ВЫБОР ПОЭТА – МУЗЫКА.

К 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДЖАУДАТА ФАЙЗИ (1910 – 1973)

 

 

«СРЕДИ ПИСАТЕЛЕЙ – МУЗЫКАНТ, СРЕДИ МУЗЫКАНТОВ – ПИСАТЕЛЬ», так шутили друзья по поводу Джаудата Файзи.

Молодое поколение рода Файзуллиных прослеживает свою генеалогию до седьмого колена. Вот они: сын Сайфуллы Файзулла, который дал фамилию роду, и его супруга Назлы, дочь мурзы Саетборхана.

Две раскидистые ветви генеалогического древа украшены именами Мирхайдара Файзи и Джаудата Файзи.

Изучая творчество этих двух правнуков Файзуллы и Назлы, делаешь удивительный вывод. Мирхайдар Файзи, помимо того, что он был драматургом и поэтом, писал музыку, а Джаудат Файзи, помимо того, что он был композитором, был ещё и талантливым писателем и драматургом. Вот и думаешь, какими же талантами должны были обладать сами Файзулла и Назлы. Возможно, один из них был прекрасным рассказчиком, а другой – исключительно музыкально одарённым. К сожалению, подробности их бытия не сохранились. Нам приходится только догадываться об их талантах, которые передались правнукам, прославившим свой род.

Музыкальная одарённость помогла Мирхайдару Файзи совершить прорыв в татарской драматургии, приведя его к созданию нового жанра, музыкальной драме. А вот Джаудату Файзи его литературный талант чуть не помешал стать композитором.

Как же это могло произойти? Вот что об этом рассказывает семейная легенда.

Ещё в детстве мать Джаудата Асма апа продала свои ценности для того, чтобы купить для Джаудата пианино. До 1921 г. оно принадлежало известному татарскому поэту Дэрдменду (Закир Рамеев (1859 – 1921)). Тут приходит на ум мысль, что талант всегда многогранен. И Дэрдменд любил музыку и, вероятно, хорошо играл. Его называли «рыцарем печального образа», и средством выражения этой печали, конечно, была и изящная словесность, и музыка. Я упоминула об этом обстоятельстве потому, что мне показался символичным тот факт, что первые шаги в мир музыки Джаудат Файзи делал, играя гаммы на пианино мастера художественного слова, корифея татарской поэзии. Как-будто эстафетная палочка, пианино поэта принесло в жизнь мальчика из Оренбургской семьи интеллигентов «вирус» литературного таланта. Хотелось бы верить, что след инструмента с такой богатой биографией не канул в Лету, а его владельцы знают и чтят его историю.

К моменту приобретения фортепиано Джаудат уже занимался в музыкальной школе в Оренбурге, учился играть на мандолине и скрипке. Директором школы был никому тогда ещё неизвестный Салих Сайдашев. Салих абый был дружен с Харисом Файзуллиным. Зайдя как-то в гости, он обнаружил у одного из сыновей Хариса музыкальные способности и порекомендовал отдать его учиться музыке. Так, Салих Сайдашев стал первым учителем музыки маленького Джаудата. Музыка принесла в жизнь Джаудата волшебство, помогавшее ему преодолевать тяжёлые моменты в жизни и принимать счастливые подарки судьбы. Музыка стала способом самовыражения для молодого человека, чьё естество было наполнено чувствами, азартом, энергией и экспрессией.

Но музыка музыкой. А Джаудату хотелось стать, как его дядя Мирхайдар Файзи, драматургом. И, что вы думаете? Он им стал. Да. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Джаудат написал пьесу о неразделённой любви. Она называлась «Горькие слёзы». Набравшись смелости, он отнёс пьесу в Оренбургский драматический театр. И она была поставлена. Правда, произошло это через пару лет, когда семья Джаудата уже переехала в Казань. Он не увидел постановку, а узнал о ней от родственницы, которая написала об этом в письме. Спектакль имел успех. Повзрослевший Джаудат, перечитывая пьесу, думал о том, что многое бы сейчас написал по-другому. Ведь что мог знать о любви, тем более, несчастной, пятнадцатилетний подросток. Тем не менее, окрылённый первым успехом, Джаудат пишет ещё одну пьесу. «Шестипалый», так она называлась. Это был уже 1929 г. (Джаудату – девятнадцать лет). Это была комедия, высмеивающая быт и нравы толстосумов периода НЭП. Спектакль поставил татарский драматический театр в Казани. Тоже успех. Книга с пьесой была выпущена Татарским книжным издательством. Джаудат подрабатывал, делая переводы брошюр с русского на татарский. Вышел его сборник стихов, печатались его статьи в журналах и газетах. А как же музыка?

Отец не позволил Джаудату поступить в музыкальный техникум, аргументируя своё решение тем, что музыка – недостойное занятие для мужчины. Надо заниматься делом, обязательно надо получить высшее образование. Джаудат мечтал заниматься музыкой, но против воли отца не пошёл. Он поступил в  институт Советского права, успешно закончил его. Как подающего надежды юриста, его оставили в аспирантуре, он преподавал и занимался наукой. Но всё это время Джаудат писал рассказы, статьи. Одновременно с литературной деятельностью, он брал уроки музыки и композиции, пробовал писать музыку. Его марши и песни стали исполнять по радио, которое только начало работать в Казани.

Статьи Джаудата печатались и в «Чаяне», и в «Красноармейце», и в «Атаке», и в газете «Красная молодёжь». Его работы удостаивались похвал. Хади Такташ говорил, что его «легко читать, интересно». А Адель Кутуй пророчил ему литературное будущее. Он говорил: «Ты – журналист».

Но хвалили его не только литераторы. К десятилетию газеты «Красная молодёжь», где он вёл новостную колонку, Джаудат написал марш. Он так и назывался «Марш Красной молодёжи». Да вот незадача. Джаудат сочинил марш, а положить его на ноты не смог. Помогла ему в этом Екатерина Соколова, концертмейстер, работавшая на радио. Марш имел успех. Его транслировали по радио в исполнении симфонического оркестра. Присутствовавший на репетиции оркестра Салих Сайдашев похвалил Джаудата: «Молодец!». А в 1930 г. ноты марша были опубликованы в газете. Надо сказать, что, не имея среднего музыкального образования, Джаудат дерзал. Дерзость эта была обоснована. Музыка была в его душе, его сердце и рвалась наружу. А похвала самого Салиха Сайдашева вселяла в него уверенность.

К 14-летию ЧК ГПУ Джаудат написал марш чекистов. Дело в том, что студенты юридического института имели непосредственное отношение к этой организации. Они должны были проходить практику в ГПУ. Клавир был написан, а оркестровую партитуру начинающий композитор не осилил. Джаудату порекомендовали обратиться за помощью к профессору Василию Ивановичу Виноградову. Студентам, проходящим практику в ГПУ, выдавали военную форму. В этой форме Джаудат и предстал перед Виноградовым. «Военный человек музыкой интересуется. Похвально!», заметил Виноградов. Когда узнал, что молодой человек – юрист, обрадовался: «И я юрист». Он ознакомился с сочинением Джаудата. «Форма незакончена, гармонию надо подправить», — заключил он. Через несколько дней на Арском поле в казармах оркестр исполнил марш. Джаудат пришёл послушать. Молодому автору его творение не понравилось: «Жаль только, что потратил драгоценное время профессора». Василий Иванович постарался успокоить: «Такие ошибки бывают. Хорошо, что поняли. Учиться Вам надо. У Вас ещё есть возможность стать настоящим композитором». Джаудат был рад воспользоваться разрешением профессора Виноградова посещать его занятия в музыкальном техникуме. Времени на всё не хватало. В институте он сообщал, что его вызвали в ГПУ на срочное задание, а сам бежал в музыкальный техникум на урок к Виноградову.

Джаудату двадцать два года. Отнёс в издательство несколько рассказов. На радио уже исполнено несколько музыкальных произведений Джаудата, в том числе песня на стихи М. Джалиля «Растите» и «Восточная песня», стихи к которой молодой композитор написал сам. К нему стали обращаться с просьбой написать песню к случаю. Так, его попросили написать музыку к трём стихотворениям Хади Такташа к вечеру памяти поэта. Поручение показалось Джаудату слишком ответственным. Ему казалось, что он не справится. Но, вспомнив, что Хади абый сам как-то выразил желание, чтобы он написал музыку к его стихотворению «Шьём знамя», он  воспринял это обстоятельство, как завещание поэта. Джаудат принялся за первый в его жизни заказ. За несколько дней молодой композитор сочинил марш, лирическую песню и романс. Песня на стихотворение Хади Такташа «Урман кызы» («Лесная девушка») получила признание всеми: и народом, и коллегами. Сам Виноградов воскликнул: «Это у Вас – шедевр!». Но не всё было гладко. Мелодия была прекрасна, а аккомпанемент – плох, мелодию портил. Красота пропадала. Как не хватало Джаудату музыкального образования! Василий Иванович взялся подправить гармонию. Когда Джаудат услышал исправленный вариант, то, как-будто всё вокруг озарилось солнечным светом. Так прекрасно звучала песня. Джаудат настоял, чтобы на нотах появилась подпись профессора. И Виноградов своей рукой написал: «Музыка Файзуллина, гармонизация Виноградова». По сей день эта мелодия исполняема и любима.

Джаудат стоял перед выбором. Опять, как после окончания школы, ему надо определиться со своим жизненным путём: литература или музыка? А юриспруденция? С кем, как не со старшим товарищем, поделиться тем, что волновало? Муса Джалиль дал юноше пару советов: «Не волнуйся, жизнь сама расставит всё по своим местам. Ты ещё молод. Островский, Чайковский, Шуберт были юристами. Высшее образование тебе не помешает. Да и тот, кто не любит литературу, не может быть хорошим композитором. Бородин и Чайковский сюжеты опер сами писали. Эрудированными людьми были. Тут большой кругозор нужен. Учись. Будь образован. Будущее покажет, музыка или литература. Жизнь – лучший корректор. Ты ещё молод. Римский -Корсаков после тридцати начал брать уроки музыки, а успел создать такие творения, которые его обессмертили». Его слова подбодрили Джаудата.

1929 г. Стоит Джаудат Файзи, сидят композитор Александр Ключарёв, поэт Муса Джалиль, театровед Хасан Губайдуллин.

Он продолжал учиться в институте, писать статьи в местную прессу. На радио звучали его песни.

Один из учеников Виноградова, виолончелист, будущий композитор, Фарид Яруллин встретив однажды Джаудата после своего урока, был удивлён: «Что здесь делает солдат?». Завязалось знакомство между молодым виолончелистом и будущим юристом. Фарид рассказал, что он подрабатывает в театре тем, что пишет музыкальное оформление к спектаклям. А иногда в кинотеатре тапёром — стипендия маленькая. Джаудат хорошо понимал, как важна музыка для драматических постановок. Много раньше он обратил внимание на то, что зритель более охотно ходит на спектакли, где много музыки. Спектакли, где музыки нет, успехом у публики не пользуются. Их разговор прервал профессор, обратившись к Джаудату по поводу его домашнего задания: «Написали?». Джаудат не успел подготовить урок, т.к. пришлось готовиться к сложному семинару по праву. Василий Иванович укорил ученика: «Если хотите быть композитором, то не ленитесь! Всё успевайте!». И он всё успевал. Книжное издательство выпустило сборник рассказов Джаудата, его пьесу для фортепиано «Наши успехи» и песню на стихи М. Асфандьярова «Неувядающая красота».

В репертуар концертов по радио вошли: «Индустриальный марш», «Песня сердца» на слова Хасана Туфана, «Весеняя капель», «Марш Красной молодёжи».

Учёба в институте близилась к концу. Джаудату предложили после окончания института остаться в аспирантуре, освободили от работы в ГПУ.

16 июня 1930 г. в казанском парке Русская Швейцария (ныне Парк  Горького) на летней сцене  происходило вручение дипломов выпускникам института Советского права. Джаудату предоставили слово от имени выпускников. Речь далась ему с большим трудом. Он очень волновался и сбивался. «Ответное слово – это вам не на фортепиано импровизировать» — подумал он тогда. Потом был «Зур концерт» (Большой концерт). Со сцены прозвучала написанная Джаудатом «Восточная песня» в исполнении Любови Юрусовой. Песня к этому моменту уже была популярна. Джаудат наблюдал за отцом. На лице у отца была улыбка. Он гордился сыном.

Поэты приносили Джаудату свои стихи, просили написать песню. Джаудат был талантливым композитором, но он был самоучкой. Успех композитора-песенника его не удовлетворял. Он хотел стать профессиональным композитором. Он мечтал о возможности получить полноценное музыкальное образование для того, чтобы его талант смог раскрыться в полной мере. И, о счастье! Его пригласили в только что созданную Татарскую оперную студию при московской консерватории. Он был принят туда вместе с Салихом Сайдашевым, Назибом Жигановым, Фаридом Яруллиным. Этому созвездию музыкантов было суждено, опираясь на народное творчество, сделать первые шаги в создании национальной музыкальной культуры.

Но, оказалось, принять решение Джаудату было непросто. Бросить всё, чем занимался не один год, и отдаться только музыке. Преподавательская работа в институте, работа в газете, молодая жена и старенькая мама. Всё это он должен был оставить в Казани. Работа в институте кормила его семью. Как же быть? К счастью, все поддержали Джаудата в его начинании: и друзья, и родные, и мать, и жена. Все понимали, что самая сильная любовь в жизни Джаудата – это музыка. Но Джаудат сомневался в правильности такого серьёзного шага, поэтому советовался с авторитетными друзьями. Адель Кутуй сказал: «Надо ехать, если веришь в себя. Твой талант музыканта для народа важнее». Это были правильные слова, заставившие молодого амбиционного композитора задуматься. «А есть ли у меня этот талант?», обратился он к В.И. Виноградову. Тот ответил, что сам и рекомендовал Джаудата, как талантливого композитора, и добавил: «Оставьте юриспруденцию. Она без Вас обойдётся. Ваш удел – музыка!».

На прощальном вечере, где собрались отъезжающие в Оперную студию, Мусу Джалиля объявили руководителем литературной частью, а Джаудата представили, как руководителя учебным отделом студии. Кто-то крикнул: «Урман кызы»! («Лесная девушка»). Салих Сайдашев указал Джаудату на пианино. Джаудат так волновался, что дрожали пальцы. Вдруг весь зал запел, словно подбадривая его. Зал хором пел его песню! Джаудат был счастлив: его песня ушла в народ, её знали наизусть и пели. Это признание его как композитора.

Обстоятельства заставили Джаудата вновь сделать свой выбор. Так, счастливый случай помог музыке взять верх над всеми другими талантами Джаудата Файзи. Выбор был сделан, решение принято! Дорога к музыкальному образованию открыта!

Творческая жизнь композитора длилась ещё 40 лет после этого памятного вечера. Обучение в Татарской оперной студии при Московской консерватории длилось четыре года. В 1938 г. в возрасте 28 лет Джаудат Файзи вернулся в Казань профессиональным композитором. Взращенный на народных мелодиях, он воплотил богатство и выразительность их интонации в своих произведениях. Его музыка нашла отклик в душе народа, который узнавал в песнях Файзи знакомые с детства мелизмы. Музыкальность народа, передаваемая из поколения в поколения, проявилась в творчестве Джаудата Файзи. Очевидно, именно этот синтез современных форм и традиционной мелодики сделал музыку Файзи столь близкой и любимой слушателями.

Дорожа музыкальным наследием своего народа, Джаудат Файзи сделал своей целью сохранение песенного фольклора. Он много лет возглавлял работу по сбору татарских народных песен, работал в экспедициях, собирая музыкальные жемчужины народа, не владевшего музыкальной грамотой. Он видел свой долг профессионального композитора в том, чтобы записать, обработать и передать следующим поколениям музыку их предков.

За творческую жизнь Джаудатом Файзи было написано 300 песен для соло, дуэта, хора, оратория, инструментальные произведения для фортепиано, скрипки, гармони, флейты, духового оркестра, и романсов, музыка к 30 драматическим спектаклям, 3 оперетты, опера, балет, сочинения для детей. Джаудатом Файзи были собраны и обработаны 235 татарских народных песен.

Азартный, увлечённый и увлекающийся, несколько самоуверенный и очень энергичный, Джаудат шагал в ногу со временем. Кому-то может показаться, что он плыл по течению, жизнь сама давала ему новые возможности. Но, ко всему, что он делал, прикладывался талант и исключительные способности. Казалось, он был талантлив во всём. Поэтому так трудно было выбрать одну единственную дорогу.

Энергия молодости и сила любви помогала ему творить с неугасаемым вдохновением даже во время войны.

Война для Джаудата началась, как и для всей творческой интеллигенции Казани, с работ на оборонительных сооружениях в Кайбицком районе. Затем, по особому распоряжению он был оставлен в тылу с заданием «государственной важности», написания произведений, помогавших бороться за Победу. Его песня «Кровь за кровь, смерть за смерть» (1941 г.) прошла с фронтовиками до самой Победы. Позже они каждый год со слезами на глазах слушали её 9 мая, вспоминая те далёкие фронтовые дни. Все друзья уходили на фронт. А Джаудату было сказано: «Ты должен остаться. Ты здесь нужнее. Ты здесь сделаешь больше для Победы. Сейчас нужно создать произведение, которое заставит людей на время забыть об ужасах войны».

И Джаудат работал непокладая рук. При свечах, в холодной неотапливаемой квартире рождалось чудо – весёлая оперетта «Башмачки». Вера в победу ни на минуту не пропадала. Эта вера была источником невероятной трудоспособности. Музыка к оперетте была написана за три месяца. Джаудат говорил: «Мы будем в ответе за то, как жили, когда вернутся после войны те, кто сейчас на фронте». И он работал без устали. Его вторая оперетта «Акчарлаклар» («Чайки») тоже родилась в военное время, в 1944 г. Жизнеутверждающая музыка помогала отвлекаться  зрителям от тягот войны. Многие не вернулись. Не вернулся Адель Кутуй. Погиб в 45-м. Никогда он не узнает, что Джаудат напишет оперу по его повести «Неотосланные письма». Либретто Д. Файзи напишет сам. Можно сказать, что он стал соавтором Кутуя, развив в опере некоторые идеи. Не вернулся Фарид Яруллин, так и не увидев постановки своего балета «Шурале». Ему было всего 29 лет. Не вернулся Муса Джалиль, чью честь и доброе имя Джаудат упорно отстаивал, обивая пороги издательств, безуспешно пытаясь издать его стихи. «Муса – не предатель!», заявлял он, он видел его героем. «Вставайте, Мусы!» —  так называлась его песня на стихи Сибгата Хакима. Кодекс чести не позволил Джаудату отвернуться и предать память друга. Но он поплатился за это тем, что его музыка не исполнялась, не звучала в течение пятнадцати лет.

Тем не менее, надо признать, что музыка Джаудата Файзи сопровождала жизнь целой эпохи, нескольких поколений  татар.

«А как же литература?», — спросите Вы. Джаудат Харисович пользовался любой возможностью проявить свой писательский дар. В своей книге «Народные жемчужины» он в очень интересной форме рассказывает о популярных народных песнях, их истории, исполнителях. Книга Джаудата Файзи «Струны души» — рассказ не столько о жизни самого юного Джаудата, а, скорее, об обстановке, которая окружала его, и о людях, с которыми он встречался, о событиях первых лет советской власти, интересных эпизодах истории Татарстана 20-30-х гг. прошлого века. Книга «Забавные гости» в занимательной форме повествует о музыкальных инструментах оркестра. В своей книге «Музыкальные вечера» Джаудат Файзи рассказывает о замечательных людях, которые приходили на радио в то время, когда он работал музыкальным редактором радио Татарстана.

Прочитав однажды рассказы Джаудата Файзи, Амирхан Еники пошутил, оценивая лёгкий изящный стиль письма Джаудата: «Ты, джигит, Чеховым стать готовишься, похоже?». Позже он заметил, что «среди татарских композиторов Джаудат Файзи единственный, кто так хорошо владеет богатством родной речи, литературным татарским языком». В своё время Джаудат Файзи даже работал в секции Союза молодых писателей Татарстана. Джаудат не стал Чеховым в татарской литературе, но свои «Чайки» он написал, став «Чеховым в татарской музыкальной культуре».

А, если говорить серьёзно, то вместе с Н. Жигановым, М. Музафаровым, Ф. Яруллиным, С. Сайдашевым он заложил основы татарской профессиональной музыки. На музыке Джаудата Файзи обучаются и профессионально растут наши музыканты. Начиная с младших классов музыкальной школы, дети знакомятся с татарской классической музыкой, разучивая произведения Джаудата Файзи. Затем в музыкальном училище и в консерватории учащиеся глубже изучают творчество маэстро. Невозможно представить музыканта, не знакомого с музыкой Файзи. Всенародное признание его творчества – это аншлаги на его музыкальных комедиях и то обстоятельство, что его песни исполняются артистами и поются народом.

Около пятидесяти лет нет с нами Джаудата абый. Пожалуй, мало найдётся людей, кто хорошо его знал при жизни и мог бы рассказать нам о нём. Только детские воспоминания тех, кому посчастливилось быть знакомым лично с мэтро татарской классической музыки. Очень занятой, погруженный в творческий процесс, он, тем не менее, всегда был приветлив и добр с племянниками. И он не мог быть другим, этот мягкий весёлый человек, наш дядя Джаудат абый. Те, кто хочет узнать, что волновало эту уникальную личность, какими ещё талантами обладал Джаудат Файзи, тому на помощь придут написанные им книги. Тот, кто найдёт время ознакомиться  с литературными произведениями Джаудата Файзи, не только узнает много интересного о самом маэстро, о реалиях прошлых дней, но и убедится в уникальном писательском даровании композитора. Откройте для себя нового, незнакомого и удивительного Джаудата Файзи, слушая его музыку и читая его книги. Диляра Мухамедьярова.

Предлагаем Вам послушать упомянутую в статье легендарную песню «Урман кызы» (Лесная девушка). Ее исполняют, как маститые так и совсем юные музыканты.

 
 
 
Исполняет Ахтарьянова Камилла ДМШ №8 г.Казани. Преподаватель Терехина С.А.

https://ok.ru/video/5495784930

Текст песни.

Нигә, нигә синең шаян күзләр
Күзләремә болай багалар?
Нинди көчләр, сөйлә, нинди көчләр
Керфек очларыңнан тамалар?

Кайчак күзләреңнән көчләр алып,
Бөеклеккә таба ашам мин.
Ә кайчакта башым түбән иям,
Әй, Әминәм, синнән качам мин.

Син кем, белмим, синең шаян күзләр,
Нигә, белмим, болай багалар?
Нинди көчләр, сөйлә, әй, аппагым,
Керфек очларыңнан тамалар?

 

Пока нет комментариев

Комментарии