«О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещения дух…!»
Спешу предостеречь читателя, что цель написания этой статьи ни в коем случае не разбередить старые обиды и породить некий негатив в обществе. Отнюдь. Я только хотела привлечь внимание общественности к проблеме и хотя бы намётками обозначить пути её решения. В культурной жизни республики назрела чрезвычайная ситуация. Обратим же на неё наше внимание, пока ещё не поздно.
История народа всегда передавалась в летописях, в которых отражались важные события и реалии повседневной жизни. Итак, летописи — письменные свидетельства далёких дней. Они наряду с письменными документами и артефактами бережно хранятся в библиотеках и хранилищах музеев. Каждый народ бережно хранит эту информацию о своём прошлом, при необходимости вновь и вновь обращаясь к ним в своих исследованиях и поисках исторической правды. Нет народа без истории. Без прошлого народ теряет корни. Без корней он теряет самобытность и растворяется в других этнических образованиях.
Для меня, не историка, история моего народа – это история моей семьи. Как жили мои деды, кем были мои прадеды? Каждый имеет право знать это. Случилось так, что в советское время наши родители, оберегая нас от возможных проблем, ограждали нас от подробностей нашего происхождения. Мы знали только то, что отец мамы был муллой и отец папы тоже был муллой. Знаем, что они оба в 28 году подверглись репрессиям и их семьи сильно пострадали. Поэтому воспоминания о дедах вызывали слёзы. Нашим родителям тяжело было вспоминать о тех тяжёлых днях. Тем не менее, предаваясь воспоминаниям, старшее поколение, в виде устных преданий передало нам историю своих родителей. По крупицам собрав информацию, мы имеем некоторое представление о личности, характере, внешности своих дедов и бабушек. В семейных архивах сохранились фотографии дореволюционной эпохи. Мой дед. Горделивая осанка, добрый взгляд. Рядом красавица жена в благородном одеянии. Вот она, настоящая абыстай. Образованные люди, которые несли грамотность в деревню. В их обязанности входило обучать грамоте крестьянских детей. Переворачиваю фотографию и… надпись на старотатарском.
Как узнать, какое послание оставил нам дед? Почему его внуки не в состоянии прочесть письмо из прошлого? Кто в этом виноват? И что делать?
Ответ на первый вопрос очевиден. В 20-е годы советское правительство своей властью отменило татарскую графику, заменив её на латиницу, а затем на кириллицу. Арабский алфавит пришёл к нам в 922 году вместе с принятием ислама. Решение, принятое советской властью, постепенно привело к тому, что уже через поколение мы с трудом найдём человека, способного читать эти красивые строки арабской вязи. Алфавит старотатарской письменности сильно отличается от современного арабского. Те, кто владеет арабским языком не могут прочесть письмена своих праотцов. Мне было нелегко найти человека, который смог прочесть письма моего деда и надписи на фотографиях из альбома моей мамы. Помогла мне в этом Лена Калимуловна Тазиева, в прошлом преподаватель КГУ, ныне пенсионерка. По словам Лены Калимуловны сейчас никто не занимается проблемами старотатарской письменности. Человеку небезразличному это обстоятельство видится трагичным.
Очень горько стоять у могилы родного деда и не уметь прочесть надпись на памятнике. А сколько людей не могут найти могилы своих предков, приезжая в родные края!
Потеряв возможность читать исторические документы, мы теряем своё прошлое, свою историю, которая насчитывает 1000 лет.
Ответ на второй вопрос сложнее. Что делать? И надо ли что-то делать? Для любого культурного человека ответ очевиден. Да, надо. Надо бить во все колокола! Надо исправлять эту ситуацию. Иначе мы исчезнем как народ. Советская идеология уже внесла большой вклад в этом направлении, объединив все народы Советского Союза в один «советский народ». Но это был не единственный шаг к уничтожению всего, что было связано с историей татарского народа.
Не было бы подобных проблем, если бы документы дореволюционного времени были своевременно переведены в связи с переходом на другой алфавит. Но этого не случилось. И, когда мы запрашиваем документы в архивах, сталкиваемся с тем, что выданные нам документы оказываются на старотатарском. Как их прочесть? Родной брат моего деда – известный татарский писатель, драматург Мирхайдар Файзи, вёл дневники. Для исследователей его творчества было бы большой удачей прочесть их в современном переводе. А ведь он писал свои дневники менее 100 лет тому назад. За это время исконная татарская письменность превратилась для нас в красивый узор. Ещё немного времени и нам придётся расшифровывать их как руны древних племён. Это же надо суметь уничтожить тысячелетнюю историю целого народа, перечеркнуть её всего за 100 лет.
Дневники Мирхайдара Файзи, которые хранятся в отделе рукописей и редких книг библиотеки им. Лобачевского при КФУ, в 1999 году были описаны Дилярой Абдуллиной. Её аннотация даёт возможность ознакомиться с их содержанием. Судя по краткому содержанию дневников, Мирхайдар Файзи стал сам себе биографом. Вопрос только в том, кто теперь возьмётся перевести эти рукописи на кириллицу. Я держала в руках страницы, написанные рукой родного человека, не в силах проникнуть в их содержание. Микроистория, являющаяся направлением исторической науки, могла бы обогатиться свидетельствами очевидца событий начала XX века. А описание 51-дневного путешествия в Малмыж, могло бы стать основанием для написания работы по краеведению начала этого периода. Документы, хранящиеся «за семью печатями» шифра, называемого старотатарской графикой, могли бы пролить свет и на родословную таких русских учёных и общественных деятелей, как Татищев или граф А.И Мусин-Пушкин. Корни их родов уходят к татарским мурзам. Для кого хранят наши архивы эти документы, если очень скоро их некому будет расшифровать?
Мой дальний родственник, Асаф Масгутович Файзуллин, задавшись целью восстановить родословную своего рода, потратил много сил и времени на поиски документов, проливающих свет на его происхождение. К счастью, в архивах в то время (10 лет назад) ещё работали люди, умеющие читать старотатарскую письменность. Но это поколение неизбежно уходит. Мы же остаёмся беспомощными. Благодаря кропотливой работе Асафа абый мы узнали, что корни нашего рода уходят к мурзам Урманчеевым, Камаевым и др. Они же являются предками нашего славного родственника Мирхайдара Файзи.
В 90-е годы прошлого столетия многие бросились восстанавливать свои родословные. Преимущественно это были те, чьим предкам в годы советской власти пришлось скрывать своё благородное происхождение. В Казани даже несколько лет просуществовало общество мурз.
Со временем становится всё труднее восстановить историю по документам, которые оставили наши предки. Как говорится, кто успел… Какая несправедливость!
История великих народов подтверждается документами тысячелетней давности. А мы не можем прочитать письмо деда. Татарский народ как никто другой нуждается в этом сейчас. Ведь вот что получается. Задайте простой вопрос людям, кто такие мурзы, какой след в истории они оставили. Вряд ли вам дадут правильный ответ. Причём, кто такие князья знают все. Слово «мурза» не встречается даже в 10-ти томном собрании «Всемирной истории» советских лет издания.
Сколько ещё таких пятен в истории татарского народа? Как восстановить справедливость? Истина кроется в этих письменах. Кто их прочтёт? Не пора ли нам задуматься о том, чтобы начать подготавливать специалистов – переводчиков со старотатарского в одном из наших государственных университетах. (В настоящее время преподавание старотатарской графики преподаётся в объёме 2 часов в неделю в течении одного курса на отделении «Татарский язык» в КФУ.) Причём, очень важно, чтобы обучение не имело исламского уклона, а было светским и имело лингвистическое и историческое направление.
Сколько исторических открытий можно было бы совершить. Особенно теперь, когда нам ничего не надо скрывать. Напротив, мы хотим гордиться свершениями своих предков. Ведь стоит нам потерять эту связующую поколения ниточку, и всё. Мы можем опоздать.
Статья «Послание из прошлого или красивый узор?» опубликована в газете «Республика Татарстан» 03.11.2015. Автор: Диляра Мухамедьярова.
Пока нет комментариев