«ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ДЖАУДАТА ФАЙЗИ». Г. Юнусова

Статья Г.Ф. Юнусовой «Җәүдәт Фәйзинең тормышы һәм иҗаты», опубликованная в журнале «Фәнни Татарстан» № 4, 2020 г.

Журнал «Фәнни Татарстан» при Академии наук РТ опубликовал статью Гузель Юнусовой «Жизнь и творчество Джаудата Файзи», которая была представлена в ноябре 2020 г. на Международной научной конференции «Музыка в диалоге культур. Музыкальная культура Татарстана: традиции, современность, перспективы». Статья была посвящена 110-летнему юбилею композитора.

Сам доклад Гузель Файзрахмановны Юнусовой назывался «Творчество Джаудата Файзи сквозь призму жизненных событий». Несколько поэтичное название, не правда ли? Но иначе и быть не может, когда речь идёт о такой многогранной и неординарной личности, как Джаудат Файзи. Его жизнь изобиловала удивительными событиями.

Статья привлекает читателя интересными фактами из биографии композитора и большим списком произведений, написанных Джаудатом Файзи. Это его литературные и музыкальные сочинения. Я хочу обратить Ваше внимание на некоторые моменты, которые показались мне особенно интересными. Но прежде хочу отметить, что Гузель Файзрахмановна Юнусова является научным сотрудником ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, АН РТ. Работа, посвящённая Джаудату Файзи, базируется на данных архива композитора, находящегося в фондах института. Гузель Файзрахмановна сетует на то, что документы в данном фонде остаются неописанными, не оцифрованными , по большей части — в рукописном виде. «Поэтому даже музыковедам мало известно о жизни и творчестве Джаудате Файзи». Ко всеобщему сожалению, даже нет ни одной книги о композиторе.

При данных обстоятельствах статья Г. Юнусовой является ценнейшим документально подтверждённым источником информации о Джаудате Файзи.

Сможет ли одна статья заполнить вакуум в деле освещении жизни и творчества Джаудата Файзи? Думаю, что первый шаг сделан и направление намечено. Большой архив Джаудата Файзи фонда № 140 в Центре письменного и музыкального наследия при ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова ждёт исследователей жизни и творчества композитора.

Справедливости ради надо сказать, что на конференции ещё один доклад был посвящён архиву Джаудата Файзи. Это доклад И.Н. Фатхуллиной «Архив Джаудата Файзи в фондах национального музея РТ».

Мы благодарим всех, кто, не жалея своего времени и сил, занимается изучением материалов, связанных с жизнью и творчеством Джаудата Файзи, извлекая из архивов по крупицам интереснейшую и ценнейшую информацию, делая её достоянием народа, рассказывая нам, каким человеком был Джаудат Файзи.

Слова, принадлежащие самому Джаудату Файзи и приведённые в статье Г.Ф. Юнусовой как нельзя лучше характеризуют свойства человека, который не мог сидеть без дела и, наверное, поэтому так много успевшего сделать, — «Если я не работаю, то начинаю болеть». И он не просто работал, а в каждом деле – горел.

Он успел сделать так много, прожил такую наполненную жизнь, что каждый новый факт из его биографии может служить темой для отдельного рассказа об этом удивительном человеке.

Пятнадцать страниц ценнейшего исторического и музыковедческого материала рассказывают о юношеских увлечениях и интересах Джаудата, о его отце – Харисе Файзи Чистапули (авторе первых учебников на татарском языке), о его дяде Мирхайдаре Файзи, родоначальнике татарской музыкальной драмы, о Хаят апай (родной сестре Хариса Файзи), которая преподала первые уроки музыки Джаудату, обучая его игре на мандолине, о Салихе Сайдашеве, который принёс в дом Файзи первую скрипку, о первой восточной музыкальной школе в Оренбурге и многом другом.

Те, кто интересуется личностью Джаудата Файзи, найдут в этой статье много штрихов к его портрету. Например, интересно то, что Джаудат Файзи был увлечён техникой, электроникой, радио и фото делом. Он с детства проявлял интерес к устройству различных механизмов, — мог починить швейную машинку, провести электрический дверной звонок, собрать радиоприёмник, занимался фото делом. Увлечение фотографией оставалось у него до конца его жизни. «Не даром, — пишет Г. Юнусова, — комиссия по сохранению наследия Джаудата Файзи включила в план в первую очередь сохранение его богатого фотоархива». А интерес Джаудата Файзи к технике помог ему в его работе, когда он занимался сбором музыкального фольклора. Многие из нас не знают сегодня, что такое фонограф. Это крупногабаритное устройство, предназначение которого можно сравнить с магнитофоном.

В фольклористических экспедициях это была незаменимая вещь. Джаудат Файзи предпринимал фольклористические экспедиции в Пермскую, Астраханскую, Тюменскую, Оренбургскую, Тобольскую области, где он собирал татарские народные песни. Для их записи требовались чистые валики для фонографа. Джаудат Харисович, обладая рационализаторским умом, нашёл новый способ их очистки. В архиве сохранились такие валики с записанными на них народными напевами.

Новаторство Джаудата Файзи проявилось и в его музыкальном творчестве. Излишне говорить о новом жанре в татарской культуре, который он создал. Но и то, что Джаудат Файзи стал писать произведения для детей, тоже было новаторством в татарской музыкальной культуре.

Гузель Файзрахмановна не могла в своей статье обойти и вопрос личных привязанностей Джаудата Файзи. Она повествует о дружбе композитора с Мусой Джалилем. Их дружба вылилась в совместное творчество. В тридцатые годы ими совместно был создан «Детский альбом».

Слова родных композитора о том, что он был готов помогать каждому, кто к нему обращался за помощью, находят подтверждение в статье, когда её автор рассказывает о воспоминаниях артистов, которых Джаудат Файзи поддержал в самом начале их творческого пути, подставил своё плечо и помогал в дальнейшем. Это упомянутые в статье Зулейха Хисматуллина, Флёра Сулейманова, Раиса Тимофеева.

Много новых подробностей о музыке Джаудата Файзи к сценическим произведениям приведено в статье. Я укажу только на один факт. Оказалось, что в 50-60 гг. Всесоюзное радио транслировало оперетту «Башмагым» на весь мир в переводе на английский, немецкий и французский языки.

Теоретические взгляды Джаудата Файзи на музыку, его классификация татарской народной музыки и жанров татарского музыкального искусства актуальны и сегодня. Хотя музыковеды долгое время не принимали их во внимание, сегодня они стали ссылаться на теоретические выкладки Джаудата Файзи.

«Многое из наследия Джаудата Файзи не изучено, не известно, — доносит до нас Гузель Юнусова, – материалы продолжают лежать в разных архивах». Автор статьи обращает наше внимание на план по сохранению наследия Джаудата Файзи, который был составлен Государственной комиссией после смерти композитора. К сожалению, мало, что было сделано. Поэтому план остаётся актуальным и сегодня. Г. Юнусова предлагает, взяв за основу план, составленный государственной комиссией, доработав его, добавив пункт из сегодняшних реалий – оцифровку музыкальных записей, сохранившихся на валиках для фонографа. Эти записи несут на себе живую музыку нашего народа, которую пытался сохранить и донести до нас Джаудат Файзи. Он сделал для этого всё. Теперь наша очередь позаботиться об этом, так же, как и об остальных материалах архивов, в т.ч. о ценнейших фотографиях, которые тоже нуждаются в оцифровке и издании в виде альбома.

В заключении Гузель Юнусова пишет, что «опираясь на архивы Джаудата Файзи двух фондов (Нац. Музея РТ и ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова), можно сделать очень многое для увековечивания имени композитора».

К статье прилагаются несколько уникальных фотографий из архива композитора. Фотографии публикуются впервые.

Ниже приведена статья Г. Юнусовой «Жизнь и творчество Джаудата Файзи» на татарском языке.

 

Пока нет комментариев

Комментарии