ФЕЕРИЯ ЧУВСТВ В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ КОНСЕРВАТОРИИ

Светлой памяти Фирузы Файзуллиной посвящается

Премьера спектакля «Ходжа Насретдин». К 110-летию со дня рождения Джаудата Файзи.

22 декабря 2020 г.Оперная студия при казанской консерватории осуществила постановку спектакля «Ходжа Насретдин», которая состоялась в Большом концертном зале консерватории.

Я бы сказала, что 22 декабря Оперная студия подарила нам феерическое шоу, если бы разговор не шёл о высоком искусстве. Но именно феерию чувств вызвала у зрителей постановка музыкальной комедии Джаудата Файзи и Наки Исанбета.

Тройной юбилей отметила постановка спектакля: 80 лет со дня первой постановки, юбилеи её авторов Джаудата Файзи и Накки Исанбета. А потому авторы её новой редакции постарались сделать сюрприз любителям татарской классики, обновив и преобразив музыкальное и сценическое воплощение спектакля.

В результате мы попали в чудесную восточную сказку с волшебными чарующими звуками. Прекрасные мелодии уносили нас в неизведанную даль древнего Востока. А пленительные голоса исполнителей завораживали, брали в плен и не отпускали вплоть до финального аккорда.

Размышляя о судьбе этого спектакля, я с сожалением думаю о том, что уже много лет он не ставился на сцене в своём оригинальном виде. Неизбитый сюжет, привязанный к нашей истории, датируемой XIII в.,весёлый остроумный герой Ходжа Насретдин мгновенно приковывают внимание зрителя. А музыка, написанная Джаудатом Файзи специально для этой пьесы, делают спектакль уникальным. Конечно, театры экспериментируют с новыми именами, современными темами. Но и классику нельзя забывать. Она — гарант нашей культуры, основа для развития.

Заслуга нашей Консерватории в том, что она изучает и сохраняет татарскую культуру. А такие люди, как Альфия Заппарова, Ринат Халитов, Ринат Бекташев и Ильяс Камал, доказывают, что татарская культура существует и представляют её нам, чтобы мы знали и гордились ею.

Выпускники Консерватории, будущие оперные вокалисты, выходят на Большую сцену через Оперную студию. Здесь они учатся любить татарскую музыку, бережно относиться к ней и пропагандировать её.

ИНТРИГА ДНЯ

Новый «Ходжа Насретдин» интригует. После просмотра спектакля у меня возникло много вопросов.

Если я шла на спектакль с одним желанием: услышать музыку Файзи, встретиться со знакомыми мне мелодиями и узнать лучше его творчество, то, посмотрев спектакль, я осталась в некотором замешательстве. Слушая музыку, я не задумывалась, кто это: Файзи или Камал, — просто наслаждалась прекрасной игрой оркестра и завораживающими голосами молодых оперных певцов.

Молодые актёры успешно сдали «экзамен» на профессионализм и получили пропуск в мир Большой сцены.

Но возникшие впоследствии вопросы не дают мне покоя. Где же кончается Файзи и начинается Камал? Я знаю, что Ильяс Камал написал музыку к некоторым сценам постановки. Во время просмотра у меня не возникло никакого ощущения чужеродности этих музыкальных фрагментов. Было лишь ощущение новизны и свежести музыки, исполняемой оркестром. Аранжировщик проявил беспрецедентную деликатность к творчеству Джаудата Файзи, сохранив его неповторимый авторский стиль, сказав своё индивидуальное видение музыки на тему «весёлого мудреца» древнего Востока.

Но моё любопытство возрастает всё больше и больше. Я уверена, что не только мне захотелось сравнить то, что мы увидели и услышали сегодня с той классической драматической постановкой, которая не сходила со сцены драматических театров в течении 65–ти лет.

ИЗ ИСТОРИИ

Люди вспоминают, как они были на спектакле «Ходжа Насретдин» лет двадцать тому назад в татарском академическом театре им. Г. Камала, где главную роль играл Равиль Шарафеев. Равиль Шагапович присутствовал на показе музыкальной комедии в БКЗ им. Сайдашева. Интересно, какое впечатление сложилось у него после просмотра в день премьеры. Напомнила ли ему игра Ильгиза Мухутдинова его собственное воплощение в этой роли?

А я хочу предложить Вам послушать ещё более старую запись в исполнении Усмана Альмиева.

НАШИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Итак, долгожданный спектакль состоялся. Спектакль, ставший событием и в юбилейном году, и в татарской музыкальной культуре. Обращение молодых исполнителей к музыке Файзи говорит о том, что татарское классическое искусство востребовано и актуально. Это даёт надежду на то, что прекрасная музыка наших классиков будет продолжать нас радовать. Постановка стала тем редким случаем, когда я смотрела спектакль и мне нравилось всё. Я получала удовольствие от того, что звучало имя Джаудата Файзи, звучала его музыка, и всё было очень красиво, сцены все живые, динамичные, игра актёров интеллигентная, движения красивые. То есть мы получили истинное эстетическое наслаждение. Сцена искрилась изящным юмором, атмосфера праздника окутывала и сцену, и зрительный зал. Бездна вкуса, с которым был сделан спектакль облагораживал и возвышал тех, кто пришёл приобщиться к высокому искусству.

Фото материалы предоставлены пресслужбой Казанской консерватории.

Но действие спектакля пролетело слишком быстро. Нам не хотелось покидать здание Концертного зала консерватории, где несколько минут назад звучала музыка нашего любимого Джаудата абый.

Диляра Мухамедьярова

НА ЗЛОБУ ДНЯ

Событие года отразили и телевидение, и республиканская печать. На сайт поступают первые сообщения о спектакле. Предлагаем их Вашему вниманию.

2 комментария

  • Дания Нуриева

    26.12.2020 at 09:53 Ответить

    Благодарю за возможность познакомиться с творчеством замечательных Н. Исанбет и Д. Файзи. Сделан глубокий, чувственный анализ произведения Ходжа Насретдин, представлены интересные фотографии из сцен спектакля.

  • Дания Нуриева

    26.12.2020 at 09:54 Ответить

    Так написать мог только человек глубоко разбирающийся в музыке и театре! Благодарю!

Комментарии