«10 ЛЕТ СПУСТЯ» «БАШМАЧКИ» ДЖАУДАТА ФАЙЗИ В ИСПОЛНЕНИИ ОПЕРНОЙ СТУДИИ НА ТНВ-ПЛАНЕТА

Показ приурочен к 100-летию образования Татарской автономии.

Этот выбор не случаен. Оперетта «Башмагым» написанная Джаудатом Файзи на либретто Тази Гиззата стала одним из крупнейших достижений молодой республики. Этот шедевр ознаменовал собой рождение нового явления в татарской музыкальной культуре – музыкальной комедии. Вышедшая в 1942 г. она явила собой средство поддержания морального духа населения воюющей страны. И сегодня, в дни страшной эпидемии, легендарная оперетта вновь выполняет свою миссию, поднимая нам настроение и напоминая, что наш народ пережил и не такие беды, не падая духом, веря в победу и возвышаясь над опасностью и страхом смерти, создавал прекрасную музыку, способную пережить не один государственный строй, природные катаклизмы и культурные революции разных эпох.

В последнее время мы часто слышим высказывания специалистов и любителей классической татарской музыки о том, что оперетта Джаудата Файзи должна ставиться на сцене Оперного театра. Сожаления о том, что этого не происходит встречались и на страницах нашего сайта.

То обстоятельство, что на протяжении прошлого года казанцы могли увидеть постановки «Башмачков» в трёх драматических театрах, только подогрело интерес к оригинальной классической версии оперетты. По нашей просьбе телерадиоканал ТНВ-Планета трижды за месяц уделил эфирное время для показа оперетты в исполнении Оперной студии при казанской консерватории и оркестром «TATARICA». Под управлением Р. Халитова. Художественный руководитель Оперной студии – Заппарова А.И., режиссёр-постановщик – Фаткуллин Р.М.

Постановка эта была осуществлена на сцене БКЗ им. С.Сайдашева ровно 10 лет назад к 100-летию Джаудата Файзи. В 2010 г. Тогда же и была сделана запись премьерного показа спектакля радиокомпанией ТНВ. Через 10 лет внимание любителей татарской музыкальной классики вновь приковано к этой постановке. И не спроста. Внимание современного театрала приковывает творчество Джаудата Файзи. Но каково же оно в своём подлинном проявлении? Нас всех интересует этот вопрос. И ответ на него может дать только эта постановка, исполненная в стилистике автора, скрупулёзно воплотившая во всех деталях замысел композитора.

Архив телерадиокомпании ТНВ бережно сохранил для нас эту уникальную запись. В назначенный час встреча с прекрасным состоялась. Для молодых ценителей классики эта встреча стала откровением.

И да простят нас те, кто создавал этот спектакль и, кто в нём участвовал. Только спустя 10 лет мы воздаём должное искусству и таланту тех, благодаря кому новое молодое поколение может познакомиться с настоящей музыкой Файзи.

Эта музыка в исполнении молодых оперных певцов предстала перед нами во всей своей многогранной красоте. Исполненная тонко, со вкусом, с изяществом, она потрясла и искушенных ценителей татарской музыки. Достойно представленное высокое искусство подарило всем настоящее эстетическое удовольствие.

Два часа спектакля пролетели, как одно мгновенье. Буйство чувств и темпераментов, отражённые в музыке сделали спектакль живым, энергичным. Потрясающе, как с помощью музыки можно обрисовать характерные образы. Файзи выступил, как тонкий художник, мастер драматургии в музыке. А Оперная студия продемонстрировала высокий профессионализм, вокальный талант участников, артистизм, представила нашему вниманию достойную постановку, оригинальное воплощение музыки Файзи, ошеломляющей своей мощью и красотой.

Мы рады, что зритель, знакомый с несколькими вариантами постановок драматическими театрами, увидел и услышал подлинную, настоящую оперетту, которую с 2010 г. никто и нигде не ставил. Это было два часа счастья и лёгкой, воздушной, трепетной музыки.

Подобно публике в зале телезрители находились в плену завораживающей музыки и восхитительных голосов рукоплескали, присоединяясь к овациям под заключительные аккорды «Башмачков».

Учёные -музыковеды комментируют небывалый успех постановки «Башмачков» Оперной студией: «Оперетта основана на татарском фольклоре, плюс музыкальные устремления к мировым шедеврам привели к созданию классического произведения такого высокого уровня. В свою очередь, консерватория не может иначе исполнять, чем это написано автором и, конечно же, привнося свои наработки, связанные с тем, что её выпускники глубоко погружены в классическую музыку и чувствуют это пространство.» (профессор Казанской консерватории Заппарова А.И)

Состав Оперной студии 2010 г. так много сделал для молодого поколения музыкантов, вводя их в мир татарской музыкальной классики!

В год 110-летия Джаудата Файзи уже новый состав готовит для зрителей новый спектакль. Это музыкальная комедия «Ходжа Насреддин».

В настоящее время Оперная студия при Казанской консерватории своим энтузиазмом и подвижничеством достойно выполняет миссию возрождения татарской классической музыки. Наши молодые талантливые музыканты могут представлять татарскую классику на высочайшем европейском уровне. Замечательное исполнение солистами вокальных партий «Башмачков» в 2010 г. дало им путёвку в большой мир оперного искусства. Вам знакомы эти имена? Это Кагиров Филюс, Хайри Айгуль, Исламовы Артур и Эльза, Гатин Рузиль и Илюса Хузина. Излишне говорить, что это воплощение оперетты не идёт ни в какое сравнение, ни с одним другим исполнением «Башмачков» Джаудата Файзи. И такие достижения в нашей культуре нужно освещать и пропагандировать, периодически транслируя по телевидению, донося их до широкого круга зрителей, не дожидаясь следующего большого юбилея.

В этой связи хочется выразить надежду, что с созданием Татарского музыкального театра, проблема культурного голода будет решена, и мы будем наслаждаться шедеврами татарской музыкальной классики не сидя перед телевизором, а посещая храм искусства – настоящий театр. Это будет театр, где найдут своё место и такие самородки вокального искусства, каких готовит наша консерватория.

А сегодня мы благодарим руководство телерадиокомпании ТНВ за достойное решение представить вниманию наших современников запись «Башмачков», ставшую достоянием республики Татарстан!

Мнение специалиста

Художественный руководитель Оперной студии Альфия Заппарова делится с сайтом своими размышлениями о судьбе татарской музыкальной классики в современной культуре:

«У наших татарских композиторов всё настолько в небольшом количестве и эксклюзивном качестве, что к этому надо относиться очень бережно с научной точки зрения и с точки зрения человеческого фактора. Эти произведения – такие раритеты и артефакты! Сейчас никто ничего такого плана не создаёт. А именно, чтобы это было национальным и глубинно архаичным, связанным с нашими корнями, и современным, в то же время, с изысканными ритмами. Это просто кладезь. И, когда касаешься музыки Файзи, Ключарёва, Яхина, Музафарова, Сайдашева, Жиганова, поражаешься тому, как они умели это синтезировать, с каким вкусом, с какой деликатностью, с каким шармом! Откуда?!Как они смогли это сделать?! У них ведь не было такого музыкального прошлого, как в Европе, — 500-летняя история музыкального развития, в России – 200 лет… У нас не было такого пути у композиторов. Это были десятилетия – максимум 20-30 лет. В 1920 г. была создана Татарская автономия, и в 1942 г. уже звучит такой шедевр – «Башмачки» Файзи, и в 40-е гг. звучат оперы Жиганова. Как можно было преодолеть за 20 лет дистанцию в 200-300 лет. Они за год делали то, что другие страны делали за десятилетия. Поэтому к ним должно быть соответствующее отношение. Не должно быть точки зрения, вроде позиции, что «лишь бы музыка Файзи звучала, и не важно в каком контексте». Не так много он написал, чтобы пренебрежительно относиться к исполнению его музыке.

Надо быть образованными и ровняться на наших композиторов, которые сделали невероятные усилия, чтобы поднять нашу национальную культуру.»

Сайт благодарит Казанскую консерваторию за предоставленный фото материал.

Пока нет комментариев

Комментарии