МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ «ИДЕЛЬ БУЕНДА» («НА БЕРЕГУ ВОЛГИ»). ГЛАВА ИЗ КНИГИ МИДХАТА ФАЙЗУЛЛИНА «ДЖАУДАТ ФАЙЗИ»

Мидхат Харисович в своей книге сетует на то, что ему не удалось собрать нужный материал для более полного отражения деятельности Джаудата Файзи в жанрах музыки к драмам и музыкальной комедии. «В его личном архиве, хранящемся в Фондах Национального музея РТ, периоды жизни композитора, когда создавались его сценические произведения, представлены разрозненными и ограниченными данными. Нужных нам материалов не оказалось и в музеях татарского драматического театра имени Г.Камала и в театре оперы и балета имени М.Джалиля. Мы в этих учреждениях искусства не смогли разыскать даже партитуры оперетт Дж.Файзи. В беседе с главным дирижером театра оперы и балета В.М.Васильевым я узнал от него, что сохранность партитур маловероятна. Поскольку книга написана на основе документальных данных, скудность упомянутых глав мы не стали пополнять за счет домыслов. Отказываться же совсем от этих глав мы сочли нецелесообразным, т.к. со временем представленные и малые сведения могут оказаться нужными для истории искусства.

     Все же я не теряю надежды, что материалы о деятельности композитора Джаудата Файзи могут пополниться. Не исключена возможность нахождения их в частных руках».

Так оно и случилось. Сегодня этот материал является бесценным даром для тех, кто интересуется творчеством Дж. Файзи.

Как жаль, что спустя всего 60 лет история жизни композитора и плоды его творчества бесследно исчезают в водоворотах нового времени. Хочется разделить с автором книги надежду на то, что материалы, свидетельствующие о деятельности композитора Джаудата Файзи могут когда-нибудь пополниться.

В свою очередь, мы преисполнены благодарностью к Мидхату Харисовичу, автору книги о Джаудате Файзи за его заботу о сохранности тех сведений, которые ему удалось собрать.

Благодарим Виктора Файзуллина за предоставленный материал.

Однако, позвольте прежде, чем познакомить Вас с содержанием главы книги Мидхата Файзуллина, предоставить Вашему вниманию две раритетные записи концертных номеров из оперетты «Идель буенда».

1. Ария Файрузы в исполнении Раисы Билаловой

2. Дуэт Файрузы и Салиха. Исп. Альфия Галимова и Азат Аббасов

Третья музыкальная комедия Джаудата Файзи написана по либретто драматурга Гамира Насрый в 1944 году. На Волжской пристани города Казани собрались друзья, встречающие знатного колхозника, бригадира тракторной бригады, Героя социалистического труда Гарифа Саттарова. Он возвращается из Москвы с совещания передовиков сельского хозяйства. Среди встречающих старый колхозник Муртаза, сестра Гарифа – доярка Файруза, музыкально одаренная девушка, певунья. Среди встречающих также невеста Гарифа – научная сотрудница селекционной станции Рамзия, музыкант Закир Саттаров с сыном Салихом – студентом сельскохозяйственного института и Суембика – буфетчица, она легко заблуждающаяся особа, которая легко вводит в заблуждение и других.

Сценическая интрига с путанными комическими ситуациями возникает по ходу действия из-за внешнего сходства между Закиром Саттаровым и его однофамильцем Гарифом – колхозным бригадиром. В интригу попадают Муртаза и Суембика.

         «Музыкальная комедия «На берегу Волги» («Идель буенда»), – говорил Джаудат Файзи: ставила задачу показать стирание граней между городом и деревней, обрисовать культурный уровень колхозников, их борьбу за высокий урожай». Наряду с этим в пьесе высмеиваются некоторые лица, отрицающие культурный рост населения деревни. К решению музыкальной задачи, по словам композитора, он подошел и с позиции оперных приемов, т.е. все персонажи комедии, имеют свои музыкальные характеристики и ярко выраженные мелодичные интонации. Лейтмотивом спектакля является река Волга, ибо все события комедии развертываются на фоне Волги. Для этого удачно использована татарская народная песня «На берегу реки» («Су буенда»).

        «На берегу Волги» («Идель буенда»), пожалуй, отличается от других оперетт Джаудата Файзи количеством музыкальных номеров: арий, ариоз, дуэтов, хоров, танцевальных мелодий. Оперетта примечательна тем, что ни одна музыкальная комедия композитора, также, как и музыкальное оформление других сценических произведений не подвергались столь широким обсуждениям и спорам, как произведение «На берегу Волги» («Идель буенда»).

При ознакомлении с либретто оперетты и прослушивании ее музыки в Союзе композиторов Татарии, высказался Я. Гиршман: «Автор поставил перед собой очень сложную и трудную задачу. Работа в области музыкальной комедии вообще очень сложна и то, что Джаудат Файзи так настойчиво работает в этом жанре, делает ему честь. Несомненно, у композитора в этой области имеются серьезные достижения, и оперетта «На берегу Волги» («Идель буенда») тому пример». Выступали также композиторы В. Виноградов, А. Ключарев, А. Леман. Критическим было выступление В. Виноградова: «Гармонический язык композитора монотонен, встречаются прискучивающие формулы. Это стирает яркие музыкальные характеристики». А. Ключарев и А. Леман отметили положительные стороны спектакля.

    А. Ключарев: «Сюжет пьесы развертывается интересно, и, по-моему, эта оперетта одна из блестящих пьес этого жанра и показывает безусловный рост композитора по сравнению с предшествующими его работами».

А. Леман: «Жанр комедии вообще очень труден, а комедия в соединение с музыкой —  вдвойне. Следовательно, перед композитором стояла очень трудная задача. Хвала и честь Файзи- он, в основном, справился с этими трудностями. Надо несколько поработать вместе композитору с либреттистом и порекомендовать оперетту для постановки».

 После этого совещания либреттист и композитор внесли небольшие поправки в комедию.

      В ноябре 1949 года спектакль был поставлен в театре оперы и балета. Роль старика Муртазы исполнял Х. Уразиков, сумевший с большим художественным тактом показать в музыкальной комедии свое мастерство драматического актера. Партия Гарифа Саттарова лирично звучала в исполнении Фахри Насретдинова. Роль Рамзии, каждая в своей интерпретации исполняли: С. Захарова и З. Хисматуллина. Драматическая актриса С. Захарова смогла создать теплый лирический образ, а оперная певица З. Хисматуллина, с богатыми вокальными возможностями на высоком уровне, лирично представила образ Рамзии. Суембика в трактовке М. Рахманкуловой была удачно показана в комедийно-бытовом жанре.

Музыка спектакля, яркая и мелодичная, звучала великолепно. Арии, дуэты, танцы были встречены публикой аплодисментами. Этому способствовало слаженное звучание оркестра под управлением дирижера Х. Фазлуллина. Жизнерадостный, веселый спектакль был тепло встречен зрителями, пресса также отозвалась положительно. Однако, выявились некоторые недостатки. Режиссер – постановщик З. Сафин не смог преодолеть недостаток либретто. Все три действия спектакля проходят в здании пристани. Это выглядит скучновато и, по мнению ценителей искусства, если бы авторы и режиссер последнее действие показали в деревенской обстановке, где трудятся и живут действующие лица, то спектакль смотрелся бы намного интереснее.

      Эти и другие замечания авторы учли и в 1950 году заново пересмотрели и исправили либретто и соответственно этому и музыкальную часть.

В новой редакции музыкальная комедия называлась «Золотая осень». Объясняется это тем, что теперь действие происходит на селекционной станции колхоза, в дни золотой осени. Режиссером – постановщиком был, как и прежде З. Сафин, дирижировал Х. Фазлуллин. П. Сперанский заново создал декорации.

       Премьера музыкальной комедии в новой редакции состоялась 31 марта 1951 года в здании татарского драматического театра и прошла успешно. Спектакль в сезоне 1951-1952 года неоднократно повторялся и проходил при полном аншлаге. Однако и в новой редакции нашлись недочеты. Авторы сочли целесообразным еще поработать над пьесой, доводя ее до необходимого уровня. К сожалению, третий вариант не был завершен. Причиной тому была смерть Гамира Насрый. Для Джаудата Файзи эта оперетта оказалась последней.

Пока нет комментариев

Комментарии