Живой и родной

Мирхайдару Файзи довелось жить и творить в один из самых драматичных периодов нашей истории. Это было время, когда рушился один мир и в муках рождался другой. Каждый пытался найти свою правду, свой путь в этот противоречивый момент жизни народа когда его терзали сомнения и метания. Сын шёл против отца, брат против брата.  . Эти душевные переживания не могли не найти своего отражения в творчестве Мирхайдара Мустафовича. В его произведениях – горе и надежды, любовь и ненависть, смех и слёзы.

Следующий 2016 год – значимый для тех, кто чтит память талантливейшего татарского драматурга, основоположника татарской музыкальной драмы, поэта и публициста Мирхайдара Файзи.

Некоторое время мне казалось, что имя моего родственника стало предаваться забвению. Правда, несколько лет назад в Казани появилась улица Мирхайдара Файзи. Но находится она на задворках города, и мало кто о ней слышал. Не путайте с улицей Джаудата Файзи. Кстати, эти два великих сына татарского народа не однофамильцы, а находятся в кровном родстве.

Да, эти два имени прославили род нашего прадеда Файзуллы. Можно только предположить, какими талантами обладал сам дед Файзулла, о котором мы ничего не знаем, кроме того, что он дал Фамилию нашему роду. Можно только предположить, что  он был муллой, как некоторые из его сыновей, внуков и правнуков. И, скорее всего, он обладал некоторыми из тех талантов, которыми наделил своих правнуков.

Ах, если бы мы могли прочесть документы, которые ещё хранятся в мечети, где служили Файзуллины-деды. Старотатарская письменность стала для нас тайной за семью печатями. Возможно, возрождение интереса к нашей истории и к нашим корням, заставит наших учёных обратиться к проблеме перевода старинных письмен на современный татарский язык. Будем надеяться, что история жизни наших предков не канет в Лету.

Наши Файзуллины люди лёгкие, весёлые, с необыкновенным чувством юмора. Именно таким человеком в  1916  году (ровно 100 лет назад) была написана музыкальная драма «Галиябану». В советское время эта пьеса наряду с пьесами «Аккалфак» и «Асылъяр» неизменно шли в нашем театре им. Г. Камала. Потом они исчезли из репертуара. Исчез почему-то и бюст Мирхайдара Файзи из фойе театра.

Всё объяснимо: новые времена, новые герои. Но в 2015 году в репертуаре татарского академического театра им Г. Камала вновь появилась драма «Галиябану». Новая постановка, молодые актёры. Честь и хвала руководству театра и труппе, возродившей пьесу. Мы не могли не почтить память родного человека, не посетив спектакль. Впечатление от увиденного превзошло все ожидания. Свежо, актуально. Прекрасная игра актёров, искромётный юмор, непередаваемое очарование татарского языка и непереводимая игра слов. Бесконечно правы театральные деятели, что вновь и вновь возвращаются к драматургии Мирхайдара Файзи. Живой, весёлый спектакль в минорной ноте. Тонкие переживания героев, тема бедности, власть денег над судьбами персонажей, любовь, не знающая преград. Всё это нам понятно и сейчас. Аншлаг тому подтверждение. Браво, режиссёр,  актёры, музыканты! Браво, Мирхайдар!

Проводя время в деревне Шуда (ныне Балтасинский район), в гостях у родного брата Саетгарая, Мирхайдар наблюдал, как проводит свой досуг молодёжь. В пьесе «Галиябану» он показал нам эти гулянья, игры, песни, и пляски. Наши корни из Шуды. Я, как-будто вдохнула воздух, которым дышали мои предки.

Я побывала в этом году в деревне Шуда. Это сказочное место . Жемчужина края – музей-усадьба. Жители села чтят память их земляка Саетгарая , служившего муллой в деревенской мечети и принимавшего у себя любимого братишку Мирхайдара. Жители села передают из поколения в поколение память о Мирхайдаре, Саетгарае и его семье. В доме Саетгарая – музей, посвящённый Мирхайдару Файзи. Жители рассказывают, что Мирхайдар был невысокого роста,весёлый парень, который постоянно шутил и на ходу экспромтом сочинял куплеты и анекдоты. Жил он в мансарде дома Саетгарая, в маленькой комнате, где силами заведующего музеем Фархата Фатыховича Рашитова сохранены обстановка и убранство.

При посещении этого святого для нас места душу переполняли грустные и светлые чувства. Мы словно попали в сказку. Красивая деревня, улицы, словно декорации, речка. Поднялись к деревенскому кладбищу, поклониться могиле деда Саетгарая. Над нашей головой, в кроне деревьев вили гнёзда цапли. На могильной плите надпись на старотатарском. Мы бы не нашли родную могилу, если бы не Фархат Фатыхович. Низкий поклон этому человеку, хранителю легенд и тайн нашей семьи. Благодаря таким людям сохраняется история нашего края, во всех подробностях и красках.

Этот год был знаменателен ещё тем, что в деревне Шахмайкино Новошешминского района деревенская интеллигенция организовала музей в доме, где родился отец Мирхайдара Файзи , Мустафа Файзуллин.  Дом в Шахмайкино – родовое гнездо всех Файзуллиных: и дед Мирхайдара, и дед Джаудата Файзи родились здесь. Достойно уважения благое начинание сельчан. Пожелаем им успехов в их нелёгкой, но очень интересной и важной работе. История жизни старших поколений Файзуллиных стоит того, чтобы быть освещённой. Джаудат Харисович Файзи, композитор, народный артист Татарской АССР. Его отец — Харис Мухаметзарифович – педагог-методист, просветитель. Сагит Гаряевич Файзуллин публицист, переводчик, заслуженный деятель культуры Татарской АССР, Рифкат Шакирович Файзуллин, народный артист Башкирской АССР, Саетгаряй Мустафович Файзуллин, имам с очень интересной и трагической судьбой и многие другие, достойные внимания.

Жизнь самого Мирхайдара Файзи пришлась на переломные моменты начала ХХ века. Первая русская революция 1905 года, первая мировая война, февральская буржуазно-демократическая и октябрьская социалистическая революции 1917 года, гражданская война, первые годы советской власти.  Все эти события нашли своё отражение в произведениях драматурга.

Происходя из религиозной семьи, поначалу, он не находил понимания в своём увлечении театром. Лицедейство считалось богопротивным делом в мусульманском Татарстане. Театральная деятельность встречала гневное осуждение со стороны религиозно настроенных татар. О том, чтобы в спектаклях принимали участие женщины не приходилось даже мечтать. Женские роли исполняли юноши. Дебют Мирхайдара на сцене представлял собой  женскую роль. Это был 1905 год. Заезжий театр ставил в Орске пьесу Островского «В чужом пиру похмелье». Именно тогда Мирхайдар, которому было всего 14 лет,  впервые попробовал себя в женской роли.

Так, с женской роли начиналась театральная деятельность Мирхайдара Файзи. Несмотря на все трудности и запреты, вся его жизнь была посвящена театру. Он переводил пьесы для детей с русского на татарский, писал комедии в сатирическом ключе, перенося демократические свободолюбивые идеи русской культуры на татарскую сцену. Его произведения ставились на подмостках Казани, Уфы, Намангана, Актюбинска, Томска.

Дорога к славе не была безоблачной. Ему довелось пережить все тяготы двух революций, последствий первой мировой и гражданской войн. За свою короткую жизнь, 37 лет, он перенёс и страшные болезни, и голод, и нищету,  и смерть близких людей.

Вряд ли кто может с уверенностью сказать, в какой мере Мирхайдар поддерживал октябрьскую революцию 1917 года. У него была тысяча причин не относиться к ней настолько восторженно, как это принято считать. Это и раскулачивание родных, и смерть брата Саетгарая, и его собственная нищая и обездоленная жизнь.

Если судить по постановкам его произведений, то можно сказать, что многое из наследия М. Файзи не представлялось возможным инсценировать в советское время из-за цензуры. Эти произведения не менее талантливы, чем известные нам, но они не были идеологически выдержаны. Тем, кто изучает историю татарской драматургии, было бы полезно обратиться к этой стороне его творчества. В год 125-летия драматурга мы могли бы сделать открытие и порадовать театралов новой постановкой в «старом» стиле.

Просветительская деятельность Мирхайдара Файзи не ограничивается его поэзией и драматургией. На протяжении последних 10 лет жизни он занимал должность заведующего избой-читальней. Сначала  — в деревне Юлык Орской области,  затем – Казани, Уфе, Баймаке. Работа в избе-читальне неизменно была сопряжена с организацией литературных кружков, где ставились пьесы. Неся культуру в массы, Мирхайдар сталкивался с протестом патриархально настроенных крестьян. Так, в 1918 году в деревне Юлык родители не пускали детей участвовать в постановках. Молодёжь боялась ослушаться старших, но интерес к новому брал верх, и, несмотря на скандалы в семьях, угрозы служителей культа, кружок заработал. Постепенно стали приходить и девушки. Первой из женщин была 61-летняя Хадича апа, которая вышла на сцену в лучшем своём наряде, чтобы спеть песню. Мирхайдар был ей бесконечно благодарен за поддержку. Разные времена переживала изба-читальня, руководимая Мирхайдаром Файзи. Деревню занимали то красные, то белые. Изба-читальня была разгромлена, затем восстановлена силами Мирхайдара Файзи. Сохранена ли в этом селе память о нём?

В Казани же Мирхайдар проработал в библиотеке в качестве заведующего детским отделом в течении трёх лет. В тяжёлые 20-е годы, когда не хватало средств на еду, у Мирхайдара не было денег, чтобы снять комнату. Ему приходилось жить в этой библиотеке. Стоит спросить у читателей жителей Казани, где находится эта библиотека. Ответьте на этот вопрос и станете победителем конкурса на знание истории города.

В 1922 году прошёл слух, что Мирхайдар Файзи умер. В газетах появились статьи выражающие сожаление по поводу его кончины и  посвящённые его вкладу в культуру республики. Мирхайдар опубликовал тогда статью, где он со свойственным ему юмором написал, что, по крайней мере, знает теперь, что когда он умрёт, о нём напишут в газетах. Ему оставалось жить ещё 6 лет.

Последние 3 года жизни Мирхайдар Файзи проживал в г. Баймак. Заслуги его перед своим народом были оценены государством. За три года до смерти, когда он был уже тяжело болен туберкулезом легких, ему выделили в Баймаке квартиру, регулярно обеспечивали санаторно-курортное лечение в Крыму. Но болезнь было не остановить. В 1927 году умер его любимый старший  брат Саетгаряй: сердце Саетгарая не выдержало допросов, семью Саетгаряя подвергли репрессиям. Это известие ещё подточило силы Мирхайдара. Над ним самим сгущались тучи. Брату опального муллы помощи было ждать неоткуда. Здоровье ухудшалось. В 1928 году его не стало. Ему было всего 37 лет. Но он успел своей самоотверженной, увлеченной  работой внести огромный вклад в дело просвещения татарского народа. Выраженные в его в его произведениях чувства живы и продолжают волновать и волновать нас и по сей день.

В заключение разрешите поблагодарить терпеливого читателя за то, что в этот знаменательный год вспомнил вместе со мной о жизни и делах родного мне человека.

Мухамедьярова

Пока нет комментариев

Комментарии