Две звезды с одним именем

К 100-летию музыкальной драмы «Галиябану» и 75 летию постановки музыкальной комедии «Башмачки».

В Казани есть две улицы Файзи. Какой город ещё может похвастаться таким феноменом? Я часто слышу: наверное, однофамильцы. Ан нет! Это два представителя одной семьи. Один –известный татарский драматург а второй – не менее известный татарский композитор. Мирхайдар Файзи и Джаудат Файзи. Их корни происходят из одной семьи. Файзулла и Назлы – их непосредственные предки. Представьте, какими талантами должны были обладать эти люди, потомками которых стали великий татарский драматург и выдающийся татарский композитор, слава о которых распространяется далеко за пределами Татарстана.

Кем же приходятся друг другу эти два гения одного рода? Мирхайдар Файзи почти на двадцать лет старше Джаудата. Он приходился Джаудату дядей. Их юные годы прошли в Оренбургской губернии и Мирхайдар абый уже будучи признанным драматургом время от времени навещал родственников, общался с детьми. Джаудат Файзи признавался в том, что именно Мирхайдару абый он обязан своей любовью к литературе, театру и народному татарскому творчеству. Мирхайдар абый играл на мандалине, гармони, хорошо пел и знал много народных песен, которые он собирал, обрабатывал всю свою жизнь. Позже, уже известный композитор Джаудат Файзи продолжил начатое его дядей дело. Он организовывал фольклорные экспедиции, собирал и обрабатывал татарские народные песни, давая им вторую жизнь. Хотя направление, в котором развивался Джаудат Файзи было другим, можно сказать, что он продолжил дело своего великого предка, сохраняя для нас песенное творчество татарского народа.

Мало, кто сейчас знает, что Джаудат Файзи обладал писательским даром, был талантливым драматургом и написал множество рассказов для детей, был переводчиком с русского на татарский. Драмы, написанные им в шестнадцатилетнем возрасте ставились в Оренбурге самодеятельной труппой. Его пьеса «Шестипалый» в 1929 году с успехом шла в драматическом театре Казани. И даже была издана Татарским книжным издательством. Его рассказы собраны в книгу «Струны моей души». Амирхан Еники говорил о его рассказах: «Ты, джигит, Чеховым стать готовишься, похоже.» Впоследствии он скажет: «Среди татарских композиторов Джаудат Файзи – единственный, кто владеет богатством родной речи, литературным татарским языком».

Есть ещё нечто объединяющее эти два таланта: Мирхайдара и Джаудата Файзи. Они оба сказали своё новое слово в татарской культуре. Они не просто развивали драматургию и музыкальную культуру. Они оба были зачинателями нового жанра, но каждый в своей сфере.

Волею судьбы 2017 год – юбилейный не только в творчестве обоих деятелей культуры. Это юбилейный год для всей культурной жизни татарского народа, юбилеи дух жанров, прародителями которых стали Мирхайдар и Джаудат Файзи. 100 лет тому назад Мирхайдаром Файзи была создана татарская музыкальная драма. Её первым и непревзойдённым образцом стала драма «Галиябану» Впервые песня стала лейтмотивом пьесы. С 1917 года, переломного, в судьбе страны со сцены татарского театра льётся музыка и мы наслаждаемся праздничной атмосферой, воплощённой в юморе, танцах, песне.

Через 25 лет повзрослевший племянник драматурга поднял музыкальную драму на новый уровень. Опять в жизни народа трудные времена, идёт великая отечественная война. Отдел культуры города Казань получает указание: «Необходимо поднять моральный дух народа». Такую

миссию в 1942 году выполнила музыкальная комедия «Башмачки». Джаудат Файзи обогатил музыкальную драму профессионально сделанной музыкой, опять таки сделав народную песню центром музыкальной композиции. С тех пор эти два жанра: музыкальная драма и музыкальная комедия существуют бок о бок в культурной жизни татарского народа. Только для их исполнения отводятся разные сцены. Музыкальная драма блистает на подмостках драматических театров, а для постановок музыкальной комедии предназначена сцена оперных театров.

Таким образом, назвав две улицы города в честь людей с одной фамилией, жители отдали дань заслугам основоположников двух любимых ими жанров: музыкальной драмы и музыкальной комедии. Драматична была история создания драмы «Галиябану» и комедии «Башмачки», в самые трагические периоды истории страны. И, наверное, поэтому, эти два шедевра вошли в сердце татарского народа, неизменно волнуя и согревая его. Символично, что этой весной оба бессмертных произведения отмечают свои юбилеи.

Сюжет на телеканале ЭФИР об улицах Джаудата и Мирхайдара Файзи

Пока нет комментариев

Комментарии