ЮЛУК В СУДЬБЕ МИРХАЙДАРА ФАЙЗИ И МИРХАЙДАР ФАЙЗИ В СУДЬБЕ ЮЛУКА.

К 130-летию со дня рождения Мирхайдара Файзи. Ссылка на статью Рузили Мухаметовой о Юлуке.

Кажется, что трудно что-либо добавить о драматурге, учитывая то, что на протяжении пяти лет мы регулярно публиковали информацию о Мирхайдаре абый. Но, публикация Рузили Мухаметовой на сайте intertat.tatar меня тронула. Услышать, пусть уже известную мне информацию из уст людей, дорожащих каждой чёрточкой своих воспоминаний о нём, искренне любящих  его и сделавших так много для сохранения живых подробностей, с такой заботливостью передаваемых из поколения в поколение, было очень важно для меня.

И, конечно же, у кого, как не у учителя сельской школы, появилась потребность заниматься вопросами увековечивания памяти о человеке, так много писавшем о Юлуке в своих дневниках, пережившего здесь жаркое время гражданской войны, сделавшего невозможное в то время: привлёк к работе драмкружка даже женское население старорежимной деревни. Можно только догадываться, какой одержимостью обладал двадцативосьмилетний Мирхайдар, — он рисковал своей жизнью ради того, чтобы пошатнуть старые устои. Как об этом рассказывают жители села Юлук Баймакского района Башкортстана, смотрите по ссылке, приведённой ниже.

Мирхайдара проклинали, обзывали «коммунистом», обвиняли в развращении молодёжи, родители запрещали детям участвовать в работе драмкружков, запирали самого Мирхайдара в каменный застенок. На основании этих событий им была написана пьеса «Кызыл йолдыз». Истории единственной татарской деревни района может позавидовать любая деревня Татарстана: она хранит память о семье Рамиевых, имевших здесь усадьбу и богатейшую библиотеку, о Шаехзаде Бабиче, видном татаро-башкирском поэте, побывавший здесь незадолго до своей кончины, и о Мирхайдаре Файзи, приглашённом Рамиевыми для работы в их библиотеке. Рамиевы боялись, что гражданская война, вспыхнувшая в стране, уничтожит книги, представлявшие собой большую ценность. С этого и началась деятельность Мирхайдара Файзи как библиотекаря. В дневниках Мирхайдара Файзи можно прочитать об этом факте его биографии следующее. В 1918 г.  Мирхайдар «работал в Отделе образования г.Орск и был направлен в Юлук для поднятия культуры села». Наведя порядок в работе библиотеке Юлука,он был направлен новой властью в другие деревни для работы в избах-читальнях. Что об этих днях писал сам Мирхайдар Файзи, можно прочитать в публикации «Так о чем же эти дневники».

Потомки тех, кто жил в эти годы в Юлуке, с гордостью говорят о прототипе Халила из «Галиябану». Это был друг Мирхайдара – Вафа Адгамов, житель деревни. Можно предположить, что они были знакомы задолго до описываемых событий, т.к. «Галиябану» была написана уже в 1916 г.  Возможно, уже после написания пьесы, Мирхайдар Файзи увидел в этом юноше черты своего героя и после этого написал в дневнике «Вафа – прототип Халила».Чтобы разобраться в этих тонкостях, надо подробно изучить дневники драматурга. Как бы то ни было, жители Юлука никому не отдадут этой прерогативы: прототип главного героя «Галиябану» — парень из Юлука.

Сегодня мы называем эти сведения легендами. Пусть, эти данные не научные факты, но они – драгоценные звенья цепочки, украшающей романтический ореол уникального мемориального места, где каждое поколение перенимает и хранит всё, к чему прикасался великий татарский драматург.

Низко кланяемся людям, продолжившим дело Мирхайдара Файзи в деревне Юлук, людям, просвящающим новые поколения жителей, тем, кто не даёт памяти о прославивших село людях, стереться, берегут святыни, связанные с этими именами.

Фидаил Абубакиров, преподававший 40 лет химию, биологию и музыку, организовал музей в сельской школе, ходатайствовал о присвоении школе имени Мирхайдара Файзи, о создании парка для облагоражиивания территории, где находится могила Мирхайдара Файзи, печётся о реставрации здания библиотеки, где работал Мирхайдар Файзи.

Дильбар Маннапова, работающая сегодня библиотекарем в Юлуке – продолжает дело Мирхайдара и является хранительницей всех тайн, связанных с именем драматурга. От неё я узнала, что в школьном музее есть тетрадь с частушками, записанными Мирхайдаром Файзи в дни его пребывания в Юлуке.

В дневниках Мирхайдара Файзи встречается много женских имён, о которых он пишет с любовью. Одно из них — Магруфакамал. Не удивительно то, что Мирхайдар был влюбчивым. Он восхищался красотой и талантами людей, влюблялся в этих юношей и девушек. Кстати, с самым романтическим произведением Мирхайдара «Асылъяр» связано и его пребывание в Юлуке. Здесь он закончил пьесу. И, вероятно, последние штрихи были навеяны его пребыванием здесь. Надо заметить, что 1918 г. был отмечен в жизни Мирхайдара Файзи большой драмой. В этот год умирает его любимая Гульчахра Бурнаева. Но это произошло до его приезда в Юлук. Что касается его возлюбленной Магфуры, о которой идёт речь в публикации, то она впоследствии вышла замуж за муллу Зарифьяна. Сама она была не из бедного сословия, красивая, грамотная. Мирхайдар писал ей любовные письма. История этих писем изложена в одном из интервью публикации. После смерти жены Зарифьян бабай продал их в Оренбурге. Журналист Михаил Секрет, писавший о Мирхайдаре Файзи, должен знать, какова их судьба. А нам остаётся только предполагать, что было в письмах к любимой, письмах человека, написавшего пьесу «Галиябану», ставшую гимном любви двух народов – татарского и башкирского.

Однако, в дневниках Мирхайдара Файзи встречается ещё одно женское имя. Это Гуляра Адгамова, дочь муллы. Он пишет: «Она мне очень понравилась: юная, тоненькая, красивая, лёгкая. Какие чувства должен был испытывать человек, писавший о девушке: «В душе ангелы поют и райские цветы расцветают, когда она рядом» (март 1919 г, Юлук).

Чуть позже Мирхайдар знакомится с Гульсум Музафаровой. «Поражён её красотой… объяснились» (Жуняй).

Эти записи делались Мирхайдаром в то время, когда организовывалась работа драмкружка, «рылись окопы по принуждению воюющих сторон, красные проводили обыски, пулемёты на окраине свистели, стрельба, звон разбитых стёкол, пленения, аресты, избиения, грабежи, смерти». Юлук занимали то башкиры, то казаки, то красные.

А первого апреля Мирхайдар описывает красоту природы Юлука, тающий на реке лёд, ручьи.

Любовь Мирхайдара Файзи распространялась на сам Юлук, его природу и на людей, ставших его друзьями и любимыми.

Предлагаем Вам прочитать статью  Рузили Мухаметовой и посмотреть уникальные видео по ссылке: https://intertat.tatar/news/culture/04-10-2021/legendar-galiyabanu-piesasy-tarihynda-baymaktagy-berd-nber-tatar-avylyny-eze-bar-5839575

P.S Рузиля! Большое Вам спасибо за интересную статью, за то, что помните о юбилее и за уникальные видеозаписи, за Ваш труд. Передайте наш горячий привет Юлуку и персонажам вашего интервью.

С почтением, Диляра М.

1 Comment

  • Диляра М.

    18.10.2021 at 11:37 Ответить

    Приношу свою благодарность жителям Юлука, нашим современникам за сохранение светлой памяти о Мирхайдаре абый. Мне очень приятно, что люди с таким теплом вспоминают о нём, дорожат этой памятью, ценят свою связь с этим незаурядным человеком, который с таким теплом писал об их предках и о самом Юлуке.

Комментарии