ЗАВЕРШЕНИЕ ФЕСТИВАЛЯ И РОЖДЕНИЕ НОВОГО ТЕАТРА

Завершился театральный фестиваль «Науруз» в Казани. В его последний день участники и гости фестиваля стали свидетелями явления, которое называется «татарский музыкальный театр».

Задвинутая в последние годы на задний план, татарская музыкальная классика пробивается вперёд. И кто, как не молодёжь, несёт это высокое искусство в народ! Студенты и выпускники Оперной студии при Казанской государственной консерватории им. Н. Жиганова уже не в первый раз берутся за воплощение на сцене шедевров татарской музыкальной классики. На этот раз зрителю была представлена музыкальная комедия Джаудата Файзи «Ходжа Насретдин». Молодой композитор Ильяс Камал нашёл, изучил, обработал и обновил партитуры спектакля, которые никогда не были опубликованы. В содружестве с руководителем Оперной студии Альфиёй Заппаровой, режиссёром Ринатом Бекташевым, дирижёром оркестра «Tatarica» Ринатом Халитовым он воссоздал спектакль и воскресил музыку Джаудата Файзи!

Фотографии из сообщества Казанской консерватории ВКонтакте https://vk.com/album-114286965_279623999 

11 июня 2021 г. на сцене Татарского театра драмы и комедии им. К. Тинчурина был представлен роскошный спектакль, поразивший всех своей новизной и неординарностью. Прекрасная музыка, красивые молодые голоса оперных исполнителей, молодой задор и кураж персонажей и самих артистов. Всё дышало оптимизмом. Легко и весело обыгрывались самые сложные сцены. Юмор заряжал бодростью и хорошим настроением.

 Премьера этого спектакля состоялась в декабре 2020 г. Она была приурочена к юбилеям Джаудата Файзи и Наки Исанбета, автора пьесы «Ходжа Насретдин».

Только единожды казанский зритель мог увидеть постановку в этом году. В марте спектакль был показан в БКЗ им. Сайдашева.

Казанцы успели проникнуться большим интересом к сюжету пьесы и к оригинальному исполнению партий. Зритель полюбил смекалистого героя, «Хозяина жизни», у которого многому можно поучиться и нам с вами. Ходжа Насретдин учит тому, что из любой ситуации можно найти достойный выход. Надо только обладать достоинством и самоиронией и понимать, что ты сам – хозяин своей жизни.

Посмотрев спектакль дважды на сцене БКЗ, я с радостью воспользовалась возможностью посмотреть постановку, снабжённую синхронным переводом, и пришла на фестивальный показ в театр им. Тинчурина. Я не только обогатила своё представление о содержании пьесы, но, как будто увидела совсем другой спектакль. Настолько органично действие пьесы смотрелось на сцене прославленного театра! Оркестр уютно расположился в оркестровой яме, тогда как в БКЗ ему приходилось располагаться на сцене вместе с героями пьесы. Безусловно, оркестр на сцене придавал особое очарование спектаклю, но всё же, мне кажется, музыканты и актёры чувствовали себя комфортнее, будучи каждый на своём месте. Удивительная гостеприимная атмосфера театра драмы и комедии, живая музыка, встречавшая зрителей уже в фойе, призывали отвлечься от повседневности и окунуться в мир прекрасного. Удивительная мягкая акустика зрительного зала позволила услышать по-новому великолепные голоса исполнителей.

Природа подарила фестивалю «Науруз» замечательную летнюю погоду. Выйдя на улицу после спектакля, мы все находились в некоем волшебном состоянии. Казалось, что вокруг продолжают звучать аплодисменты и крики «Браво!», а Казань – залита светом софитов. Жаль, что фестиваль закончился так быстро. Хотелось продлить удовольствие и сходить ещё на какой-нибудь неведомый нам спектакль тюркского мира.

Всю дорогу по пути домой я продолжала размышлять о фуроре, произведённом Оперной студией в этот вечер. Мне казалось, что не только атмосфера фестиваля воздействовала на молодых исполнителей, но и волшебная аура театра на ул. Горького вдохновила их на такое сногсшибательное исполнение своих ролей в спектакле. Стены этого храма искусства придали новое звучание всему спектаклю.

Я стала вспоминать, какой спектакль я смотрела в театре Тинчурина в последний раз. Удивительно, но это тоже были Джаудат Файзи и Ильяс Камал. Ставились «Башмачки-jazz». Этот спектакль явился сенсацией, вызвавшей противоречивые чувства у публики. В зале яблоку негде было упасть. Думаю, если бы не эпидемиологические меры, то сегодня в театре им. Тинчурина тоже был бы аншлаг. В любом случае, перед спектаклем, билетов в кассе не было. Я радовалась тому, что успела приобрести билет заранее.

Вдруг я осознала символичность того, что Оперная студия сегодня ставила спектакль в этом театре. Почему? — Мне вспомнился эпизод из жизни Джаудата Файзи. Именно в этом здании располагалась первая радиостудия в Казани, работу которой возглавлял Адель Кутуй. Радиостудия эта называлась «Опера». В своих дневниках Джаудат Файзи описывает комнату, которую занимала радиостудия: «Это была небольшая комната, стены которой были обиты мягкой тканью, мягкие стулья, стол и микрофон размером с кирпич. Ещё в комнате размещался рояль». Впоследствии Джаудат Файзи и сам будет работать в этой радиостудии, ведя цикл музыкальных передач. С 1941 по 1942 гг. Джаудат Файзи был редактором музыкального вещания татарского радио.

Память стала рисовать другие картины. До 1986 г. в этом здании на ул. Горького находился театр им. Г. Камала. Тинчуринский театр своего здания не имел. Он был передвижным театром. А в 1939-1941 г. Джаудат Файзи был заведующим музыкальной частью и дирижёром театра им. Г. Камала.

Всё сложилось: именно здесь, в здании, которое сегодня занимает театр им. К. Тинчурина, работал восемьдесят лет тому назад Джаудат Файзи, здесь состоялась премьера спектакля «Ходжа Насретдин». И нет ничего удивительного в том, что сегодня, музыка маэстро здесь звучит по-особенному. Я верю, что сегодня он сам помогал музыкантам и певцам воссоздать его творение, чтобы оно и впредь несло радость людям.

Но и это ещё не всё. До того, как было построено здание Оперного театра, казанский театр оперы и балета тоже был передвижным, делая постановки в других театрах, которые имели свои здания. А в 1939-1940 гг. Джаудат Файзи являлся штатным композитором Оперного театра. И опера часто звучала в здании театра им. Г. Камала, который находился как раз на ул. Горького.

И вот уже в другом театре, но в том же здании вновь звучит Опера. Всё правильно. Так и должно быть. Татарский спектакль без настоящей живой музыки невозможно представить.

Каким он должен быть, настоящий татарский музыкальный театр? Это можно узнать, посмотрев одну из постановок Оперной студии, одну из музыкальных комедий, идущих в театре им. К. Тинчурина, авторами которых являются наши татарские классики.

Тот восторг, который выражали зрители на показе «Ходжи Насретдина», объясняется любовью народа к «настоящей» татарской музыке, которую мы в последнее время слышим очень редко. Искусство, подаренное нам Оперной студией, — как глоток свежего воздуха, чистого и пьянящего, напоминающего нам о наших корнях, наших истоках. А истоками нашего вдохновения являются наши предки, наши классики, наш талантливый народ.

Хорошо бы этот спектакль остался в репертуаре театра драмы и комедии. Он бы украсил яркую палитру спектаклей, с такой любовью принимаемых казанским зрителем.

На следующий день после заключительного спектакля фестиваля с утра шёл дождь. Небо заволокло тучами. Но ощущение светлого яркого праздника в душе продолжалось. Сердце переполнялось радостью от встречи с прекрасным и от понимания того, что мы побывали в самом настоящем храме искусства, в котором переплетаются судьбы всей театральной и культурной жизни Казани,и музей которого хранит фантомы всех, кто соприкасался в своём творчестве с театром. Он помнит и Джаудата Файзи,который здесь работал, и Мирхайдара Файзи, который пришёл когда-то посмотреть постановку своей «Галиябану», но так и не нашёл «лишнего билетика». И, если бы не Адель Кутуй, с которым он познакомился тут же, то не смог бы попасть на спектакль.

Гости фестиваля разъезжаются по домам, увозя с собой лучшие впечатления от татарской культуры, гостеприимства, от радостных и судьбоносных встреч.

Последний спектакль этого фестиваля, обрамлённый красотой тинчуринского театра и любовью наших зрителей, надолго останется у них в памяти.

А нам остаётся только пожелать, чтобы у казанских любителей татарского музыкального театра была возможность вновь встретиться с «Ходжой Насретдином» в стенах театра им. Карима Тинчурина, чтобы ещё раз испытать счастье от прекрасного искусства мастеров оперной сцены и волшебной музыки Файзи.

P.S. Казанская культурная интеллигенция давно мечтает о создании Татарского музыкального театра. Так не пора ли нам осуществить эту мечту? Тем более, что уже есть спектакли, отвечающие самым высоким требованиям этого жанра. Оперная студия с её экспериментальным творческим театром стала самым ярким пропагандистом нового театра нашей эпохи. Этот театр создаёт новое качество шедевров татарской музыкальной классики, возрождая к жизни «жемчужины» татарской культуры.

А в конкурсе театров на возможность принимать у себя Татарскую Оперу и её поклонников, театр драмы и комедии им. Карима Тинчурина, безусловно, будет иметь неоспоримые преимущества перед конкурентами.

Да будет в Казани Татарский музыкальный театр!

Фотографии из сообщества Казанской консерватории ВКонтакте https://vk.com/album-114286965_279623999 

1 Comment

  • Аноним

    20.06.2021 at 14:18 Ответить

    Прекрасная постановка. Интересно и весело.

Комментарии