«АКЧАРЛАКЛАР» — «ЧАЙКИ» ДЖАУДАТА ФАЙЗИ

Глава из книги Мидхата Файзуллина «Джаудат Файзи».

«Чехов в татарской культуре», — так отзывались о литературном даровании Джаудата Файзи его современники, высоко оценивая его манеру письма. Но прославился Джаудат Файзи не как писатель, а как композитор. Хотя свои «Чайки» он всё-таки создал. Пусть Джаудат Файзи написал не пьесу, а музыку к ней, он внёс свой вклад и в литературную составляющую музыкальной комедии. Постановка имела большой успех.

Я хочу напомнить, что «Чайки» («Акчарлаклар») – это музыкальная комедия, которую Джаудат Файзи написал на либретто Ахмета Файзи в 1944 г. Лёгкий «чеховский» стиль, присущий прозе Джаудата Файзи, композитор перенёс на музыкальное сочинение под соответствующим названием – «Чайки».

Музыкальная комедия «Акчарлаклар» нашла отклик в сердцах зрителей. Это была оптимистическая комедия, отвечавшая настроениям того поколения, жизнь которого она отображала.

Мы уже касались на страницах нашего сайта темы «оперетты Акчарлаклар». Эта публикация была посвящена радиопередаче о Джаудате Файзи, подготовленной Диной Камаловой.  Дина вкратце передаёт сюжет постановки. Затем звучит ария Зайтуны в исполнении Зулейхи Хисматуллиной.

«Акчарлаклар» стала второй музыкальной комедией, созданной в татарской музыкальной культуре. Ещё не кончилась война, но уже хотелось думать о мирной спокойной жизни. Премьера спектакля состоялась 25 августа 1944 г. в Казанском Оперном театре.

В первоначальной версии двое возлюбленных жили на противоположных берегах Волги. Наверное, требовалось преодолеть большие трудности, чтобы они могли встретиться. Было бы легче, «если бы они были чайками». Видимо поэтому, комедия и была названа «Чайки». По сценарию два конкурирующих между собой колхоза должны были объединиться, что привело бы ко всеобщему удовлетворению и воссоединению влюблённых. Трудно себе представить объединение колхозов, находящихся на противоположных берегах реки. Либретто сочли слабым. Его меняли, оставляя без изменений полюбившуюся музыку спектакля. Оперетта ставилась довольно долгое время. Можно сказать, что это вторая по популярности музыкальная комедия после «Башмачков». Кроме того, сюжет, основанный на перипетиях колхозной жизни стал потихоньку уходить в прошлое. Молодому поколению становятся непонятными реалии прошлых лет, о которых помнят только старожилы. Возможно, когда-нибудь эта история любви перерастёт в разряд исторически значимых картин из прошлого, и постановщики вернутся к незамысловатому, но очень любопытному сюжету.

А тем временем мы продолжаем наслаждаться музыкальными фрагментами оперетты, которые живут самостоятельной жизнью. Вот один из них: «танец» («Бию») в исполнении Марса Макарова (баян).

А всего несколько дней назад мы услышали песню Зинната в исполнении народного артиста РТ Эмиля Залялетдинова на концерте-встрече, которая прошла в ДМШ им. Джаудата Файзи.

Здесь мы должны добавить, что через два года в этой же школе прозвучит ария Зайтуны.

Далее мы публикуем главу из книги Мидхата Файзуллина «Джаудат Файзи»:

У Джаудата Файзи, воодушевленного большим успехом «оперетты «Башмагым», возникло желание работать и дальше в этом жанре, но не находилось подходящего либретто. При встрече с Ахмадом Файзи они поговорили на эту тему. Ахмад предложил свою недавно законченную комедию «Гармонист Зиннат». Композитор охотно взял пьесу для ознакомления, но она не устроила его. Об этом он сказал автору, высказал свои соображения, необходимые для коренной переработки пьесы. Ахмад Файзи терпеливо выслушал Джаудата Харисовича и предложил ему работать над либретто вместе. Совместная работа оказалась плодотворной, но не все сразу удавалось. Обсуждали, иногда даже спорили, но приходили все же к единому мнению. Название пьесы изменили. Так возникло либретто музыкальной комедии «Чайки» («Акчарлаклар»), созданной в соавторстве двух Файзи, Джаудата и Ахмада. Либретто писалось в то время, когда еще «Башмагым» не успела выйти за пределы Татарстана, и Джаудата Харисовича не теребили с различными просьбами, связанными с подготовкой оперетты для постановок.

        Содержание музыкальной комедии сводится к следующему. — Два колхоза расположены на разных берегах Волги. На левобережной стороне колхоз возглавляет недальновидный председатель Вильдан. На ферме этого колхоза трудится замечательная девушка – передовая доярка Зайтуна. В колхозе на противоположной стороне реки отличается на трудовом фронте бригадир тракторного звена Зиннат, – поэтическая натура, прекрасный гармонист, овеянный мечтой стать летчиком. Между Зайтуной и Зиннатом возникает симпатия. Это огорчает председателя Вильдана. Если он не примет меры, «гордость колхоза» Зайтуна может «выпорхнуть» в другой колхоз, на другую сторону Волги.

         В колхоз, где председательствует Вильдан приезжает на отдых Фатхи – капитан парохода. Он любит доярку, миловидную девушку Шамсию – дочь Вильдана, однако ее отец не догадывается об этом, строя хитросплетения и пытается заинтересовать Фатхи Зайтуной. Из этого ничего не получается и Вильдан осмеивается народом. К общему удовольствию все завершается благополучно: не только соединением возлюбленных, но и объединением двух колхозов. Романтика, стремление к счастью, любви и светлому будущему, – вот лейтмотив оперетты. Кроме основных персонажей в мизансценах участвуют: Малика – трактористка, сестра Зинната, Лукман – матрос, парни и девушки. Действие происходит в 1940 году.

        Когда началась работа над опереттой «Чайки» («Акчарлаклар»), Джаудат Харисович получил письмо от своего наставника и друга, писателя Аделя Кутуя. Это фронтовое письмо было лаконичным: «Друг Джаудат! Твой теплый привет и сообщение о постановке «Башмагым» получил, поздравляю. Когда получишь это письмо, спой ту песню, которая была написана в деревне Чачкаб, где мы рыли противотанковые рвы. Желаю успеха в творчестве! Губаю, Кави, Мирсаю, Галие… и другим передай привет. Жму руку Назипу, Ключареву. Когда находился под огнем, промок под дождем. Вспоминается Казань и Вы, друзья. Это придает силы и согревает меня. Эх! Тебе бы тоже повидать войну – сочинил бы вечно незабываемую песню! Война идет страшная, горит земля, разрывается небо, вражеские блиндажи превращаются в щепки. Я думаю, не помру. Силы хватает, полагаю написать хорошее произведение. Цените жизнь, используйте с пользой каждую минуту. Даже в самую тяжелую минуту не сгибай голову, будь сильным… 

Вскоре отправляюсь на фронт, пиши, письмо твое меня разыщет. Жму руку! Адель 29 сентября 1942 года».

          Мог ли после такого письма не окрепнуть духом Джаудат Файзи? Стыдно было жаловаться, что жизнь стала тяжелой, квартира не отапливалась, инеем покрылись углы в его кабинете, полуголодное существование, не хватает многого…

Нет, он не ропщет, в эти суровые годы никогда его не видели унывающим. Там на фронте льется кровь, там, на передовой, его друзья: Муса Джалиль, Адель Кутуй, Фарид Яруллин и многие другие.

         Письмо Аделя Кутуя способствовало более интенсивной работе и в 1943 году, после контракта с театром оперы и балета на оперетту «Чайки» («Акчарлаклар»), основной своей задачей композитор считает —  без задержки сдать оперетту. Однако, не только либретто, но и музыка давалась нелегко. Были поиски, вариации, разочарования, но все же творческий замысел к концу года был воплощен.

         Не следует забывать, что еще шла кровопролитная война, но наши войска неотвратимо двигались вперед на запад, в тяжелых боях громя фашистские полчища. В 1944 году советская армия, уже выполняя интернациональный долг, сражалась за освобождение Румынии, Болгарии, Югославии и была на подступах к Венгрии.

В этой обстановке, при всеобщем душевном подъеме, в августе 1944 года, прозвучала вторая оптимистическая музыкальная комедия «Чайки» («Акчарлаклар»), в государственном татарском театре оперы и балета, со сцены драматического театра имени Галиаскара Камала. Режиссером – постановщиком был Валеев – Сульва. Декорации спектакля были выполнены соответственно духу спектакля в реалистическом стиле. Исполнителями ролей были ведущие солисты театра оперы и балета. Спектакль был тепло принят зрителями, многие музыкальные номера сопровождались аплодисментами. Арии, дуэты, песни, хоры, куплеты, марши, балетные номера оказались изящными, доходчивыми и легкими для исполнения.

      Спектакль шел в сезонах 1944-1946 годов, потом постановки прервались почти на шесть лет. Дело в том, что наряду с восторженными отзывами зрителей, в прессе отмечались и недостатки спектакля: легковесность финала оперетты, непонятное объединение двух колхозов, разделенных Волгой, запутанность коллизий любви и некоторые другие замечания. Необходимость внесения исправлений пьесы и приведение в соответствие с музыкой была очевидной. Авторы, начав работу над новым вариантом либретто, сочли целесообразным привлечь для этого и Ш.Зайни. В новом варианте либретто стало более содержательным и правдивым. Теперь вместо двух колхозов на противоположных берегах реки Волги, существуют по соседству на одной стороне колхоз и совхоз. Бригадир тракторного звена Зиннат трудится в совхозе, в пьесу были также внесены еще некоторые изменения.

       Между композитором и директором театра оперы и балета 15 января 1952 года составляется договор, по которому Джаудат Файзи обязался к 20 марта этого же года представить новую партитуру музыки оперетты «Чайки» («Акчарлаклар»). Джаудат Файзи заново написал вступление, хор девушек, хор джигитов и мелодию двух танцев, а также сделал новую оркестровку дуэта Фатхи и Шамсии, дуэта Малики и Юсуфа, дуэта Шамсии и Фатхи, дуэта Зинната и Зайтуны. К указанному сроку композитор закончил и представил в дирекцию театра партитуру с новым вариантом либретто. В исправленном варианте оперетта «Чайки» («Акчарлаклар») была представлена в Татарском государственном театре оперы и балета 8 мая 1955 года. Режиссером – постановщиком был заслуженный деятель искусств ТАССР Г.Юсупов, художником – оформителем — заслуженный деятель искусств РСФСР и народный артист ТАССР П.Сперанский, дирижер – заслуженный деятель искусств ТАССР Дж.Садрижиганов, балетмейстер – заслуженная артистка ТАССР А.Гацуллина, главные партии исполняли ведущие солисты театра.

         Спектакль ставился несколько лет и был снят с репертуара с появлением новой музыкальной комедии Джаудата Файзи «На берегу Волги» («Идель буенда»). Несмотря на это арии и песни из оперетты «Чайки» («Акчарлаклар») живут и исполняются не только на концертах, их также можно услышать на сценах самодеятельных театров, а то и просто в семейном кругу.

        Следующая музыкальная комедия Джаудата Файзи, «На берегу Волги» («Идель буенда»), была выразительной в музыкальном отношении, но не совсем удачной по содержанию пьесы. Много труда приложил композитор, чтобы завершить эту оперетту и представить зрителям.

Пока нет комментариев

Комментарии