Статья Мусы Мулюкова «Галиябану» ничек язылган…».
Существуют разные мнения по поводу того, где родилась «Галиябану». Говорят, что она родилась в Шуде (ныне Балтасинский район РТ). Причём, сам Мирхайдар Файзи пишет в своих дневниках, что именно Шуда вдохновила его на написание пьесы, которая в последствие стала называться «Галиябану». Первоначальное название пьесы – «Сагадатбану». Но ни Галиибану, ни Сагадатбану в Шуде не было. Впрочем, если бы не Шуда с её красивыми традициями и обычаями, так искусно изображёнными в пьесе, то этому великому шедевру не суждено было бы появиться на свет.
Все знают о прототипе главного героя Халила. Это друг Мирхайдара Файзи Вафа Адгамов. Его душевная красота и талант гармониста, вызвавшие восхищение Мирхайдара Файзи, способствовали тому, что он изобразил юношу в своей пьесе, сделав его главным героем. Халил жил в Юлуке, в Башкирии. Жители Юлука любят говорить, что именно здесь Мирхайдар Файзи сочинил свою «Галиябану». Но была ли в Юлуке такая девушка, которой суждено было стать прототипом главной героини нашей пьесы?
Мирхайдар Файзи писал, что мелодию Сагадатбану он услышал сидя в саду у своей сестры Фатымы в Малмыже, когда навещал её, тяжелобольную, в 1916 г. Эту песню пела молодёжь где-то за оградой сада. Мирхайдар проникся красотой мелодии. Запав в душу молодому драматургу, она стала искрой, разжёгшей огонь, воплотившийся в произведении необыкновенной красоты. Огонёк, красивой мелодии разгорелся в удивительную картину деревенской жизни, воплощённой в своего рода симфонии, в музыкальной драме, разыгравшейся в воображении двадцатипятилетнего поэта, окунувшегося в жизнь молодёжи деревни Шуда и ставшего свидетелем необыкновенного действа, которое называлось праздник Җыен.
Эта информация была уже знакома нашим читателям. Но только прочитав статью Мусы Мулюкова можно узнать, была ли на самом деле такая девушка, как Сагадатбану, о которой повествует пьеса и где она жила.
Я благодарна Рафаэлю Нигматуллину за присланную мне ссылку на статью Мусы Гайсовича Мулюкова. Я давно знала, что Муса Мулюков занимался изучением творчества Мирхайдара Файзи, но мне не доводилось познакомиться с его работами.
Статья «Галиябану» ничек язылган…» была опубликована в журнале «Казан утлары» в августе 1974 г. Пятьдесят лет прошло с её написания, но идеи, изложенные автором в статье, остаются актуальными и сегодня, а гипотезы, выдвинутые автором продолжают будоражить воображение современных любителей татарского театра.
Муса говорит, что изучение жизни и творчества Мирхайдара Файзи невозможно без изучения его архива, который хранится в ОРРК Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского. Рукописи, написанные на старотатарской графике нуждаются в транслитерации и переводе. Спустя пятьдесят лет, вопрос изучения дневников Мирхайдара Файзи вновь встал перед нами. В 2016 г. за изучение рукописей драматурга взялась главный библиограф Отдела рукописей Раиса Гамировна Шарафиева. Часть транслитерированного материала была напечатана в номерах журнала «Безнең мирас».
Дневниковые записи дают ответы на многие вопросы, которыми мы задаёмся. Один из таких вопросов – как создавалась самая первая музыкальная драма, что вдохновило автора на её создание, где он черпал мотивы для изображения персонажей пьесы.
Между тем, уже в 1974 г. Муса Гайсович проанализировал факты, почерпнутые в архиве писателя, и пришёл к выводам, которыми он делится с нами в своей статье.
Оказалось, что мелодию «Сагадатбану» Мирхайдар Файзи услышал в Малмыже не впервые. Песня Сагадатбану была распространена на Урале. И сама Сагадатбану, которой была посвящена песня, жила в Верхнеуральске. Это была очень красивая и трудолюбивая девушка из бедной семьи. Просватал её старый богач. Он был пленён её красотой, но выходила она за него без любви. Фамилия богача была Каипов. Он построил дом в Темясово (Башкирия)., где они и стали жить.
Кто именно сложил песню о красавице Сагадатбану неизвестно. Однако, она так полюбилась народу, что её мелодия докатилась до Татарстана. Сегодня в обработке профессиональных композиторов, эта песня звучит не так, какой её слышал Мирхайдар Файзи из уст деревенских парней и девчат. Она, конечно, была много проще. Сегодня эту песню знают все, поют в компаниях друзей и родных. Однако, для её исполнения на сцене к вокалистам предъявляются очень высокие требования, дабы пение могло произвести на зрителя нужное впечатление. Говорят, что музыка и песня «Галиябану» стали главным действующим лицом пьесы. Благодаря Мирхайдару Файзи песня «Галиябану» будет жить и её будут знать многие и многие поколения татар.
А сто лет тому назад, в год триумфа «Галиябану»,когда её постановки шли по всему Уралу, Сагадатбану Каипова, посмотрев пьесу «Галиябану» была так впечатлена, что захотела выразить свою признательность автору пьесы и даже вышла для этого на сцену. К сожалению, им не суждено было увидеться. Но Мирхайдару передали её слова благодарности. Мирхайдар Файзи в своём дневнике (29 тетрадь) пишет, что она готова была целовать ему руки и одарить подарками. Мирхайдару мало что было известно о девушке, которой посвятили такую красивую песню. Только то, что её без любви выдали замуж. Это была не единичная история. Девушек часто выдавали без их желания, за тех, кто мог обеспечить им хорошее содержание. Мирхайдару такие случаи, безусловно, были известны.
«В пьесе «Галиябану» переплелись реальность и фантазия автора. Материал для пьесы дала жизнь. Философия любви и ярко выписанные социальные противоречия начала прошлого века обогатили канву сюжета. Счастье и бедность – понятия несовместимые.» Вот в чём трагизм истории двух влюблённых героев пьесы Мирхайдара Файзи.
Сегодня мы знаем Мусу Мулюкова, как кандидата филологических наук, журналиста, фольклориста, литературоведа, доцента кафедры татарского языка и литературы Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, депутата Верховного совета БАССР. В 1979 г. Муса Мулюков защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Дооктябрьская драматургия Мирхайдара Файзи. Эволюция творческого метода».
Во время написания статьи, предлагаемой Вашему вниманию, Муса Мулюков был аспирантом Казанского государственного университета. Надо признать, что этой работой Муса проявил широту взглядов на данную тему, неординарный подход к изучению материала и глубину воззрения на проблему. Благодаря этой статье можно получить ответы на многие вопросы. В то же время она интригует, ставит перед нами новые вопросы и задачи. Кто такая Зайнаб Зубаирова, рассказавшая Мусе историю настоящей Сагадатбану? Известен ли чем-нибудь муж Сагадатбану — богач Каипов? Сохранился ли в Темясово дом Каипова, где жила Сагадатбану, героиня песни Сагадатбану? Знают ли внуки Вафы Адгамова, что их деда друзья в шутку часто называли Халилом?
Мирхайдар Файзи слышал и любил песню Сагадатбану, но о самой Сагадатбану он ничего не знал. А вот реальная история, развернувшаяся у него на глазах могла послужить для драматурга фабулой его новой пьесы. Вафа Адгамов, как нам известно, стал прототипом этой пьесы. А его будущая жена Хадича вполне могла бы стать прототипом главной героини «Сагадатбану». Её тоже хотели выдать за постылого богача. К счастью, её судьба сложилась счастливо и она всё же вышла за Вафу, хотя родители и были против. Эта романтическая история произошла в Юлуке.
Муса Мулюков делает вывод. История Сагадатбану родом из Оренбуржья. А пьеса в новом жанре сложилась в Шуде.
Если хотите сами разобраться в деталях истории создания «музыкальной драмы Галиябану», то прочитайте статью «Галиябану» ничек язылган…» Мусы Мулюкова на татарском языке.
Материал был размещён на телеграмм канале «Татарская библиотека» 21 апреля 2025 г.
Пока нет комментариев