньку преодолевать сопротивление и представляемые спектакли приходили посмотреть все жители деревни. Стали продавать билеты на представления. Сборы от спектаклей отправлялись на фронт и в помощь раненым на фронтах гражданской войны. В 1918 году Мирхайдару было назначено жалование за его просветительскую работу, но его едва хватало на плату за постой.
Хотя и считается, что Мирхайдар принял революцию 1917 года, она не принесла ему ничего хорошего. Родительский дом в Орске был экспроприирован. Братья, имевшие хорошие должности, лишились дохода, а их семьи – всего нажитого. В 1919 году до Мирхайдара дошёл слух, что Ишми Ишан (Ишмухамет Динмухаметов), тесть брата Саетгарая, был зверски убит красными. Сам Саетгаряй, в чьём доме любил гостить Мирхайдар, в 1927 году умер, не вынеся допросов. Его семья была вынуждена, покинув деревню Шуда, искать прибежища в чужих краях. Сам Мирхайдар, живя в нищете, голодая, заболел тяжёлой формой туберкулёза. Эти условия не позволили ему создать семью, о которой он мечтал.
Не сохранилось ни одной ценной вещи из его имущества, что свидетельствует о крайне стеснённых жизненных обстоятельствах.
Как бы ни относился Мирхайдар к революции, он отображал в своих произведениях то, чем жил его народ, что происходило вокруг него, и что видел и переживал он сам. По его произведениям можно изучать историю края.
В это трудное для всех время каждый находил свой путь. Кто-то делал революцию, кто-то проповедовал контрреволюцию. А Мирхайдар Файзи занимался просвещением своих неграмотных соотечественников.
Несмотря на все беды, Мирхайдар не терял чувства юмора, которое пронизывает все его произведения. Скорее всего именно оно помогло Мирхайдару справляться со всеми невзгодами, оборушившимися на него после 1917 года. Он умел взглянуть на любое событие и проблему с двух сторон, соединить противоположное, чёрное и белое, комическое и трагическое в одном месте. Это и есть секрет юмора Мирхайдара. Но делает он это очень тонко, деликатно, соединяет, казалось бы несочетаемое. Результат – это смех и слёзы зрителей в зале.
Сейчас бы мы назвали Мирхайдара мастером парадоксов. Вся жизнь Мирхайдара была полна противоречий. Но самым большим парадоксом в его жизни явилось отношение к революции 1917 года. Революция, которая «дала всем свободу», отнимая её у каждого, она «принесла большие возможности народу», обездоливая его большую часть. В этой новой политической и экономической ситуации надо было выживать, найти своё место, быть чем-то полезным людям и самому продержаться на плаву. Чувство юмора помогало выжить. Иначе можно было сойти с ума от горя, которое окружало человека умного, впечатлительного, ранимого.
Люди, знавшие Мирхайдара, описывали его как человека скромного, очень доброго и весёлого, «Какая-то внутренняя энергия, жизнелюбие поддерживали его, заставляя работать до последних дней своей недолгой жизни».
Этот неисчерпаемый оптимизм и человеколюбие передаётся нам через его произведения. Именно эти качества помогли Мирхайдару примириться со всеми противоречиями того непростого времени. И я желаю нам всем, ознакомившись с жизненным путём драмматурга и с его произведениями получить прививку того жизнелюбия и оптимизма, которое нёс по жизни Мирхайдар Файзи.
Мы с вами тоже живём в эпоху перемен, в эпоху смены исторических формаций и крушения традиций. И, тем более полезен для нас этот пример человека, достойнейшим образом преодолевавший обрушившийся на него рок исторической стихии вместе со своим народом.
Пока нет комментариев