КАК УВИДЕТЬ МУЗЫКУ? РОДНЫЕ НАПЕВЫ В МОСКВЕ

О том, как встречали в Москве Оперную студию Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова

 

Гастроли Оперной студии Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова стали важным событием в культурной жизни Татарстана. Всё, что происходило в три сентябрьских дня, можно назвать вехой в развитии татарской музыкальной культуры. Это важный шаг к созданию татарского национального музыкального театра. Круглый стол, благотворительный концерт и представленный спектакль Джаудата Файзи «Ходжа Насретдин» обосновали закономерность создания такого театра. Все эти события вошли в программу гастролей Оперной студии и совпали с днями проведения Шестого Фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку».

Увидеть музыку можно. Этому учат постановки музыкальных спектаклей.

В фестивале музыкальных театров «Видеть музыку» (12 сентября – 16 ноября 2021 г.) представлены более тридцати постановок со всей России и из ближнего зарубежья.

Пандемия не позволила собрать форум в прошлом году. А сегодня театры съезжаются в Москву, словно заявляя о себе: «Мы живы, мы работаем, мы полны сил!».

Спектакли проходят на сценах всех музыкальных театров Москвы. Яркие, красочные постановки, привезённые из Казани Оперной студией Казанской государственной консерваторией им. Н.Г. Жиганова, задали праздничный тон всему фестивалю.

Гастроли предусматривали не только показ двух спектаклей, входящих в программу фестиваля «Видеть музыку», но, как мы уже упомянули и благотворительный концерт в центре татарской культуры в Москве, участие в круглом столе, посвящённом проблемам современного музыкального театра и организованном Полномочным представительством Татарстана в РФ.

15 сентября состоялся круглый стол с участием видных деятелей культуры. Он был посвящён вопросам продвижения татарской музыкальной культуры.

Фотографии предоставлены пресс-службой Полномочного представительства РТ в РФ и фотографом Татарского культурного центра Москвы Ильдаром Мухаметжановым

Тема перспектив татарского музыкального театра стоит в настоящее время более, чем остро. При данных обстоятельствах обращение молодёжи к спектаклю Джаудата Файзи красноречиво говорит о значении творчества композитора в развитии татарского музыкального театра. Будучи признанным родоначальником жанра татарской музыкальной комедии и автором музыки к опере, балету, нескольким опереттам, более чем тридцати театральным постановкам, Джаудат Файзи является непревзойдённым авторитетом в мире татарского музыкального театра. Представленный на фестивале спектакль «Ходжа Насретдин» — не только дань уважения заслугам Джаудата Файзи. Его творчество достойно того, чтобы почти через пятьдесят лет после его смерти представлять татарское музыкальное искусство на всероссийском фестивале в Москве.

Разумеется, нельзя умалять заслуг Оперной студии, её руководителя Альфии Заппаровой, молодого композитора и аранжировщика Ильяса Камала, руководителя оркестра Tatarica Рината Халитова в воссоздании спектакля «Ходжа Насретдин» и достойной презентации его на всероссийской и международной арене. Музыканты возродили произведение, давно сошедшее со сцены, привнесли в него тепло своих сердец, своё мастерство, свой талант и любовь к татарской музыкальной классике.

Ильяс Камал и Альфия Заппарова

Премьера спектакля, состоявшаяся в декабре 2020 г., получила большой резонанс в Татарстане. А сегодня и Москва говорит о новой постановке классического произведения. Из московских СМИ: «Музыка Файзи прозвучала в редакции и обработке Ильяса Камала, выпускника Казанской консерватории. Он восстановил партитуру этого несправедливо забытого произведения музыкального театра».

 

Фотографии из сообщества Казанской консерватории ВКонтакте https://vk.com/wall-114286965_2781.  Фото Дмитрия Лялина

Творческие коллективы, подобные экспериментальному театру Оперной студии, знакомят нас с подлинными интонациями национального театра, учат видеть его колорит, понимать красоту и глубину души народа, чувствовать его боль и ощущать силу его характера.

Дни татарской культуры в Москве традиционно проходят в августе. Однако в 2021 г. словно «на бис» они возобновились в сентябре.

Автономия Татар Москвы с энтузиазмом откликнулась на такое важное событие, как приезд музыкантов из Казанской консерватории. Татары – градообразующая нация города. Их объединяет интерес к культуре своего народа. Поэтому гости, приезжающие с их малой родины, становятся объектом искреннего гостеприимства. Язык, музыка, традиции притягивают москвичей-татар, собирают их в доме Асадуллаева – Центре татарской культуры в Москве. И на этот раз хозяева совместно с гостями организовали благотворительный концерт «Казан утлары». И артисты из Казани, и национальные коллективы при Центре татарской культуры, вдохновлённые атмосферой праздника, с воодушевлением исполнили музыку татарских композиторов (Казан утлары-программка).

Фото из сообщества Казанской консерватории ВКонтакте  https://vk.com/wall-114286965_2777. Фото Дмитрия Лялина

Полномочное Представительство РТ в РФ сообщает: https://tatmsk.tatarstan.ru/index.htm/news/2012599.htm.

Живущие вдалеке от своей исторической родины, московские татары тем не менее прекрасно владеют татарским языком. Музыканты тонко чувствуют сокровенные интонации татарской музыки. Праздник был проникнут любовью к татарской культуре, взаимопониманием и праздничным настроением.

Казанцы порадовали москвичей не только татарской музыкой. На фестиваль была привезена комическая опера Гаэтано Доницетти «Рита». Спектакль был показан 14 сентября в Детском музыкальном театре им. Н.И. Сац.

Фотографии из сообщества Казанской консерватории ВКонтакте https://vk.com/wall-114286965_2774. Фото Дмитрия Лялина

Фестиваль «Видеть музыку» приглашает коллектив Оперной студии уже второй раз. И второй раз этот коллектив ставит в театре Н.И. Сац музыкальный спектакль и даёт благотворительный концерт в Центре татарской культуры в Москве.

Татарская община Москвы благодарит артистов, подаривших московским татарам частицу их малой родины.

Те, кто присутствовал в зале, и те, кто наблюдал за концертом online, испытали большую радость от встречи с татарским искусством и преисполнены благодарности к артистам из Казани. «Мы любим татарскую музыку, скучаем по ней. Находясь далеко от родных мест, мы получили большое эстетическое удовольствие, почувствовали связь с родиной предков и не передаваемое единение со всеми, кто присутствовал на концерте. Наши татары всегда рады встрече с артистами из Казани, с нетерпением ждут новых концертов. Гости не побоялись ограничений, связанных с пандемией. Пришли люди всех возрастов: и пожилые, и молодые, и даже те, кому трудно передвигаться. Но не только татары пришли послушать татарскую музыку. Люди других национальностей, пришедшие на концерт, стали подумывать об изучении татарского языка» — говорит координатор встречи Зульфия Халилова. Татарский язык и татарская музыка заразили зрителей незнакомой им культурой. Зульфия продолжает: «Всем было интересно. Даже не татарам очень понравилось. Весь зал аплодировал стоя. И в театре, и в Центре татарской культуры — бесконечный восторг, бесконечные овации. Любовались артистами, фотографировались. Люди не хотели расходиться», покидать эту прекрасную атмосферу родного языка, национальных интонаций и до боли родных мелизмов прекрасной музыки и чарующих голосов, исполняющих родные напевы.

Московские татары, которые давно называют себя москвичами, рады каждой возможности соприкоснуться со своими корнями. Испытывая недостаток знания родного языка, искусства и литературы своего народа, осознавая свою оторванность от корней, московские татары объединяются под эгидой Татарской автономии Москвы и Центра татарской культуры. Работа ведётся, успехи вдохновляют. Активистам Татарской автономии помогает их энтузиазм и патриотизм и, конечно, шаги Татарстана в популяризации татарской культуры. И в этот раз приём музыкальных коллективов из Казани был организован на высшем уровне.

Москвичи были рады казанцам, как самым дорогим гостям. С самого начала стало понятно, что публика ждала приезда музыкантов из Казанской консерватории с нетерпением. Зульфия Халилова поделилась своими впечатлениями: «В ту же секунду, как только закончился первый номер, раздался шквал аплодисментов, зрители как будто только и ждали этой последней ноты, чтобы одарить исполнителей самыми горячими волнами аплодисментов. Как будто их что-то сдерживало и наконец им можно выплеснуть скопившуюся энергию и эмоции. Каждый последующий номер награждался криками «браво»и овациями. Всех одарили своим вниманием, своей энергией и любовью». Эта буря эмоций была благодарностью москвичей за ощущение единения с родным Татарстаном.

По окончании гастролей, наши музыканты возвращались домой, увозя с собой тепло встреч и любовь московской публики. А горячие встречи этих трёх дней оставили глубокий след в жизни московских татар и тех, кто впервые познакомился с татарской музыкальной культурой.

Сайт благодарит прес-службу Казанской консерватории, руководителя Оперной студии Альфию Заппарову и, члена оргкомитета Татарского культурного центра Зульфию Халилову, за предоставленные материалы.

Желаем татарской общине в Москве побольше интересных мероприятий и надеемся на дальнейшее сотрудничество!

1 Comment

Комментарии