Мирхайдар Файзи в Казани

«…Я гляжу в предрассветную рань

На любимый город Казань.»

Трудно выразить словами то волнение, с которым я начинаю писать статью о незримой нити, связывавшей Мирхайдара Файзи и Казань.

С юных лет Мирхайдаром овладевало страстное желание посетить этот далёкий, город.

Почему Мирхайдара так влекло в Казань? – В его представлении Казань была городом, взрастившим Габдуллу Тукая, которого Мирхайдар Файзи боготворил и с которым мечтал познакомиться.  В его юной душе родилась мечта о поездке в Казань.

Желание  посетить этот город и жить в здесь не оставляло Мирхайдара всю его жизнь. Казань стала путеводной звездой в жизни и творчестве драматурга, освещавшей его нелёгкий путь  до конца его дней.

Мирхайдар с детства был окружён заботой и любовью. Он был младшим из детей многодетной семьи Мустафы и Зайнап.  Достаток, в котором рос Мирхайдар, был основан на неустанном многолетнем труде его отца в качестве управляющего в имении у промышленников Хусаиновых на хуторе Кукшель Орского уезда Оренбургской губернии. У Мустафы было одиннадцать детей. Всем им он дал хорошее образование. Это способствовало благополучному трудоустройству всех его сыновей. Старшие сыновья Мустафы стали управляющими, коммерсантами, кто-то имел своё дело, кто-то стал священнослужителем. Мирхайдар тоже обучался в медресе. Но его не прельщала карьера на этом поприще. Отцу пришлось смириться с выбором сына, этим выбором стала драматургия. Несмотря на то, что увлечение театром было предосудительно с точки зрения мусульманской морали, Мустафа поддержал сына в его намерении стать драматургом. Он благословил Мирхайдара на путешествие в Казань: «Писатель должен видеть мир». С этим напутствием отца Мирхайдар совершил своё первое путешествие на свою историческую родину. Путешествие из Орска в Казань в те времена занимало несколько недель. Это пароходы, сменяющие один другого, поездка на поезде, тоже с пересадкой и конный экипаж. С первой встречи Казань поразила Мирхайдара своей красотой. Это была любовь с первого взгляда.  В дневниках Мирхайдара Файзи, хранящихся в отделе рукописей и редких книг библиотеки им. Лобачевского, можно прочитать его описание Казани тех далёких времён: «Казань прелестна и огромна, даже некрасивые обветшалые места не отталкивают и по-своему привлекательны.» К сожалению Мирхайдару не удалось встретиться в тот приезд с Габдуллой Тукаем. Он был в отъезде.

На протяжении жизни Мирхайдар Файзи несколько раз приезжал в Казань. Во время своих посещений он останавливался в гостинице Булгар, окна которой выходили на мусульманскую часть города и на Евангелистскую церковь. Однажды Мирхайдару довелось быть свидетелем народного гулянья в праздничные дни. Молодые горожане катались на лодках по озеру Кабан.

В свой последний приезд в Казань Мирхайдар тоже поначалу остановился в гостинице «Булгар» Это был 1923 год. Мирхайдару нравилось посещать «Восточный клуб», находящийся  на ул. Евангелистской (ныне ул. Татарстан д. 8), где проходили выступления литераторов. В этот период Мирхайдар написал заявление о вступлении в Союз драматургов Татарстана. Этот документ и анкета Мирхайдара Файзуллина хранится в его архиве при ОРРК библиотеки им. Лобачевского.

Мирхайдар по предписанию врачей  много времени проводил на свежем воздухе. Он любил посещать парк Швейцарию и выезжал на природу в Верхний Услон.

В этот период в татарском драматическом театре ставились пьесы Мирхайдара Файзи «Галиябану», «Аккалфак», «На берегу Урала», «Заблудшая душа», «Возлюбленная». Мирхайдару понравились постановка и игра актёров. А он знал в этом толк. Ему самому часто приходилось быть и режиссёром и гримёром и суфлёром при постановках пьес в любительских театрах, которыми ему было суждено руководить в Оренбургской губернии. Мирхайдар высоко ценил профессиональный уровень казанского театра. В 1922 году, заметив актёрский талант одного из молодых актёров, игравшего в Орской любительской труппе, он посоветовал  ему поехать в Казань для совершенствования своего актёрского мастерства. Этим молодым актёром был Хаким Салимжанов. Так, с лёгкой руки Мирхайдара Файзи, разглядевшего молодое дарование, Казань приобрела династию талантливых актёров и режиссёров Салимжановых.

Будучи человеком весёлым, обладавшим искромётным чувством юмора, способным на ходу сочинять частушки и анекдоты, вызывающие смех окружающих, Мирхайдар в то же время был человеком очень скромным. Адель Кутуй рассказал в своей статье в 1928 году о том, как он познакомился со знаменитым драматургом. Это произошло в 1923 году, когда в татарском театре в Казани  ставилась пьеса Мирхайдара Файзи «Заблудшая душа». Перед началом спектакля Адель Кутуй  бегал в поисках контрамарки. Вместе с ним бегал высокий худощавый молодой человек, с которым Адель решил познакомиться. Молодой человек представился автором пьесы. Адель, конечно, не поверил: не могло быть, чтобы автор искал лишний билетик на свою пьесу. Но всё же, он решил проверить. И после окончания спектакля, крикнул: «Автора!» Зал подхватил. Мирхайдару пришлось подняться на сцену. Он вышел, скромно опустив голову, а Адель Кутуй был сильно озадачен: Этот парень оказался Мирхайдаром Файзи, автором знаменитой «Галиябану». Скромность и интеллигентность молодого драматурга были его примечательными чертами.

Не обошлось и без курьёзов. Будучи в крайне стеснённых жизненных обстоятельствах, Мирхайдар обратился в театр с просьбой выплатить ему гонорар за поставленные в театре его пьесы. Но получил отказ. Опечалившись, он шёл по улице. Вдруг на дороге он увидел свёрток с деньгами. Подняв его, он стал кричать: «Кто потерял деньги?» Никто не отозвался. Тогда он подошёл к милиционеру, заявив ему о своём намерении сдать деньги в участок. Как ни уговаривал его милиционер утаить находку и поделить деньги пополам, Мирхайдар был непреклонен.

Непреклонным перед обстоятельствами в жизни и в своём творчестве был этот, казалось бы, мягкий человек. Но твёрдым, как гранит высшего качества, был фундамент, на котором стоял Мирхайдар. Фундамент был заложен его отнюдь непростым происхождением (его мать была внучкой татарского мурзы), воспитанием в патриархальных татарских традициях и религиозном образовании.

Учёные филологи, изучающие творчество Мирхайдара Файзи склонны делить его на два периода: до 1917 года и после. Мирхайдару Файзи, человеку тонко и мягко чувствующему было сложно смириться с произволом революционной стихии, происходившей на его родной земле. Не принимая революционных изменений, он оставался рядом со своим страждущим народом, пытаясь скрасить его трагические будни своим светлым юмором и красивым слогом своих произведений. Свершившийся переворот в истории страны и в психологии её граждан, заставлял творить в новом направлении. Это давалось непросто. Жестокая цензура вырывала целые страницы из произведений, лишая их остроты и правдивости. Душевные терзания, чувство несправедливости и неприятие нового устройства общества  не позволили Мирхайдару влиться в ряды признанных пролетарских писателей Татарстана, оставаясь на обочине жизни. 

Тем не менее, он писал, пытаясь подчинить своё перо новым требованиям. Это приводило к душевному кризису, сожжённым в порыве, дневникам и душевной боли одинокого раненого зверя, который должен был прятать своё горе в глухих местах. Но народная любовь готовила ему всеобщее признание.

Тем временем в с 1922 по 1924 гг. в татарском драматическом театре, который находился на ул. Лядская  (ныне ул. Горького), шли пьесы Мирхайдара Файзи «Галиябану» (первоначальное название Сагадатбану»), Аккалфак» (первоначальное название «Хамдия»), «Возлюбленная» (первоначальное название «Ангел»), «На берегу Урала», «Заблудшая душа», «Красная звезда», прототипом  героя которой был сам Мирхайдар(автобиографические события времён гражданской войны). 

Одновременно с профессиональным театром пьесы Мирхайдара успешно ставили и любительские театры при предприятиях. Так, рабочие порохового завода ставили его пьесу «Аккалфак».

Рабочие завода им. М. Вахитова обратились к нему за разрешением поставить «Галиябану». Мирхайдара пригласили на премьеру. Самодеятельные актёры играли ничуть не хуже профессионалов. Мирхайдару понравилась девушка, игравшая Галиябану. В антракте Мирхайдар подошёл к ней со словами: «Теперь я понимаю, почему Халил в тебя влюбился…», чем заставил девушку покраснеть.

Мирхайдару Файзуллину было предложено возглавить работу детского отдела «Центральной восточной библиотеки».  Мирхайдар Файзи занимался с детьми, обучая их сочинительству и публицистике, а также осуществлял с ними инсценировки. Мирхайдар любил детей. Он переводил детские стихи с русского на татарский, написал пьесу для детей о жизни сельской школы «К коммуне». Он не делал различий между детьми по сословьям, чем навлёк на себя неприятности. За то, что он одинаково относился к детям пролетариев и к детям мещан,  на трудовом собрании против него выдвинули обвинение с криком «Долой Файзуллина». Ничего не ответил Мирхайдар обидчику, а придя домой, написал в дневнике: «Время покажет, кто был прав!»

Сейчас на здании бывшей библиотеки  — мемориальная доска, возвещающая о том, что в этом доме жил и работал Мирхайдар Файзи».

Да, Мирхайдару приходилось жить в одной из нижних комнат в неотапливаемом здании библиотеки, т.к. жалования на то, чтобы снимать свой угол не хватало. Еду ему готовила женщина, сторожившая библиотеку. Здание это находилось на улице Сенной. Ныне это здание находится на пересечение улиц Тукая и Парижской коммуны. В 1922 году казанское книжное издательство отдельной книгой выпустило пьесу «Галиябану». В 1924 году вышла книга «Праздник в деревне». В обоих случаях Мирхайдару никаких гонораров не выплатили. Он горько усмехался, что вместо того, чтобы получить деньги за книгу, он сам  вынужден покупать её. Кроме того, он был недоволен, что книги выпустили без его согласия, по не исправленным   неокончательным вариантам рукописей. Да, в добавок,  в обоих случаях в книгах по непонятным причинам отсутствует по одной странице текста.

Как бы то ни было, татарские литераторы  Хади Такташ, Шамиль Усманов, Фатых Амирхан восхищённо отзывались о творчестве Мирхайдара. Галимзян Ибрагимов говорил, что в правдивости описания деревни и её обитателей Мирхайдару нет равных. В 1923 году На литературном конкурсе в Казани победила  пьеса «Заблудшая душа» Мирхайдара Файзи. Все в один голос говорили, что Мирхайдару надо остаться в Казани. Да он и сам был бы счастлив жить в своём любимом городе. Но проблемы со здоровьем опять корректировали его планы. Врачи констатировали у него туберкулёз лёгких и посоветовали переехать жить в деревню, желательно туда, где он вырос. Как ни тяжело было Мирхайдару покидать любимый город, ему пришлось покинуть Казань. Перед отъездом он подал список своих произведений в «Научный центр». К тому времени он включал в себя 16 пьес, 200 стихотворений и рассказы, 7 сценических переводов. Мирхайдар возвращался в Оренбургскую губернию, а в своём дневнике написал: «Я уезжаю, но сердце моё остаётся с Казанью». Да, он оставил своё сердце и частичку души в городе, который так любил. Мы и сейчас ощущаем присутствие великого мастера трагикомедии в нашем городе. Его «Галиябану» не сходит с подмостков наших театров. «Галиябану» ставили в разные годы и татарский академический театр им. Г. Камала, и татарский драматический театр им. К. Тинчурина, и Казанский Татарский Государственный театр юного зрителя им. Г.Кариева.

Несмотря на то, что музыкальную драму «Галиябану» можно назвать визитной карточкой театра им. Г. Камала, театру им. К. Тинчурина тоже есть, чем гордиться. Именно в здании, которое сейчас занимает театр, смотрел постановки своих пьес в 1923 году Мирхайдар Файзи и по требованию зала выходил на поклон, именно здесь они с А. Кутуем искали контрамарки на спектакль «Заблудшая душа». В последующем уже тинчуринцы ставили  пьесы Мирхайдара Файзи «Борьба красного Урала», «Заблудшая душа»,«Молодые не обманываются» (1946 г.), в 1958 году «Галиябану» шла в постановке Г. Нуруллина, в 1988 году – в постановке Р. Сиразиева. В 1993 году Р. Тумашев поставил  пьесу «Аккалфак».

Мало кому известно, что в 1940 году в татарском оперном театре была поставлена опера «Галиябану», музыку к которой написал Мансур Музафаров. Опера ставилась под редакцией Мусы Джалиля. Кстати говоря, Муса Джалиль был хорошо знаком с семьёй Файзуллиных и лично с Мирхайдаром. Они были земляками, и жизнь вела их одними тропами: из деревни Жунай (ныне Мустафино) Орского уезда в Оренбург, медресе Хусаиния, где они оба учились, и в Казань. С Мансуром Музафаровым Мирхайдара тоже связывают доверительные отношения. Сам, будучи автором музыки к своим музыкальным драмам и некоторым песням, Мирхайдар, уезжая из Казани оставил М.Музафарову свои стихи с просьбой написать к ним музыку. Тот с радостью согласился. 

Несмотря на то, что Мирхайдару Файзи довелось большую часть жизни провести в Оренбургской губернии, именно Казань хранит плоды его трудов: дневники и рукописи (68 тетрадей).  Скоро сто лет, как они бережно хранятся в отделе рукописей и редких книг библиотеки им. Н. И. Лобачевского. Непереведённые со старотатарского произведения Мирхайдара Файзи могли бы послужить ценным материалом для историков, изучающих историю начала прошлого века, и театралам, ищущим интересный материал для новых постановок, и учёным, изучающим язык произведений драматурга. Татарское книжное издательство, отдавая дань прекрасным неповторимым произведениям писателя, издавало и будет издавать его произведения. Открою секрет. Уже в следующем году планируется издание сборника пьес Мирхайдара Файзи. А 1 ноября этого года в день рождения драматурга приглашаем вас всех на вечер памяти в ДК им. Г. Тукая. Ожидается, что событие станет очень символичным. Мирхайдар, сто лет назад искавший встречи с Габдуллой Тукаем, наконец-то войдёт в его дом!

mirhaydar-v-kazani-1

mirhaydar-v-kazani-2

mirhaydar-v-kazani-3

mirhaydar-v-kazani-4

mirhaydar-v-kazani-5

mirhaydar-v-kazani-6

Пока нет комментариев

Комментарии