ДЖАУДАТ ФАЙЗИ НА ГРЕБНЕ ВОЛНЫ ИНТЕРЕСА К ТАТАРСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ

«РОДИНА МОЯ – ТАТАРСТАН: 100-летие образования ТАССР» под этим названием прошёл в этом году V-й фестиваль татарской симфонической музыки «Мирас» им. Н. Жиганова.

22 января состоялся заключительный концерт фестиваля. Он был посвящён двум юбилейным датам:

120-летию со дня рождения Салиха Сайдашева

110-летию со дня рождения Джаудата Файзи.

Два уроженца Оренбурга, два талантливых музыканта, славных сына своего отечества. Жизнь вела их разными дорогами, неизменно сводя вместе то в Оренбурге, то в Казани, то в Москве. В Оренбурге им довелось проводить время в одной музыкальной школе, где Салих Сайдашев был директором, а Джаудат Файзуллин – учеником. Спустя много лет Салих абый не узнал в молодом человеке того мальчика, в ком он разглядел талант и посоветовал его отцу отдать мальчика в музыкальную школу. Салих Сайдашев всегда оставался для Джаудата строгим учителем, и его похвала для него была особенно ценна. Он не раз её удостаивался за музыкальные произведения, сочинённые ещё в юном возрасте. Более того, им обоим довелось в одно время учиться в Оперной студии при Московской консерватории. И вот они сегодня вновь вместе на одной сцене. Словно дополняющая друг друга волшебная музыка двух маэстро!

Первое отделение праздничного вечера было полностью посвящено этим двум признанным мастерам татарской классической музыки. Трагическая музыка Салиха Сайдашева к музыкальным драмам «Погасшие звёзды! И «Наёмщик» сменилась светлой и жизнерадостной музыкой Джаудата Файзи: вальс «Радость весны», музыка из музыкальной комедии «Башмачки» и драмы «Ходжа Насреддин», «Урман кызы», увертюра из музыкальной комедии «На берегу Волги» в переложении для концертной гармоники.

Музыка Файзи для непосвящённого слушателя стала настоящим откровением. Как это ни парадоксально, но сегодня в день 110-летия композитора произошло наше знакомство с его творчеством.

«Мирас» — «Наследие». Это наследие, которое оставили нам наши великие композиторы. Более того, классики татарской музыкальной культуры оставили нам богатство народного творчества, на котором базировалась их собственная музыка. В музыке Салиха Сайдашева и Джаудата Файзи – душа народа, поэтому она так близка всем и любима.

Огромная заслуга наших первых профессиональных композиторов в том, что они в своём творчестве переработали и сохранили для нас многовековую татарскую музыкальную культуру, привнеся музыкальное наследие татарского народа в свои произведения. Фестиваль «Мирас» отдаёт дань не только памяти композиторов-классиков, но и воздаёт почести музыкальности всего татарского народа, народной музыке, ставшей фундаментом творчества композиторов-классиков Татарстана.

Задача, которую ставит перед собой Государственный симфонический оркестр Татарстана – воссоздать достояние республики, музыку первых композиторов-классиков с тем, чтобы сохранить её для будущих поколений.

Что греха таить, некогда звучавшая из всех репродукторов, музыка Джаудата Файзи в последние годы стала исчезать с поля нашего зрения. Ушедшая с телевизионных экранов и радиопрограмм, она стала забываться. Лишь грампластинки, выпущенные во второй половине прошлого века хранят неповторимые мелизмы Файзиевской музыки.

Не стоит удивляться, что музыка Файзи не исполняется. Желающие ознакомиться с его творчеством попросту не смогут найти необходимых нот.

Нет возможности приобрести ноты его произведений в магазинах, давно исчезли ноты и из библиотек, т.к. с прошлого века они не переиздавались. Не найти нот и на электронных носителях.

Так случилось, что музыку Файзи настигла печальная участь забвения.

22 января музыка Джаудата Файзи ожила и зазвучала необыкновенно современно и интригующе.

По историческим меркам прошло немного времени со дня ухода Джаудата Файзи из жизни. Без малого пятьдесят лет. Но для нашей культуры этого оказалось достаточно, чтобы потерять очень многое из того, на что положили свои жизни талантливейшие из представителей культурной интеллигенции нашего народа. Тому виной, по всей видимости, тяжёлые для всей страны годы социальных преобразований, пришедшие на рубеж XX –XXI вв.

Так, участь забвения чуть не коснулась большого Учёного, исследователя татарской народной музыки и пропагандиста татарской музыкальной культуры. Теперь творчество самого Джаудата Файзи надо подвергать серьёзному исследованию и привлекать внимание к его музыке пропагандистов татарской классической музыки.

В 2015 г. Александр Сладковский, народный артист РФ, руководитель ГСО РТ, инициировал создание фестиваля «Мирас», призванного сохранить и возродить уже утерянное на ниве музыкальной культуры. В соответствии с уровнем значимости фестиваля для него характерен высокий стиль во всём: и в исполнительском мастерстве, и в презентации материала, ив организации самого мероприятия. Арт-директором фестиваля является Вадим Дулат-Алеев, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РТ. Фестиваль «Мирас» родился под счастливой звездой. Ведущий музыковед, талантливый организатор В.Р. Дулат-Алеев одной из важнейших задач искусствоведения видит исследование татарской музыки и многое для этого делает. Можно сказать, что он стал преемником идеи Джаудата Файзи о сохранении богатства музыкальной культуры татарского народа. Фестиваль «Мирас» является лишь одним из многих возглавляемых им проектов по пропаганде татарской классической музыки.

Для исполнения на фестивальных концертах выбирается только самые лучшие образцы татарской классической музыки. Фестивальным дням предшествует годовая работа по поиску нот, изучение зачастую неразборчивых нотных рукописей, их обработке, аранжировке, перекладыванию для инструментов оркестра, и репетиций.

Музыкантам приходится сталкиваться с тем, что порой ноты отсутствуют, имеющиеся партитуры в таком состоянии, что приходится их, буквально, расшифровывать, т.к. со временем они становятся нечитаемыми. Можете себе представить, какова ценность труда тех, кто восстанавливает для нас музыку, которую так любили наши отцы и деды. Вот в чём заключается значение фестиваля, который проводится в этом году пятый раз, и какова работа, которая предшествует тому моменту, когда музыка оживает на сцене в день фестивального концерта. Кроме того, найденные и восстановленные ноты надо переложить для всех многочисленных имеющихся в оркестре инструментов.

Результат скрупулёзной работы превзошёл все ожидания. Музыка Файзи зазвучала свежо и неординарно. Национальные интонации народных мотивов и современные настроения. Сочетание западных форм и восточных напевов заворожило публику, которая слушала с замиранием сердца новую для многих музыку Файзи. Одним из таких откровений стала музыка  к драме Н. Исанбета «Ходжа Насреддин». Написанная в 1941 году, она многие годы не сходила со сцены драматических театров, и музыка к спектаклю звучала по радио и на телевидении. Но прошли годы и мало кто помнит прекрасные восточные напевы из музыкальной постановки. Остаётся только благодарить судьбу за возможность увидеть новую постановку спектакля «Ходжа Насреддин», которую планирует представить нашему вниманию 23 апреля этого года Оперная студия при Казанской государственной консерватории. Но вернёмся к заключительному концерту. Не ошибусь, если скажу, что и знаменитую «Урман кызы» Джаудата Файзи многие в этот вечер услышали впервые. Первый, написанный Джаудатом Файзи романс, сразу же полюбился его современниками. В судьбе самого Джаудата он был своего рода вехой. С появлением этого романса Джаудата признали композитором. А было ему тогда всего двадцать два года. Кто-то сказал, что если бы романс «Урман кызы» не был написан Джаудатом Файзи, его надо было бы сочинить сегодня. Такой он красивый».

Музыка Джаудата Файзи проникнута лиризмом. В сочетании с национальными интонациями она воспринимается нами, как родные напевы, которые мы слышали от своих тётушек и бабушек. Романсы – неотъемлемая часть татарской музыкальной культуры. Сберечь это достояние народа поможет музыка композиторов-классиков. Так сплелись в их творчестве симфонические мелодии с песенными мотивами. Недаром заключительный концерт фестиваля прошёл под названием «Музыка и слово». В этот вечер прозвучала прекрасная музыка Н. Жиганова, С. Сайдашева, М. Музафарова, А. Монасыпова, Р. Яхина, А. Ключарёва, Музыка этих композиторов проникнута неповторимым национальным колоритом и представляет собой богатое музыкальное наследие Татарстана.

Весь вечер мы видели за дирижёрским пультом заслуженного деятеля культуры РТ Рината Халитова. Его волшебной палочке подчинялся не только огромный оркестр, но и весь зрительный зал, который затаив дыхание впитывал чарующую музыку и как один живой организм выдыхал со взмахом его дирижёрской палочки.

На сцене царил праздник. Звучал вальс «Радость весны» Джаудата Файзи. Симфонический оркестр слаженно и озорно выводил весеннюю капель. И никому в голову не могло прийти, какую сложную работу осуществили дирижёр, музыканты оркестра, музыковеды-исследователи и организаторы фестиваля, чтобы подарить нам эту радость. Часы, проведённые за архивными партитурами дали плоды. Радость была настоящей, проникала в сердце каждого. Взрыв аплодисментов в подтверждение тому. Но настоящий шквал оваций вызвало другое произведение Файзи. Фрагмент из музыкальной комедии «На берегу Волги» в переложении для концертной гармоники» сорвал самые бурные аплодисменты этого вечера. Публика неистовствовала, словно недоумевая:» где была эта красота все эти годы?» «Это – чудо!» «Какая торжественность и величие!» «Какой драматизм и лиричность!» Соло на гармонике в исполнении Рустема Рахматуллина, возвращало нас к истокам нашей музыкальной культуры, к бескрайним просторам, живописным берегам и народным гуляньям.

Не удивительно, что музыканты вдохновились музыкой Джаудата Файзи и создали новое произведение на основе двух музыкальных спектаклей: «Башмачки» и «Ходжа Насреддин». Мы не слышали ничего прекраснее. Симфоническая сюита по мотивам двух произведений не вызвала ничего, кроме восторга. Восторг этот относился и к смелости и мастерству музыкантов оркестра, его дирижёру, аранжировщику и, конечно, автору двух замечательных спектаклей.

По закону жанра закрыть первое отделение концерта должно было произведение Салиха Сайдашева. Его музыка начала первое отделение и закончила его «Маршем Красной Армии». Он был посвящён ещё одной юбилейной дате: 75-летию со дня Победы. Марш звучал под рукоплескания вставших со своих мест зрителей. Единодушие зала усилило праздничное настроение собравшихся.

Огорчает то, что не всё задуманное получилось осуществить. Так, ноты запланированного к исполнению марша «Встреча героев» Джаудата Файзи найти не удалось. В результате поисков, обращений к родным композитора выяснилось, что весь архив Джаудата Файзи, в том числе и искомый марш хранится в фондах Национального музея РТ. Доступ к архиву ограничен и в силу дефицита времени ознакомиться с оригинальным вариантом марша не представилось возможным. Некогда этот марш звучал в торжественные дни празднования дней Победы. А на юбилейном вечере фестиваля Марш исполнен не был. Что ж, это говорит только о том, что музыканты ответственно относятся к своей работе и не считают возможным представлять публике непроверенный материал. Нам остаётся ждать и надеяться, что всё написанное Джаудатом Файзи найдёт своё место в современном музыкальном мире.

Таким образом, заключительный день фестиваля «Мирас» можно назвать днём открытий. Оркестр под управлением Александра Сладковского и Ринат Халитов открыли для нас нового Джаудата Файзи, актуального и интересного.

Второе же отделение концерта – можно назвать событием, выдающимся по своей экспрессии и представляющее собой настоящее откровение. Потрясающую музыку представили современные молодые композиторы Миргородский А., Байтирян И., Камал И, Брандангер. Хочется пожелать молодым композиторам, чтобы они, опираясь на творчество старшего поколения, подняли татарскую музыкальную культуру на более высокую ступень.

И, надо признать, это уже происходит. Символичным видится то, что звук копыт мерно гарцующего мула Ходжи Насреддина в первом отделении перерос в неистовый гул от мощных копыт скачущего сильного, молодого и вольного Тулпара во втором отделении.

В этом году те, кто следит за фестивалем «Мирас», отмечали особенный бум. Те, кто не успел приобрести билеты на фестиваль за два месяца до объявленных концертов, в концертный зал попасть не смогли. Ажиотаж оказался вполне обоснован. В зале яблоку негде было упасть. Но музыка, казалось, всех объединила, заставила жить эти несколько часов едиными чувствами, единой страстью, любовью к прекрасному, родному, завораживающему. Это единение в зале охватило людей всех национальностей, одинаково любящих татарскую музыку.

Но вот отзвучали последние аккорды фестиваля «Мирас». Он подарил нам новые имена и воссоздал утерянное из сокровищницы татарской музыкальной культуры. Говорят, что душа народа – в его музыке. Мы говорим «Спасибо» хранителям самого лучшего, что было создано татарским народом – его музыки, а, значит, его души.

Диляра Мухамедьярова

Фото предоставлены пресс-службой ГСО РТ.

1 Comment

  • Лилиана Файзуллина

    01.02.2020 at 16:19 Ответить

    Так торжественно, величаво! Ты так красиво и проникновенно описываешь каждое произведение как-будто сама их сочинила… Браво!
    Твой стиль письма оригинален и неповторим. Великолепно как всегда! Ты даришь нам столько радости и прекрасных эмоций от чтения твоих замечательных статей. Благодарим тебя, наше сияющее солнышко — Диляра!

Комментарии