ИБРАГИМ НУРУЛЛИН О МИРХАЙДАРЕ ФАЙЗИ

Ибрагим Нуруллин (1923 – 1995) — литературовед, писатель, драматург, доктор филологических наук, профессор, участник Великой Отечественной войны, автор пьес, рассказов, статей, трудов о деятелях культуры Татарстана.

В приведённой ниже статье Ибрагим Нуруллин раскрыл психологические социальные аспекты творчества Мирхайдара Файзи. Кроме того, следует отметить, что автору удалось выразить своё отношение к личности драматурга, его уникальному положению в татарской литературе, воспеть его душевные качества, творческий стиль, особую эстетику произведений, происходящую из его художественной натуры, трепетного склада его души.

В своей критической статье «Мирхайдар Файзи (1891-1928)» Ибрагим Нуруллин обнаруживает глубокое знание основополагающих факторов, повлиявших на его творческий стиль.

В статье перечислены основные драматические произведения и сборники стихов писателя, представленные в хронологическом порядке.

Ибрагим Нуруллин пишет: спокойная, красивая… весёлая жизнь на хуторе, природа оказали большое влияние на развитие личности писателя. Вдобавок, то обстоятельство, что Мирхайдар не отличался крепким здоровьем, а напротив, был слаб и худ, привело к тому, что для него главным стала не жизнь тела, а духовная жизнь.

С 14 лет он начал заниматься литературным трудом. На свет появились стихи, пьеса «Татар туе». Пьеса была прочитана родным. Она поразила их, воплощённым в ней талантом. В этот же период появились статьи в журнале «Чүкеч».

Болезнь сердца не позволила Мирхайдару завершить образование.

Жизнь его протекала летом — в Кукшель и Жюняй, а зимой —  в Орске, в доме Отца.

В 1909 г была написана пьеса «Два Хасана». Сферой приложения сил стали публицистика и переводы, поэзия, проза и драматургия.

Автор даёт следующую характеристику молодому Мирхайдару: «Тонкий эстет, мечтатель с трепетным сердцем, стоящий обособленно от других литераторов».

«Юный драматург рос в богатой дружной семье, в единении с природой. Смотрел на жизнь сквозь розовые очки. Влюблённый в красоту, хотел видеть мир в светлых тонах, искал в нём красоту и гармонию. И хотел показать это другим».

Он не находил эту красоту и гармонию в обычной жизни. Где же он её нашёл?  — В природе и любви!

Сборник «Мои стихи» – 1912 г. Трудно было найти подходящие слова в обыденной жизни для описания природы. Сравнивает её с описанием райских садов Эдема, черпая вдохновение из лексики священных писаний.

Опьянение волшебством природы и любви не могло продолжаться долго. Неизбежная реальность входит в прекрасный мир грёз и начинает топтать романтические идеалы. Это видно из сборника стихов 1913 г. «Яшь куңель» («Молодые настроения»). Эти трагические настроения навеяны смертью его друзей, совсем ещё молодых людей. Слышен звук оборванных струн. В стихах произошли большие перемены. Романтическая личность вступает в конфликт с реальностью.

По мере того, как поэт знакомится с жизнью народа, его иллюзии о счастье постепенно разрушаются. В то время, как народ страдает, его сын не мог чувствовать себя счастливым и свободным. Он тяжело переносит крах идеалов. В результате, его внимание переключилось на житейские ситуации. Появился интерес к драматургии в творчестве. Молодой драматург начал с комедии «Бизәнү» («Прихорашивание»). Эту пьесу он написал в 1911 г.

1911 г. – комедия «Яшьләр алдатмыйлар».

1913 г. – мелодрама «Кызганыч».

1913 г. – мелодрама «Проказы судьбы».

1914 -16 гг.  Мирхайдар Файзи работает в деревенских библиотеках.

1913 -15 гг. – изучает устное народное творчество. Мирхайдар собрал и классифицировал 550 народных песен. Составлен сборник.

1914 г. – драма «Авыл бәйрәме». Идея пьесы озвучена одним из её героев: «Молодёжь должна идти своим путём». На молодёжь нельзя давить. Они только ожесточённее станут. От того, что я одену старомодную одежду, как этого требует мой отец, я не стану благочестивее. Это меня не защитит от совершения плохих поступков. А тот, кто одет современно, на самом деле, намного лучше меня». Над героем смеются из-за его старомодного одеяния. Эта пьеса – мост к реализму который в 1916 г. привёл к написанию «Галиябану».

Галиябану придумала мелодию, которую молодые люди перехватили, используя имена своих любимых девушек…

Халил и Галиябану – трудолюбивые, удалые, бойкие, достойные молодые люди, смелые и храбрые. Мирхайдар Файзи создал реалистические образы представителей сельской молодёжи.

Автор статьи ставит вопрос: «Кто виноват в том, что история закончилась трагически»?

И даёт ответ: «Это социальные обстоятельства, мировоззрение окружающих, моральные ценности».

Красота, обаяние, чистота, таланты Галиябану были известны не только в округе, но и далеко за пределами села. Это обстоятельство подстегнуло Исмагила заполучить это сокровище, хотя он и не испытывал чувства к девушке…

К романтическим произведениям можно отнести и пьесы «Урал суы буенда», «Ак калфак» и «Асылъяр». К социалистическому реализму Ибрагим Нуруллин предлагает отнести пьесу «Кызыл йолдыз».

Предлагаем Вам прочесть статью Ибрагима Нуруллина, которая раскроет для Вас Мирхайдара Файзи с новой стороны, подарит Вам новый взгляд на его творчество.

Ибраһим НУРУЛЛИН- Мирхәйдәр Фәйзи

Пока нет комментариев

Комментарии