ТАК В ЧЁМ ЖЕ ИНТРИГА?

XVIII ФЕСТИВАЛЬ ТАТАРСКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ.

На афише фестиваля, открытие которого состоялось 17 февраля, значится две юбилейные даты. Это 75 лет Победе в Великой Отечественной войне и 75 лет Казанской государственной консерватории.

На деле же юбилеев в этом году намного больше. Это и 120 лет со дня рождения Салиха Сайдашева, и 110 лет со дня рождения Джаудата Файзи… Именно с произведений этих композиторов начался первый день фестиваля татарской хоровой музыки. Основоположники композиторской школы жили и творили в одно время. Они трудились рука об руку, проводили досуг вместе, дружили, помогали друг другу. В день открытия фестиваля основоположники композиторской школы воссоединились в концертном зале консерватории, где звучали их хоровые произведения. Так символично, что Александр Ключарёв, Назиб Жиганов, Рустем Яхин, Салих Сайдашев и Джаудат Файзи встретились на одной сцене, и зал аплодировал им и их творениям. Словно друзья собрались на большой праздник и завели большой хоровод, исполняющий их музыку, их песни.

В сложное, непростое время довелось работать друзьям-композиторам. Их объединяли любовь к татарской народной музыке, талант и жизнь ради своего народа. Именно народная песня вдохновляла композиторов на написание музыки для хора. Сегодня их имена стоят в одном ряду, и они вместе приходят к нам на праздники, даря нам красоту своих произведений.

Если говорить о творчестве Джаудата Файзи, то оно привлекает музыкантов и искусствоведов именно этой близостью к истокам татарской песни и в то же время современным звучанием, которое достигается уникальным синтезом народных мотивов и классической формы. Интерес подогревается там, где есть интрига. А интрига в том, что мы знаем о существовании нот некоторых произведений композитора, но никогда не слышали этих произведений или слышали, но не знаем, где находятся их оригинальные партитуры. Например, специалистов хорового искусства потрясло известие о том, что Джаудат Файзи в 1968 г. Написал ораторию «Письма в будущее» по произведению А. Кутуя. Существование оратории явилось недостающим звеном в пазле творческого наследия композитора. Неоспоримые доказательства существования оратории хранятся в фонде композитора в Национальном музее РТ. Заключенный договор на заказ произведения от министерства культуры ТАССР и документы, свидетельствующие о выполнении заказа – это ещё не сама партитура, но уже ниточка, ведущая к разгадке одной из тайн музыки Файзи. Хочется верить, что однажды на одном из будущих Фестивалей татарской хоровой музыки мы сможем услышать это произведение.

Словно отдавая дань заслугам Джаудата Файзи в хоровом искусстве, на фестивале ему было отведено особое место.

В самом начале праздника был исполнен «Студенческий вальс» из оперы «Неотосланные письма» (по произведению А. Кутуя), сцена из музыкальной комедии «Башмагым», песни «Яз шатлыгы» и «Сегодня праздник» (на стихи Г. Тукая). То, что музыка Джаудата Файзи исполняется детскими хорами обусловлено интересом наших современников к творчеству композитора.

За доставленное удовольствие слышать прекрасные «файзиевские» интонации мы должны благодарить хоры музыкального колледжа им. И.В.  Аухадеева и ДМШ № 8 г. Казани.

В этом году в фестивале татарской хоровой музыки примет участие тысяча человек. Это молодёжные, юношеские и детские хоры.

На открытии фестиваля, первый концерт которого носит название «Посвящение», коллективы представили произведения классиков и современных авторов. Излишне говорить о работе, которая предшествовала фестивалю по подготовке номеров. В день открытия фестиваля нам был подарен праздник настоящей татарской музыки. С замиранием сердца мы любовались мастерством слаженных хоров, наслаждались голосами, набирающими силу и поднимающимися под купол концертного зала, голосами, проникающими прямо в наши сердца, заставляющими плакать и радоваться.

Радует то, что и детские хоровые коллективы достойно представили музыку татарских композиторов. Надо сказать, СПАСИБО педагогам, руководителям детских хоров, знакомящих детей с татарской музыкой и обучающих понимать и любить её. Благодарим тех, кто подготовил выступления хоров, организовал фестиваль, тех, для кого песня – праздник и, кто дарит этот праздник нам. Уже 18 лет руководит фестивалем татарской хоровой музыки Альфия Ибрагимовна Заппарова, профессор Казанской государственной консерватории, передаёт жар своего сердца своим ученикам, несущим всю красоту татарской хоровой музыки нам с вами, знакомя нас с нашими истоками, заставляя восхищаться глубиной, мощью и красотой многоголосья молодых исполнителей татарской песни.

Ждём всех на второй день фестиваля, который состоится 26 марта и пройдёт под названием «Прекрасный мой Татарстан».

Фото с открытия фестиваля взяты в сообществе «Казанская консерватория имени Н.Г.Жиганова» в социальной сети https://vk.com.

Автор статьи: Диляра Мухамедьярова.

1 Comment

  • Александр

    07.03.2020 at 10:23 Ответить

    Интересно, но именно в Год театра, которым объявлен в России 2019-й, может в той или иной степени воплотиться в жизнь мечта национальной творческой интеллигенции о создании татарского музыкального театра, на сцене которого регулярно бы шли классические произведения Жиганова, Сайдашева, Файзи, а также ставились бы работы современных композиторов. Сейчас все это на регулярной основе в Казани и других городах республики увидеть практически невозможно. Повторимся, что вопрос этот возник не сегодня. И глава минкультуры РТ Ирада Аюпова вспоминает о том, что еще в 2013 году, когда она была первым заместителем министра, появилось обращение творческой интеллигенции о необходимости создания такого театрального учреждения. Тогда же и было решено привлечь к этой работе Тинчуринский театр. «В 2013 году вышло постановление кабинета министров, согласно которому были выделены средства на создание музыкальной труппы в театре имени Карима Тинчурина. Данные средства введены в бюджет учреждения и начиная с этого периода было выделено 17 штатных единиц и средства на фонд оплаты труда», рассказывает Аюпова газете «БИЗНЕС Online».

Комментарии