ДЖАУДАТ ФАЙЗИ: СОЛНЕЧНЫЙ РОМАНТИК ИЛИ «ЩЕДРЫЙ ДУШОЙ»

Автор статьи: Файзуллина Лилиана Эдуардовна, преподаватель Казанского филиала РАНХиГС.

Опубликовано в С80 СТИХИ И РАССКАЗЫ. Сборник творческих работ студентов и преподавателей профессиональных образовательных организаций Российской Федерации в рамках проведения II Общероссийской заочной конференции молодых авторов профессиональных образовательных организаций Российской Федерации «Будем помнить…» с 19 марта по 11 мая 2018 года. — Самара: Изд-во «Инсома-пресс», 2018. — 124с.

Я – Файзуллина Лилиана Эдуардовна, внучатая племянница Джаудата Файзи (Файзуллина), хочу рассказать о творчестве моего любимого родственника.

17 января 1910 г. в Оренбурге в семье учителя Харриса Файзуллина родился сын, которому дали арабское имя Джаудат, означавшее «превосходство, отсутствие любых недостатков, изъянов»; «щедрость, широта души». Спустя годы этот человек, «щедрый душой», войдет в историю нашей страны (и Татарской Республики, в частности) как один из видных представителей татарской музыкальной культуры.

     Широта души этого человека, известного нам как Джаудат Файзи, как принято говорить о хороших людях, не знала границ. В книге «Композиторы Советского Татарстана» (Таткнигоиздат, Казань, 1957 г.), в написании которой принимал участие и сам Джаудат Файзи, в частности, отмечается, что он  —  «автор трех музыкальных комедий, свыше 150 песен и большого числа обработок татарских народных песен».Еще подчеркнуто следующее: «Произведения композитора  — «Башмагым» («Башмачки»  — музыкальная комедия в трех актах Д. Файзи, либретто  — литературная основа  — татарского драматурга Тази Гиззата (1895–1955) по одноименной комедии башкирского драматурга Хабибуллы Ибрагимова (1894–1959); действие происходит в Казани в конце XIX века, премьера — март 1942 г.), отрывки из других музыкальных комедий, музыка к драматическим спектаклям и многие песни на актуальную советскую тематику  — постоянно звучат в музыкальном быту татарского народа и получили широкое распространение за пределами Татарии»(стр. 66 обозначенной выше книги).

     Пристрастие к музыке про­явилось у Джаудата в раннем детстве под впечатлением посещения в Оренбурге дома друга своего отца, татарского писателя, издателя и общественного деятеля Шакира Мухамедова (1865–1923). Здесь Джаудат с упоением слушал татарские народные песни в исполнении сыновей писателя, создавших своеобразный семейный ансамбль. Биографы Файзи старательно делают акцент на том, что именно в доме Мухамедова Джаудат Харисович «впервые подошел к фортепиано и стал на слух подбирать понравившиеся мелодии татарских народных песен». Музыкально-творческое развитие Дж. Файзи «обеспечили» брат его отца, классик татарской драматургии Мирхайдар Файзи (1891–1928; самое известное его произведение  — драма «Галиябану», 1917 г.), прививший Джаудату любовь к музыке и театру, а также превосходно играющий на баяне старший товарищ Джаудата Александр Ключарев (1906–1972). В возрасте 10 лет Джаудат активно посещает музыкальные вечера оренбургской «Школы Восточной музыки». Его интерес к музыке способствует тому, что вскоре он уже будет зачислен в класс фортепиано Халимы Булатовой (1905–2000), которая в скором будущем (1938 г.) первой из татарских музыковедов получит высшее музыкальное образование в Московской государственной консерватории им. П. И.  Чайковского. У Булатовой Файзи и получил первое музыкальное образование, которое в совокупности с его природным талантом привело к тому, что в 15-летнем возрасте Джаудат написал драму «Слезы», поставленную в татарском драматическом театре в Оренбурге.

     В 1925 г. семья Файзи переезжает в Казань, где, окончив среднюю школу, Джаудат Харисович едет на работу в качестве учителя в д. Ишеево Нижегородской области. Он активно включается в организацию сельской художественной самодеятельности, что помогает ему вплотную соприкоснуться с народным песенным творчеством. Проучительствовав несколько лет, Джаудат Файзи в 1929 г. поступает на юридический факультет Казанского университета, не забросив при этом литературное и музыкальное творчество. В 1929 г. была издана его комедия «Шесть пальцев», в 1930 г.  — сборник рассказов. В начале 1930-х годов Дж. Файзи  — активный участник молодежной секции Союза писателей Татарии, корреспондент газеты «Кызыл яшьляр» («Красная молодежь»). В это же время появляются и его первые музыкальные сочинения  — «Восточный романс», «Марш индустрии» и марш «Красная молодежь», которые были приняты Татрадиокомитетом и исполнялись в концертах татарской музыки. Вскоре Файзи показал свои произведения Василию Виноградову (1874–1948)  — композитору и педагогу, одному из тех представителей русской музыкальной культуры, кто работал в области татарской музыки (кстати, Виноградов  — уроженец Елабуги). Виноградов привлек Файзи к посещению курсов истории музыки в Казанском музыкальном училище, сам же стал заниматься с молодым автором композицией. Эти занятия ускорили творческое становление Джаудата Файзи.

    В 1934 г. в связи с организацией Татарской оперной студии при Московской государственной консерватории Файзи направляется в Москву заведующим учебной частью студии. Возвращается он в Казань в 1938 г., имея за плечами колоссальный музыкальный опыт. В Казани Файзи работает музыкальным редактором радиокомитета, а затем заведующим музыкальной частью Татарского академического театра им. Г. Камала. Музыка к спектаклям «Ташкыннар» («Потоки») Тази Гиззата (1937) и «Шамсикамар» Мухамета Аблеева (1938) принесла Файзи успех у зрителей. Закрепила успех музыка к комедии Наки Исанбета «Хужа Насреддин» (1941). Теперь Файзи принимается за решение, на его взгляд, невероятно трудной задачи  — создание татарской музыкальной комедии. Первым его произведением в этом жанре была музыкальная комедия «Башмачки», премьера которой состоялась 1 марта 1942 г. на сцене Татарского государственного театра оперы и балета. В 1944 г. в содружестве с поэтом Ахмедом Файзи появляется второе произведение этого жанра  — «Акчарлаклар» («Чайки»), посвященное молодежи. В 1949 г. была осуществлена постановка третьей музыкальной комедии Файзи  — «Идел буенда» («На берегу Волги»), написанной в творческом тандеме с драматургом Гамиром Насретдиновым. В годы Великой Отечественной войны ряд песен Файзи (например, «Кровь за кровь» на стихи Г. Насретдинова, «Товарищ командир» на стихи Ф. Карима, «Встреча героев» на стихи Т. Гиззата), призывая к победе над фашизмом, были очень популярны. После войны творческие поиски привели композитора от музыкальной комедии к опере. Его «Неотосланные письма» (по повести Аделя Кутуя) оказались весьма интересны в плане опыта создания татарской лирической оперы на современную тему (премьера состоялась на сцене театра им. М. Джалиля в 1960 г.). Творческая деятельность композитора, от природы наделенного талантом, длилась более 40 лет. За выдающиеся заслуги в развитии татарской музыки Джаудат Файзи был награжден орденом Трудового Красного Знамени, ему были присвоены почетные звания «Заслуженный деятель искусств ТАССР», «Заслуженный деятель искусств РСФСР» и «Народный артист ТАССР».

Пока нет комментариев

Комментарии