О ВЫСОКОЙ ПЛАНКЕ ВОКАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА, ЗАДАННОЙ МИРХАЙДАРОМ ФАЙЗИ

Приятно слышать, с каким пиететом говорят театралы о творчестве Мирхайдара Файзи, о его значении для современного татарского театра.

«Галиябану» — самая популярная у зрителей Камаловского театра пьеса. Её герои заставляют думать и переживать, следить за их страстями, страданиями и стремлениями.

Семь лет тому назад на сайте театра им. Г. Камала появилась интересная статья. Она называлась «Чтобы стоять, нам нужен фундамент Файзи». В этой статье речь шла о феномене «Галиябану» и о десятой постановке этой пьесы театром.

Невольно задаёшься вопросом, почему же четверть века этот спектакль в театре не шёл. В статье справедливо сказано, что «Галиябану» для татарского зрителя — пьеса знаковая. А песню «Галиябану» без слёз слушать не может никто.

Не потому ли это, что автор пьесы был человеком, у которого болела душа за всё, что происходит вокруг, человеком, который пытался докопаться «до сути мира». Его невероятный успех, всенародное восхищение были обусловлены «правдой жизни». Он подсматривал жизнь, записывал, мастерски изображал её выразительными средствами.

Достоверность! — Вот его оружие. Вопрос только в том, удаётся ли актёрам достичь апогея актёрской игры, когда всё, как в жизни, и веришь каждому слову, каждому жесту и вздоху. Каждый театр пытается уловить суть интриги спектакля, «попасть в яблочко», чтобы спектакль «выстрелил». Однако, ни одна из десяти постановок «Галиябану» в театре Камала, как пишет автор статьи, «не задержалась». Возникает вопрос: «Почему?» И почему не все театры берутся за эту, казалось бы, незамысловатую пьесу? Почему так трудно добраться до самых основ трагической любви Галиябану и Халила?

Ильфак Гаянов, художественный руководитель Кировского народного театра из Актаныша, объяснил мне своё нежелание взяться за постановку «Галиябану» так: «Мирхайдар Файзи задаёт высокий уровень требований вокального мастерства. Это музыкальный спектакль, где песня играет наиважнейшую роль. Здесь нельзя дать маху, подвести автора непрофессионализмом. Нужно быть уверенными, что мы потянем этот уровень».

То, что Ильгиз Зайниев, молодой режиссёр Камаловского театра в 2015 г. взялся за новую постановку «Галиябану», автор статьи называет смелостью, а его самого — героем, объясняя это тем, что выразить всю глубину любви и боли этой истории – дело непростое.

Скоро мы станем свидетелями ещё одной попытки воплотить идеи Мирхайдара Файзи на сцене. В Казань везёт свою «Галиябану» театр «Нур» из Уфы. Театр «Нур» славится своими «поющими актёрами».  Мы уверены, что это именно тот театр, которому «Галиябану» окажется по силам. Мы уже не в первый раз пишем о приезде в Казань театра «Нур» со спектаклем «Галиябану», поставленным Народным артистом Башкортостана Азатом Зиганшиным. Планы театра осуществятся в ноябре 2022 г.

Пока нет комментариев

Комментарии