ВСЕ УШЛИ НА ФРОНТ… или «КАК ВЫ ТУТ ЖИЛИ?»

Джаудат Файзи в годы Великой Отечественной войны.

«Как вы тут жили, пока мы воевали?» — спросят, когда кончится война, те, кто вернется с фронта. И мы должны будем держать ответ. Моим ответом будет новое произведение, какого еще не было в татарской культуре». (Запись из дневника Джаудата Файзи)

Музыкальная комедия «Башмачки» стала достойным ответом тем, кто вернулся…

Не вернулись товарищи Джаудата, заплатившие своей жизнью за Победу: Муса Джалиль, Фарид Яруллин, Фатих Карим, Сибгат Хаким, Абдулла Алиш, Адель Кутуй. Вечная им память! Джаудату предстояло отдать им дань памяти и отстаивать их честь.

Глава из книги Мидхата Файзуллина «Джаудат Файзи»:

К началу Великой Отечественной войны Джаудат Файзи был уже признанным композитором Татарии. Славу ему принесли его лирические и проникнутые гражданским пафосом песни, а также музыкальные номера, написанные к драмам. К тому времени он был уже автором музыки многих спектаклей татарского академического театра. Многие песни из музыки к спектаклям стали популярными: «Песня жизни» из пьесы М. Амира, песни Гайнавал из «Ташкыннар», песня Разии из «Шамсикамар» и другие.

       Война всколыхнула патриотические чувства народов Советского Союза. Писатели, поэты и композиторы своим искусством старались поднять боевой дух народа, они переключились на военную тематику. В то время Джаудат Файзи заведовал музыкальной частью татарского радио и совместно с редактором литературной части, писателем Аделем Кутуем полностью перестроил свою деятельность соответственно требованиям суровых дней. В 1941 – 1944 годах композитор создал ряд патриотических песен: «Трубите горнисты атаку» на слова А. Ромма, «Кровь за кровь» («Канга кан…») на слова Г. Насыри, «Товарищ командир» на слова Ф. Карима, «Встреча героев» на слова Т. Гиззата и М. Садри, «Застольная» («Кутәрик бокалларны») на слова А. Ерикеева, «Сигнал» (о народном ополчении).

        Написано, как будто немного, но в годы войны Джаудат Файзи работал с полной отдачей сил редактором и заведующим музыкальной частью, а также дирижером татарского академического театра. Кроме того, создавал шедевры, предназначенные для подъема духа народа, утверждающие волю к победе над врагом. Вспомним музыкальную комедию «Башмагым», поставленную в начале 1942 года и, еще одну музыкальную комедию «Чайки», увидевшую свет рампы в 1944 году.

 

 

 

 

 

 

Пока нет комментариев

Комментарии