Недавно, продолжив путешествовать по малым деревням и селам, я в составе журналистского десанта «РТ» отправилась на самую окраину республики, в село Шуда Балтасинского района. Здесь Татарстан граничит с Кировской областью и Марий Эл.
От райцентра до села нас сопровождал обаятельный глава Кугунурского сельского поселения Зиннур Асхадуллин. В зону его ответственности входят 7 населенных пунктов: марийский, два удмуртских, три татарских и кряшено-удмуртская деревня. «Народ у нас трудолюбивый, ответственный, – рассказал Зиннур Нурлызянович. – И деньги считать умеет. Чужого не возьмет, но и своего не отдаст. Собранные по самообложению средства направляют на благоустройство своих территорий. Хотят – дорогу проложат или кладбище облагородят, хотят – свет в деревне проведут. Все расходы на виду».
Говоря о своей «вотчине», глава поселения хотел показать и самое благоустроенное село Кугунур с «президентской» дорогой, и удивительную марийскую деревню Улисьял, а то норовил завернуть к удмуртам в Кургем.
БОЛЬШОЕ ПОЛЕ
От Асхадуллина мы узнали, что в Кугунуре (по-марийски «большое поле») проложены центральный водопровод и канализация, есть новый Дом культуры. Здесь прописан передовой в свое время колхоз «Якты юл», преобразованный в одноименный сельскохозяйственный кооператив. Почему дорога в этом селе «президентская»? Оказалось, что асфальтовая трасса, проложенная по всему селу, – инициатива первого Президента РТ, а ныне Государственного советника Минтимера Шаймиева.
Самые малочисленные в поселении – удмуртские деревни Кургем (13 домов), Кускем (11), а также татарская Куремьял с 13 домовладениями. А в одной из самых старых, деревне Дурга, вместе проживают крещеные татары и удмурты, которые с удовольствием празднуют и татарский Сабантуй, и кряшенский Питрау, и удмуртский Гырон быдтон.
ВНОВЬ СОСТОЯВШАЯСЯ ДЕРЕВНЯ
Единственная в этом районе марийская деревня Улисьял интересна своей историей. По преданию, далекие предки ее жителей прежде обитали в деревне Тоштоял корем, что находится в современном Параньгинском районе Марий Эл. Но рядом с ними поселилась ведьма Овда, которая прокляла деревню и сделала так, чтобы у населяющих ее людей не рождались дети. Жителям ничего не оставалось, как искать новое место среди оврагов и лесов. Так и возникло на территории современного Татарстана поселение, названное «У лийшыл ял», что в переводе с марийского означает «Новая состоявшаяся деревня».
В музее поселка Ципья висит картина «Вид марийской деревни Улисьял со стороны реки Арборки», выполненная безымянным художником по старой фотографии. На невысоком увале выстроились деревенские дома, а сам холм опоясан оврагом. И сейчас мало что изменилось: в Улисьяле две улицы, средняя и начальная школа – детский сад, клуб, фельдшерский пункт и пара магазинов. Жители – 286 марийцев и один татарин – живут дружно, владеют как родным языком, так и татарским, русским.
Живет здесь местная знаменитость Виктор Федоров. К нему в полной мере относится поговорка «Летом любят тракториста, зимой – гармониста». В страду Виктор до седьмого пота вкалывает на тракторе, а по праздникам и зимой лихо наяривает на гармошке. Кстати, в семье Федоровых организован ансамбль. Супруга Виктора Лада, трое их сыновей и глава семейства стали бессменными участниками всевозможных фестивалей народного творчества.
КАК НА ЛАДОНИ Бесхитростное, открытое, как и его жители, село Шуда отлично просматривается с центральной дороги. Здесь проживают в основном татары. Доподлинно происхождение названия села неизвестно, но с большой вероятностью можно допустить, что, как и Кугунур, Шуда своим названием обязана марийцам, пришедшим сюда с берегов одноименной реки в современной Кировской области.
Заснеженное село радушно встречает нас солнечной погодой, чистенькими улицами с яркими, словно сошедшими с лубочных картинок, желтыми домами. Местные жители приветливо улыбаются и по сельской традиции здороваются с нами, незнакомыми им людьми.
Здесь, в Шуде, прошло детство живописца Фирината Халикова. Сюда он переехал с родителями в трехлетнем возрасте из Донецка, и здесь, по его словам, проявилась его тяга к живописи. Юный художник воспитывался в духе татарской старины, сабантуев и песен и пропитался всеобъемлющим и светлым чувством любви к просторам России. Потому в начале творчества его излюбленной темой была «умирающая деревня».Сейчас Фиринат Халиков живет в Казани, он член-корреспондент Российской академии художеств, обладатель ее бронзовой и серебряной медалей «Достойному», а его картины хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Государственном историческом музее в Москве, в казанских музеях…
«СВОЙ» ГЕРОЙ
Еще один земляк, которым гордятся шудовцы, – Герой Советского Союза Хафиз Сабиров, именем которого названа одна из улиц села. После окончания средней школы в Кугунуре Хафиз Сабиров трудился в местном колхозе, а в 22 года был призван на службу в Красную Армию. Будучи командиром пулеметного взвода 169-го стрелкового полка 86-й мотострелковой дивизии 7-й армии Северо-Западного фронта, участвовал в сражениях советско-финской войны. В 1940 году у поселка Тупуран-Саари на Карельском перешейке Сабиров, прикрывая отход стрелкового батальона, погиб в бою. В память о нем на здании школы, где он учился, установлена мемориальная доска.
МЕСТО ВСТРЕЧИ СО СЧАСТЬЕМ
С селом Шуда связана и судьба драматурга Мирхайдара Файзи. Здесь, гостя у родного брата Саидгарая Файзуллина, он написал стихотворения «Эх, нинди кунелле», «Татарстан», делал этнографические заметки, вошедшие в сборник «Воспоминания о Малмыже», у местного родника черпал творческое вдохновение для музыкальной драмы «Галиябану».
Внучатая племянница Мирхайдара Файзи Диляра Мухамедьярова, проживающая в Казани, рассказала, что в этом году специалисты, изучающие его наследие, перевели со старотатарского на кириллицу очередную часть дневников. И выяснили, что рассказ «Сервиназ» автобиографичен: в нем нашла отражение любовь Мирхайдара Файзи к девушке Гилембану, проживавшей в селе Шуда.
Музей в Шуде открыт 25 лет назад в восстановленном доме брата драматурга – имама Саидгарая Файзуллина, за что Диляра Мухамедьярова от лица всех родственников благодарит руководство района и директора музея Фархата Рашитова. Дом-музей привлекает поистине домашним уютом, теплотой. Экспозиция рассказывает о драматурге, но одновременно сохраняет облик типичного сельского жилища. Наряду с предметами быта здесь представлены воспоминания жителей о драматурге, прижизненные издания его произведений, дневники, рукописи Файзи, а также копии афиш, исполненные в арабской, латинской графике и кириллице.
Об экспонатах директор музея Фархат Рашитов рассказывает с подкупающей теплотой. Непроизвольно отмечаем его сдержанность, выдающую внутреннюю интеллигентность. Видя, как мы, журналисты, слушаем его, поглядывая на часы, а в блокноты записываем все «кратенько-кратенько», он деликатно сократил экскурсию. Но успел поразить нас своей музыкальностью.
ВАСИЛИЙ АЛИБАБАЕВИЧ И ГАЛИЯБАНУ
Нет, Фархат Фатыхович не выводил рулады, но виртуозно исполнил небольшой отрывок из музыкальной драмы «Галиябану», который, без преувеличения, неоднократно слышала вся страна.
Фильм «Джентльмены удачи» смотрели? В эпизоде на 56-й минуте картины Василий Алибабаевич разжигает керосинку и что-то напевает. Это и есть тот самый отрывок из «Галиябану» в исполнении Раднэра Муратова.
Что за «татарская» ниточка вплелась в судьбу советского актера? Дело в том, что отец артиста Зиннат Муратов в течение нескольких лет был первым секретарем Татарского обкома партии. А сам Раднэр Зиннатович в 1946 году окончил Казанскую специальную школу ВВС.
Кстати, единственный в своем роде памятник героям комедии «Джентльмены удачи» установлен в 2011 году на базарной площади казахского города Тараза (бывший Джамбул). Поводом для проявления «монументально» народной любви стало упоминание Джамбула – родины Василия Алибабаевича: «Джамбул… Там тепло, там моя мама».
Как знать, может, следующий памятник знаменитой киноленте будет открыт в Шуде…
Пока нет комментариев