75 лет со дня написания и первой постановки музыкальной комедии «Башмагым». (Композитор – Джаудат Файзи, либретто – Тази Гиззат)

Джаудат Файзи считается основоположником жанра музыкальной комедии. Он стал достойным продолжателем дела, начатого его дядей Мирхайдаром Файзи. Джаудат Файзи говорил, что любовь к татарской музыке ему привил его дядя Мирхайдар Файзи. Причём, Джаудат Файзи стал его достойным учеником, подняв созданный Мирхайдаром Файзи жанр татарской музыкальной драмы на новый уровень. И первым образцом татарской музыкальной комедии явилась комедия «Башмагым».

Драматична история создания этого произведения. Шёл военный 1942 год. Все работники культуры были направлены в Кайбицкий район на рытьё окопов. Были серьёзные опасения, что линия фронта будет проходить здесь. Моральный дух населения был подавлен. Требовалось некое событие, которое подняло бы настроение людей и укрепило бы их моральный дух.

Среди тех, кто работал на оборонительных сооружениях был Джаудат Файзи. Бригадой руководил Адель Кутуй. Он то и предложил Джаудату Файзи создать произведение, которое было бы способно воодушевить и подбодрить население. Как известно, музыка и юмор помогают выжить в трудную минуту.

Джаудату Файзи понадобилось три месяца для сочинения музыкальной комедии.

Так появился на свет первый образец этого жанра — «Башмагым».

Обстановка, сопутствующая первой постановке была отнюдь не праздничная. Обязательная светомаскировка Татарского театра оперы и балета, обеспечивавшая безопасность, задержка спектакля на три часа, связанная с проверкой документов всех зрителей. Всё – во избежание провокаций, связанных с военным временем.

Так, во мраке светомаскировки зазвучала прекрасная, доселе не слышанная музыка, поднявшая дух, подавленных тяжким бременем войны людей. В страшное военное время эта постановка стала незабываемым событием, дававшим надежду и веру в победу над врагом. Не могло быть иначе, когда на свет рождаются такие произведения, как «Башмачки».

Так, в мартовский вечер 1942 года, разрывая темноту светомаскировки, в казанское небо взвился каскад прекрасных мелодий «Башмачков». Какой силой духа надо было обладать создателям этого произведения, чтобы невзирая на все тяготы военного времени, произвести на свет такое оптимистическое творение!

Либретто написал Тази Гиззат по одноимённой пьесе Хабибуллы Ибрагимова. Главные роли исполняли: Савар – Галия Кайбицкая, Галимжан – Файхри Насретдинов.

Татарская народная песня «Башмагым», положенная в основу музыки, построена на своеобразном диалоге. Она известна с середины 18 века. Джаудат Файзи, переработав её, придав ей новое звучание дал этой песне вторую жизнь. Музыкальная комедия «Башмагым» обогатила музыкальную культуру татарского народа и была популярна и любима на протяжении 75 лет своего существования.

Когда речь заходит о творчестве Джаудата Файзи, то говорят о «самобытном файзиевском стиле и о ярких запоминающихся мелодиях». Его музыкальная комедия «Башмагым» признан лучшим образцом классического национального искусства. Это первое сочинение подобного жанра в татарской музыке.

Зазвучавшая 1 марта 1942 года, музыка «Башмагым» «приподнятая и воодушевлённая» должна была заставлять слушателей и зрителей забывать хотя бы ненадолго о тяжёлом времени.

Принятая в тяжёлую минуту слушателем, комедия «Башмагым» продолжала вдохновлять и радовать его многие десятилетия. Любовь зрителя продлевает жизнь музыкальной постановки по сей день. Зритель всей душой воспринял романтизм комедии, её патетику победно-восторженного восприятия жизни. Музыка «Башмагым» сверкает и переливается красками мягкого летнего дня, звенит и наполняет сердца слушателей радостью и жизненной силой». Комедия переведена на русский, украинский, узбекский, казахский и тувинский языки. Она сразу стала популярной в стране. Успех обусловил появление новых режиссёрских трактовок, интерпретаций. Со времён первой постановки пьеса выдержала более 600 представлений.

А в далёком 1942 году премьеру «Башмачков» готовила сплочённая команда талантливых людей. Это режиссёр С. Валеев-Сульва, дирижёр И. Аухадеев, балетмейстер – В. Гаврилов. Говорят, что самым трудным в постановочном процессе было выявить комедийное дарование артистов: шла война, было не до шуток и нужно учесть и то, что «Башмачки» Джаудата Файзи — это первое татарское произведение, написанное в жанре музыкальной комедии.

Сюжет пьесы Хабибуллы Ибрагимова строится вокруг пропавших расшитых золотом башмачков. Автор либретто Тази Гиззат усилил в содержании сатирические и комические моменты. Комедия высмеивает патриархальные купеческие домостроевские порядки. В комедии мы наблюдаем картины старого казанского купеческого быта, характерные персонажи, сваха, богатый, но нежеланный жених.  Красота, жизнерадостных народных мелодий, характеризующих положительные образы, противопоставленные композитором пародийным метким музыкальным карикатурам. В опере много юмористическим массовых бытовых сцен. Но музыкальным стержнем комедии стала песня «Башмагым», которая поётся от лица девушки, потерявшей башмачки.

Друзья Джаудата Файзи говорили об этом произведении: «Джаудат сшил крепкие башмаки. На века».

Проблемы, раскрытые в комедии актуальны и в наши дни. Житейские ситуации, характеры, взаимоотношения, представлены живо, изящно и остроумно.

Хочется только пожелать нашему взыскательному зрителю новых постановок этого прекрасного творения, детища гениального творческого союза Тази Гиззата и Джаудата Файзи.

Пока нет комментариев

Комментарии