ОПЕРА «НЕОТОСЛАННЫЕ ПИСЬМА» («ТАПШЫРЫЛМАГАН ХАТЛАР»). ГЛАВА ИЗ КНИГИ МИДХАТА ФАЙЗУЛЛИНА «ДЖАУДАТ ФАЙЗИ».

Эта глава посвящена оперному жанру в творчестве Джаудата Файзи. Оперу «Неотосланные письма» музыковеды считают вершиной творчества композитора, в то время, как об опере «Красный цветок» («Красные цветы») по произведениям Фатхи Бурнаша мало кто слышал. Упомянутая неизвестная опера Джаудата Файзи вызывает живой интерес у музыкантов. Дело за малым — найти эти ноты. Интересно, какая судьба постигла упомянутую в этой главе симфоническую поэму «Макмай» по произведению Хади Такташа. В этой связи хочется вспомнить и балет «Кара Ахмет» по произведению Г. Тукая и ораторию «Письма в будущее» (1968 г.). Не эти ли незнакомые нам названия служат безусловным поводом для изучения материалов двух существующих архивов Джаудата Файзи?

Архив Национального музея РТ и архив ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова ждут исследователей жизни и творчества Джаудата Файзи, настоящих ценителей классического наследия, людей, дорожащих татарской культурой.

Я уверена, что люди, котором небезразлична судьба утерянных произведений наших классиков существуют, и я желаю им успехов на их благородном и бескорыстном поприще на благо татарского народа!

Написать музыкальное произведение, где музыка занимает ведущее положение, где композитор может проявить себя в разных жанрах музыкального искусства, была давней мечтой Джаудата Файзи. Эту мысль он вынашивал с середины сороковых годов и искал для этого либретто. Наконец, такая возможность появилась. Это случилось приблизительно тогда, когда в 1944 году Адель Кутуй приехал в Казань на несколько дней с фронта. Друзья встретились в доме печати. В беседе Джаудат Харисович сказал писателю о своей идее написать оперу, положив в основу сюжет его повести «Неотосланные письма». Адель Кутуй обрадовался и поддержал инициативу, обещая написать развернутый план действий. Обещание свое он сдержал. В 1945 году Шайхи Маннур, в то время заведующий литературным отделом оперного театра, передал Джаудату Файзи рукопись плана, полученного от Аделя Кутуя. Однако только лишь через пятнадцать лет композитору удалось осуществить свой замысел. Основной причиной была большая загруженность на должности художественного руководителя и директора Татгосфилармонии имени Габдуллы Тукая в 1944-1948 годах. В архиве композитора сохранилась запись его выступления на расширенном заседании правления композиторов Татарии, где он отчитывался о своей деятельности в связи с обстоятельствами, взятыми композиторами к 48-летию Октябрьской революции. На вопрос председателя, почему он не укладывается в срок с оперой, Джаудат Харисович объяснил занятостью на руководящей должности и подготовкой коллектива филармонии к декаде литературы и искусства в Москве. Отмечались и другие причины. В частности, указывалось на то, что оперетту «Башмачки» стали ставить в других городах Союзных и автономных республик. Композитору приходилось вести большую организационную работу, удовлетворяя многочисленные запросы с мест по поводу отправки партитур, клавира и оказания консультативной помощи письменно или даже, выезжая в города. Все это отвлекало композитора от основной творческой работы.

Была еще немаловажная трудность. Имелся сюжет оперы «Неотосланные письма», но не было либретто, композитор неоднократно обращался к нескольким писателям, чтобы они написали либретто, но желающих стать соавторами не находилось. Наконец, Махмут Хусаин взялся за дело, но к обещанному сроку он не успел, а потом и вовсе отказался. Ничего другого не оставалось, как самому взяться за написание либретто и это, безусловно, осложнило и затянуло работу над оперой. Все же либретто композитором было написано. Джаудат Файзи приступил к сочинению многоплановой музыки, и на это ушло несколько лет.

        Повесть Аделя Кутуя «Неотосланные письма» знают многие. Всем близки и понятны образы Галии, Вали и Искандера. Однако, композитора, взявшегося воплотить эти образы в музыке, ждали большие трудности, ибо перед ним стояла сложная задача. Для этого надо было быть не только одаренным музыкантом – композитором, но и владеть сценическим искусством, найти соответствие форм и содержания картин в музыкальном воплощении образов. Рассказать в сжатой форме о судьбе героев в рифмах и в музыкальном звучании было нелегко…

        Согласно замыслу Аделя Кутуя, композитор должен был уложить все содержание повести в четырех актах и пяти картинах. Начинается опера студенческим балом в Казанском университете. Галия согласилась стать женой Искандера. Он радостно поет, обращаясь к своему другу Вали:

«Я мечтой окрылен и в лазурную сень,

Я взлетел как орел, смело.

И хочу, чтобы все в этот радостный день,

Как и я о любви пело, Вали!»

    Вали решает уехать из Казани, он не в силах жить рядом с той, которую любил безмерно.

Второй акт. Действие происходит в квартире Искандера.

Эгоист, сластолюбивый и мелкой души, негодует на себя за то, что он связан по рукам и ногам семьей, и он уходит от семьи.

       Третий акт. Действие разворачивается в саду у пенсионера Галиакбера. Галия закончила учебу, с маленькими детьми она уезжает в деревню работать врачом. Она жалуется темной ночи на свою судьбу:

       Четвертый акт, картина первая. Двор больницы. Люди с надеждой ждут исхода операции, которую делает Галия одному из активных борцов за коллективизацию, раненого коварной пулей кулака. Эта сцена ярко говорит о времени, в котором жили герои оперы.

Эта опера — о судьбах трех студентов, а впоследствии молодых специалистов, об их ошибках и радостях, о великой силе дружбы и благородстве советских людей. Опера заканчивалась, но композитору никак не удавался финал. Какую концовку придумать, как завершить оперу? У Аделя Кутуя в его повести все завершается логично и просто. Но как показать это на сцене, как связать судьбы людей – героев оперы и показать их в одной картине? Ведь в завершающей части повести Галия и Искандер не встречаются, т.е. с точки зрения оперной драматургии действенного завершения не происходит. Композитор долго бился над финалом, пока однажды, случайно не увидел картину художника С.А.Григорьева «Вернулся». Эврика! Эта скорбная фигура уже немолодого мужчины, вернувшегося после долгих лет скитаний в поисках призрачного счастья и легкой жизни к брошенной им семье, внутренне и внешне очень походила на героя оперы Искандера. Его подруга, женщина на картине с усталыми глазами, постаревшая не от прожитых лет, а от пережитого горя и трудностей, помимо внутреннего благородства, ума и воли была неповторимым воплощением образа Галии, а дети – сын и дочь, отчужденно и с удивлением смотрят на незнакомого мужчину. Все это должно случиться с Искандером. Так пришло решение о финале оперы.

           В статье «В поисках нового» заведующий литературной частью оперного театра Р.Хисамов писал: «…Джаудат Харисович лукаво улыбнулся и, достав из ящика письменного стола журнал «Огонек», раскрыл его и подал мне. Я с недоумением смотрел на развернутую страницу журнала, не понимая того, что этим хотел сказать композитор. Передо мной была репродукция с картины художника С.А.Григорьева «Вернулся».

«Я думал, — сказал Джаудат Харисович: что это и есть тот самый ключ для решения финальной сцены оперы. Ведь это то самое, что так долго не давалось мне в руки».

«Это чертовски здорово!» – воскликнул я. Идея встречи в финальной сцены Искандера и Галии, а затем и Вали – вот это решение, которое породила картина С.А.Григорьева.

 

    Наконец, опера была завершена к сорокалетию Советского Татарстана. На страницах журнала «Совет әдәбияте» (1960 года, №1) появилось сообщение композитора. Он в этой статье писал: «В написанной, с мастером художественного слова Аделем Кутуем, повести «Неотосланные письма» показаны психологически насыщенные образы героев. Воплощение их в сценическом представлении, да еще в музыкальном воплощении и интерпретации вдвойне трудно и ответственно. Я закончил оперу, но меня тревожат мысли: сумел ли я сохранить аромат произведения А.Кутуя? Дойдет ли музыка оперы до сердца слушателей? 

      Однако, для меня, очевидно, что когда писалась опера, я ни на минуту не забывал народ. Мне казалось, что глаза народа следили за моей творческой деятельностью. Более того, как будто помогал, поощрял напевом своих мелодичных песен. Они постоянно звучали в моей душе. Чтобы то ни было, для меня приближается радостный день, когда я услышу мнение восприимчивого и талантливого своего народа».

        Премьера оперы состоялась в новом здании театра оперы и балета имени Мусы Джалиля 24 июня 1960 года. Театр был полон зрителей и не мог вместить всех желающих. У входа в театр, спрашивали лишние билеты. Премьера прошла успешно, этому способствовал хороший исполнительский состав солистов. Режиссером спектакля был заслуженный деятель искусств РСФСР и ТАССР Ш.М.Сарымсаков, дирижер – заслуженный деятель искусств ТАССР К.К.Тихонов. Партии исполняли: Галия – заслуженная артистка ТАССР Г.И. Сайфуллина, Искандер – заслуженный артист ТАССР Ю.Н. Гиззатуллин, Вали – заслуженный деятель искусств, народный артист РСФСР и ТАССР Ф.Х. Насретдинов.

       Через пять месяцев на заседании правления союза композиторов ТАССР состоялось обсуждение оперы. Выступали сдержанно, даже недоброжелательно. В ответ на выступление одного из участников, что «опера пахнет выращенными в саду розами», поэт Шайхи Маннур сказал: «От музыки оперы я почувствовал не запах выращенных в саду роз, а аромат полевых цветов моего родного Татарстана».

Композитор ждал оценку своего труда в открытой печати, но она долго не появлялась. Несмотря на то, что опера успешно шла в театре еще и через 10 месяцев после премьеры, она не нашла широкого отклика в печати. Поэтому 24 апреля 1961 года Джаудат Харисович в статье «Прошу слова», посланной газете «Известия», пишет о целесообразности организации Координирующего центра, который мог бы быть ценным для критического обзора новых крупных музыкальных произведений и способствовать широкой пропаганде лучших произведений советского музыкального искусства. В этой статье композитор пишет, что его тревожит долгое отсутствие обсуждения его оперы «Неотосланные письма» в печати. Тем не менее, опера шла. Она стала любимой оперой народа также, как и повесть «Неотосланные письма» выдающегося писателя Аделя Кутуя.  

     Считается, что Джаудат Файзи является автором лишь одной оперы «Неотосланные письма». Между тем, судя по статье Мусы Джалиля «Пламенное творчество», опубликованной в газете «Кызыл яшләр» в 1939 году, дело обстоит иначе. В статье говорится: «В эти дни Джаудат Файзи завершил оперу по повести, написанной для детей Ф. Бурнашем под названием «Красные цветы». Опера композитором посвящена 20-летию Татарстана.

     Помимо этого, он работал над инструментальными произведениями: симфонической поэмой «Макмай» по Х. Такташу, а также хоровыми песнями и симфоническими миниатюрами. Так ли это? Мы не беремся утверждать. Материалов, относящихся к «Красным цветам» в архиве композитора мы не нашли, хотя об этом и говорится в его бумагах.

Пока нет комментариев

Комментарии