Первопроходец

Мирхайдар Файзи посвятил жизнь духовному обогащению и просвещению татарского народа. Из-под его пера вышла пьеса «Галиябану», которая уже сто лет не сходит с подмостков татарских театров. Всех заслуг Мирхайдара Файзи перед отечеством не перечесть. Отчего же мало кто сегодня может Вам рассказать о том, почему в его честь названа улица в нашем городе? В этой статье я пыталась разобраться в исторических  закономерностях судеб тех, кого принято считать отцами жанров, стилей и течений в науке, искусстве и культуре. Возможно, я найду ответ на волнующие меня вопросы, а может быть, я так и не узнаю, почему человек, достойный считаться национальным героем, чтимым и прославляемым, обречён на забвение.

Задумайтесь на мгновенье: каково быть первопроходцем? На что обрекает себя человек, который идёт нехожеными тропами? Чем руководствуется он, когда обрекает себя на непонимание соотечественников, пытаясь сказать им что-то новое, своё, не вписывающееся в рамки обыденного сознания?

Прежде, чем ответить на эти вопросы, надо вспомнить, тех людей, которых мы сейчас считаем основоположниками новых жанров и стилей в искусстве, новых направлений в науке. Был ли их путь осыпан розами или выстлан шипами? Новое неизбежно вступает в противоборство со старым. И в этой борьбе нет гарантии, что новое победит. Отлаженное, устоявшееся, консервативное всегда сопротивляется, отстаивая своё право на существование. И только самым талантливым удаётся доказать право на своё слово в науке и искусстве. Будь это живопись, кинематограф, балет, театр или одна из сфер культуры или науки.

Вспомните основоположников импрессионизма в живописи: Эль Греко, Франсиско Гойя. Они предъявили обществу своё видение мира, бросая вызов старым школам и открывая новые горизонты в живописи. Новое под силу создать только гению, обладающему творческой смелостью. Для этого надо по-особому чувствовать, видеть, быть незаурядной личностью. Их часто не понимают, в них летят камни. А Зигмунд Фрейд, признанный основателем психоанализа? В 19 веке какой смелостью надо было обладать, чтобы объявить половое влечение основой всех поступков человека! В современной психологии чувствуется влияние Фрейда, а в психиатрии по сей день пользуются терапевтическими методами психоализа, а в конце 19 века его теорию принимали в штыки. Что ж, такова доля того, кто отрывается от стаи, подвергает сомнению общепринятые истины, выдвигает крамольные идеи.

Почему же человек берётся за столь неблагодарное поприще?  На этот вопрос может быть только один ответ: Тот, кто переработав опыт своих предшественников, увидел свою дорогу, по которой он не может не идти, чтобы сказать своё слово, которое он не может не сказать. Этот путь всегда сквозь тернии, но именно он приводит к звёздам.

В татарской драматургии таким первооткрывателем, громко заявившем о себе, сказавшим своё слово стал Мирхайдар Мустафович Файзи. Блестящий знаток татарской народной песни и музыки, он соединил драматическое искусство и национальный фольклор на одной сцене, обогатив театральное действо, сделав его живым, музыкальным, близким народу. Естественно, на Татарской земле начала прошлого века, где были сильны патриархальные традиции, любое изображение человека вызывало протест мусульманского духовенства и глубоко верующих татар. Деятельность Мирхайдара Файзи, связанная с пропагандой театра среди татарского населения, навлекала на себя проклятия и угрозы со стороны религиозно настроенных слоёв общества. Мирхайдар Файзи организовывал драматические кружки в самых глухих татарских деревнях, привлекал в них молодёжь, писал пьесы, организовывал театральные постановки, пропагандировал театр. За это религиозные круги, обвиняли его в том, что он «сеет разврат и распространяет бардак», клеймили его «врагом веры».

Когда в 50-е годы прошлого века Билл Хейли соединил ритм-энд-блюз, буги-вуги, кантри и госпил, создав таким образом новый стиль в поп культуре, который впоследствии назвали рок-н-ролл, те, кому за 30 обрушились на него с обвинениями в том, что «рок-н-ролл разрушает Америку». Вам это ничего не напоминает? Закономерности истории.

Он был первым. Казалось бы, честь ему и хвала! Но всегда ли чтят первых? И Мирхайдар считается создателем жанра татарской музыкальной драмы. Достались ли ему заслуженные перлы? Он стоял у истоков зарождения татарского театра, причём придал ему то самое направление его развитию, которое и является настоящей изюминкой татарского театра и сегодня.

А знаете ли Вы, что в Казани есть и  улица Султана Габаши? Как, вы не знаете, кто это? Это же первый профессиональный татарский композитор, человек, достойный всех почестей. Он соединил в своём творчестве национальные музыкальные традиции с образцами западной классической музыкальной культуры. Первая татарская опера «Сания» была написана им в 1925 году. А чуть позже – опера «Эшче». Но кто сейчас помнит имя этого кита татарской музыкальной классики? В тридцатые годы Султан Габаши подвергся гонениям. Одним из обвинений было то, что он пропагандировал самобытную татарскую музыкальную культуру, что шло вразрез с политикой формирования советской музыкальной культуры. Но равняясь на Султана Ахмета Габаши, родилась плеяда молодых татарских композиторов, среди которых яркой звездой вспыхнул талант Джаудата Файзи, развившего в своём творчестве и оперный жанр, основоположником которого был Султан Габаши. Джаудат Файзи развил также жанр музыкальной драмы, основоположником которого был Мирхайдар Файзи и поднял его на новый уровень, создав новый жанр музыкальной комедии. Опера «Неотосланные письма», музыкальные комедии «Башмачки», «Акчарлаклар», прославили татарскую культуру и имя своего создателя.

Обычно все помнят более удачливого и успешного второго, который шёл следом по проторённому пути и, который пришёл на подготовленную почву нашего восприятия нового явления, развил и обогатил его.

Так и у упомянутого выше Билла Хейли появились последователи. Одним из них был Элвис Пресли, который создал свой стиль, принеся рок-н-ролом на эстраду. Излишне было бы рассказывать Вам, кто это.

Нередко бывает, что люди не помнят первопроходцев, подаривших им новые звёзды, часто отдавших себя в жертву в борьбе за новое. Они служили образцами, на них равнялись,. А последователи, превосходили своих учителей в славе. Что ж, это удел лучших учителей, когда мы говорим, что ученик превзошёл своего учителя, это значит, что учитель был гениален. Он смог передать своим последователям свою философию, философию нового явления, впитав которую ученики смогли переработать и развить учение своего Учителя.

Так, сейчас много говорят о том, что именно Кариму Тинчурину в сотрудничестве с Салихом Сайдашевым принадлежит заслуга привнесения музыкальной драмы на подмостки татарских театров, забывая при этом упомянуть имя основоположника жанра татарской музыкальной драмы. Именно Мирхайдару Файзи принадлежит первый опыт в этом направлении. И это «Галиябану», которая была написана в 1916 году, а в 1917 году уже ставилась во всех татарских театрах России, Башкирии, Казахстана, Сибири. Смею заметить, что, будучи талантливым человеком и в музыкальном отношении, он смог сочинить музыку ко своей драме: музыкальное сопровождение и саму песню Галиибану, которая популярна и в наше время, то и дело всплывая на экранах, доносясь из радиоприемников и даже просто незаметно напеваемая нами в повседневности. Это уже впоследствии много лет спустя Салих Сайдашев, будучи профессиональным композитором, переложил мелодию для исполнения музыкальными инструментами целого оркестра.

Благодарные последователи первопроходцев, пользуясь их уроками, не должны забывать своих великих учителей, но быть благодарными за проторённый путь славы, предоставленный им в дар их предшественниками. Священный долг каждого из последователей — отдавать им дань памяти, чтя их подвиг первопроходца.

Автор: Диляра Мухамедьярова

Эта же статья с иллюстрациями по ссылке в аргументах и фактах.

Так же об этих личностях говорилось на конференции академии наук, подробнее можно прочитать здесь.

1 Comment

Комментарии