КОДЕКС ЧЕСТИ ДЖАУДАТА ФАЙЗИ.

К 110-летию со дня рождения Джаудата Файзи.

«Почему о нём не слышно? Почему даже его 100-летний юбилей в Татарстане не был отмечен на должном уровне?» Подобные вопросы задаются довольно часто. Ответ на них кроется, возможно, в самой личности композитора, его независимом характере, принципиальной позицией по многим вопросам, расходившейся с официальным мнением. Возможно сказался пятнадцатилетний запрет на исполнение музыки Файзи. Этот негласный запрет касался трансляции по радио и телевидению, а также издания нот произведений композитора.  Запрет этот исходил из распоряжений НКВД и связан был с нескрываемым заступничеством «за Мусу Джалиля и Фатхи Бурнаша». Джаудат Файзи протестовал против признания их предателями Родины. Пропагандировал лирику Мусы Джалиля, стучась в издательства и пытаясь издать его стихи. Написанная Джаудатом Файзи опера «Красный цветок» по произведению «врага народа» Фатхи Бурнаша не увидела свет. Она так и осталась храниться в архиве композитора.

Джаудат Файзи не прятался, пытаясь скрыть свою дружбу с «врагами народа», а напротив гордился этой дружбой, не верил в предательство друзей, пытался их реабилитировать. Этим он и навлёк неприятности на свою голову. Шедший вразрез с «общепринятым» мнением, он сам вошёл в разряд изгоев. Не находя поддержки в Союзе композиторов, где все поспешили отстраниться от неудобного коллеги, Джаудат остался одинок  в своей правоте и в своём творчестве, без поддержки, без понимания. Всё, что писал, складывалось в стол. Это и опера «Красный цветок» По Фатхи Бурнашу, и балет «Кара Ахмет» по произведению Г. Тукая. Не нашлось никого, кто бы согласился написать либретто к опере «Неотосланные письма» по повести А. Кутуя. Пришлось Джаудату самому вспомнить, что он ещё и поэт. Позже искусствоведы говорили, что опера «Неотосланные письма» — вершина творчества Джаудата Файзи. Всё же, видимо, шлейф неугодности, строптивости и своеволия так и остался за принципиальным человеком и гражданином Джаудатом Файзи. Твёрдая гражданская позиция композитора больно ударила по его положению в творческих кругах. А, как говорится, один в поле не воин. Вплоть до «Хрущовской оттепели», до тех пор, как «врагов» признали героями, Джаудат оставался на обочине культурной жизни. В эти годы он с присущей ему самоотдачей предавался собиранию татарского музыкального фольклора

ФОЛЬКЛОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЖАУДАТА ФАЙЗИ

В начале 60-х обвинения сняли, Джаудату дали «зелёный свет». Но позиции одного из ведущих композиторов Татарстана была утеряны. Многих друзей за годы опалы он потерял. В 60-х гг. ему было уже за пятьдесят. Начинать всё с начала? Опять бороться за своё место под солнцем? Где взять на это силы? А жить ему оставалось всего десять лет.

Вот так был задушен талант. Он не увидел постановок своих произведений на сцене, не услышал свою музыку в исполнении оркестра. А партитуры и клавиры его произведений лежат нетронутыми в фондах Национального музея РТ уже почти пол века.

Каково ему было, чувствуя в себе нереализованные силы, рвущуюся из души музыку, быть пригвождённым обстоятельствами к креслу директора Кабинета музыкального фольклора? Огонь творчества, вдохновения, сжигающий и испепеляющий душу и не дающий покоя должен был охватить новую сферу приложения творческих сил. Не удивительно, что весь жар его души выплеснулся на эту спасительную работу. 235 народных песен вошло в его сборник «Жемчужины народные». Он, со свойственным ему азартом отдавался делу, за которое отвечал.

Его незапятнанная совесть и кураж, ведущий его по жизни помогали перенести невзгоды и оставаться человеком, о котором родные сейчас говорят: «добрый, внимательный, приветливый, «душа-человек».

Моё впечатление от личности Джаудата Файзи – это восхищение свойствами его характера: решимость, воля, целеустремлённость, уверенность в себе, кураж и смелость. Он брался за новое, ставя перед собой вопрос: «Смогу или нет?» и отвечая «Я попробую. У меня должно получиться». И у него всё получалось. Он прожил интересную жизнь полную событий и впечатлений. Он шёл неизведанными дорогами, любил жизнь, людей, встречавшихся на его жизненном пути, своих родных и близких, порой относился к жизни, как к азартной игре, при этом не забывая о кодексе чести гражданина и человека.

Мы помним Джаудата Файзи, как человека, пытавшегося влиять на ход событий. Он видел в этом свой долг и чувствовал в себе силы жить и творить так, как ему диктовали его честь и совесть. Обострённое чувство справедливости навлекало на него неприятности и вызывало усмешки. Подобно Дон Кихоту, воюющему с ветряными мельницами, он брал на себя ответственность за восстановление справедливости в отношении незаслуженно опороченных Мусы Джалиля и Фатхи Бурнаша. «Торыгыз, Мусалар!» («Вставайте, Мусы!) Так называлась одна из его песен, посвящённых погибшим на войне татарских писателях, творчества и вдохновения которых так не хватало в мирной жизни. Слова к песне написал С. Хаким.

Кайвакыт күп төрле
Уйлардан йөдисең…
Килә бер җир буйлап
Кычкырып йөрисем:
Басуда — арышлар,
Бакчада әнисләр
Өлгерде, торыгыз,
Торыгыз, Алишлар…

Кайвакыт бүлмәдән
Качасың юри син…
Килә бер җир буйлап
Кычкырып йөрисем:
Дошманнар тынмаслар,
Коялар яңадан
Кургашлар, торыгыз,
Торыгыз, Курмашлар…

Кайвакыт исним дә
Чәчәкле җил исен,
Килә бер җир буйлап
Кычкырып йөрисем:
Чәчәкләр үсәләр,
Көн саен тормышта
Сез кирәк, торыгыз,
Торыгыз, Мусалар…

Вместе с тем, сам Джаудат стал мишенью для нападок. Дело доходило до смешного. Джаудату приходилось оправдываться за своё происхождение. Его пытались опорочить, вменяя ему в вину то обстоятельство, что его отец Харис Файзи получал образование в Турции. На Джаудата приходили анонимки с обвинениями его в том, что он является «турецким» шпионом. Джаудата Харисовича вызывали в «Особый отдел», где он писал объяснительные, доказывая, что он НЕ является турецким шпионом. То обстоятельство, что Харис Файзи являлся просветителем татарского народа, автором первых учебников на татарском языке, во внимание не принималось и повод для гордости сына стал его бичом.

Мы, потомки Джаудата Файзи, хорошо осведомлены в том, что он был человеком неудобным и неугодным. Споры, твёрдая позиция в принципиальных вопросах, отстаивание своего мнения. происходили из его уверенности в собственной правоте и волевого характера.

Только человеку с такими свойствами души было дано совершить прорыв в татарской культуре, сказать новое слово в татарском театре, создав новое явление: «татарскую музыкальную комедию.

Синтез деловитости и романтизма, душевной тонкости и молодой удали воплотились в многогранном таланте, который до сих пор заставляет нас поражаться уникальности незаурядного человека, композитора, писателя и гражданина Джаудата Файзи.

Послушайте фрагмент из музыкальной комедии Джаудата Файзи «Идель буенда» («На берегу Волги»).

Пока нет комментариев

Комментарии